О журнале

Правила

публикации

Требования

к материалам

Контакты

Приветствуем вас на страницах сайта журнала

"Этнос и право"!

№ 1 2014 год
№ 2 2014 год
№ 1 2015 год
№ 2 2015 год
№ 3 2015 год
№ 4 2015 год
№ 1 2016 год
№ 2 2016 год
№ 3 2016 год
№ 4 2016 год
№ 1 2017 год
№ 2 2017 год
№ 3 2017 год
№ 4 2017 год
№ 1 2018 год
№ 2 2018 год
№ 3 2018 год
№ 4 2018 год
№ 1 2019 год
№ 2 2019 год
№ 3 2019 год
№ 4 2019 год
№ 1 2020 год
№ 2 2020 год
№ 3 2020 год
№ 4 2020 год
№ 1 2021 год
№ 2 2021 год
 

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОЛИГАМНЫХ БРАКОВ

 Сухов Э.В., доцент кафедры международного и европейского права, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация: в работе исследуются причины возникновения полигамии и и возможность легализации полигамных браков в России.

Ключевые слова: полигамия, полигиния, полиандрия, брак, правовое регулирование, семья.

 LEGAL REGULATION OF POLYGAMOUS MARRIAGES

Sukhov E.V, Associate Professor of International and European Law, PhD, Associate Professor

Abstract: This paper investigates the causes of polygamy and the possibility of legalizing polygamy in Russia.

Keywords: polygamy, polygyny, polyandry, the marriage, the legal regulation of the family.

 Предметом нашего исследования является вопрос о необходимости правового запрета на полигамные браки и возможность установления такого запрета со стороны государства. Для полноты нашего исследования, прежде всего следует определиться с терминами, характеризующими это явление. В Большой советской энциклопедии приведены следующие определения:

Моногамия (от моно... и греч. gámos — брак), единобрачие, историческая форма брака и семьи. Возникнув из парного брака в эпоху распада первобытного общества, М. стала в дальнейшем господствующей формой брака.

Полигамия (от поли... и греч. gámos — брак), многобрачие. Разновидностями полигамии являются:

Полигиния (от поли... и греч. gyne — женщина, жена), многоженство, одна из исторических форм брака, свойственная преимущественно патриархату .

Полиандрия (от поли... и греч. aner, родительный падеж andros — мужчина, муж), многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой одна женщина имеет нескольких мужей.[1]

В обществе, зачастую, под полигамией понимается исключительно многоженство, что не является верным. Полигамия является обобщающим понятием полигинии и полиандрии и противопоставляется моногамии.

Следует различать полигамию и прелюбодеяние или адюльтер (франц. adultère) – супружескую измену. Полигамия заключается в устойчивой связи между членами полигамной семьи, каждый из которых признает других супругов через общего супруга.

Полигамия может признаваться государством, путем разрешения заключать полигамные браки, либо не признаваться, в этом случае, они реализуются в форме фактических брачных отношений, при которых у одного мужчины существуют, помимо официальной семьи, еще одна или несколько фактических семей.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, в статье 226, предусматривал ответственность за двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, и предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок.[2] Уголовным кодексом РФ 1996 года, данный состав преступления декриминализовал и лишь Семейный кодекс Российской Федерации[3], действующий в настоящее время, не допускает заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Тем самым, государство признает на своей территории законными только моногамные браки, заключенные в органах загса и не признает полигамию.

В истории человеческой цивилизации не сложилось однозначного подхода к существованию полигамных браков, через которые прошли в своем развитии все народы. И если браки между близкими родственниками, со временем стали под запретом практически повсеместно, то полигамия сохранилась во многих государствах и в настоящее время. Как писал Д. Локк, у одних народов полигамия рассматривается как право, у других - как преступление, у одних она установлена законом, у других наказывается смертью.[4]

В литературе обосновываются несколько теорий, объясняющих существование полигамии. Ш.Л. Монтескье, причины полигамии видел в климатических условиях: «Природа, наделившая мужчин силой и разумом, не положила никакого другого предела их власти, кроме  самой  этой  силы  и  этого разума. Женщине она даровала очарование красоты и определила, чтобы вместе с ним оканчивалось  и влияние женщины; но в жарких странах красота встречается только в начале, а не в продолжение всей жизни женщины. Итак, закон, дозволяющий мужу иметь только одну жену, более подходит  к физическим свойствам европейского климата, чем азиатского»…

Полигамия - не столько роскошь, сколько один из  поводов  для  проявления большой роскоши у богатых  наций. В жарких  климатах  у  людей меньше потребностей, и потому требуется меньше средств на содержание жены и  детей. Следовательно, там можно иметь и большее количество жен».[5]

Кроме того, Ш.Л. Монтескье, в качестве одной из причин сохранения полигамных браков, как полигинии, так и полиандрии, рассматривал демографию: «По произведенным в разных местах Европы подсчетам, там рождается больше мальчиков, чем девочек; а в описаниях Азии и Африки сообщается, что там, наоборот, рождается больше девочек, чем  мальчиков. Законы единоженства в Европе и многоженства в Азии и в Африке имеют, следовательно, некоторое отношение к климату. В холодных климатах Азии, как и в Европе, рождается больше мальчиков, чем девочек. В этом, по словам лам, заключается  причина,  почему  у  них  закон дозволяет женщине иметь несколько мужей».[6]

Г. Лебон в работе «История арабской цивилизации»,[7] прямо говорит о том, что полигамия нисколько не зависит от ислама, потому что она существовала до Мухаммеда у всех народов Востока: у евреев, персов, арабов и т.д. с этой точки зрения, нации, которые приняли Коран, ничего не выиграли. По его мнению, никогда не существовала достаточно мощная религия, чтобы изменить обычаи, с точки зрения создания или запрещения похожих институтов. Полигамия - простое следствие климата, характера расы и различных частных условиях существования на Востоке.

Влияние климата и характера расы столь очевидно, что не требует повторных доказательств. Физиологическое строение женщины, материнство, болезни и т.д. заставляет их часто отдаляться от своего мужа, и это временное «вдовство», будучи невозможным при таком климате и с восточным темпераментом жителей, приводит к абсолютной необходимости полигамии.

На Западе, где климат и темперамент менее требовательны, моногамия встречается только в кодексах, и никто не будет оспаривать, что в нравах она редко наблюдается. По мнению Г. Лебона, легальная полигамия Востока лучше лицемерной полигамии Запада. Желание иметь много детей у восточных жителей, их ярко выраженный вкус к семейной жизни, чувство справедливости, которое не позволяет им расстаться с женой, которая перестала ему нравиться, что делается в Европе, и иные причины, должны были обязательно привести к тому, что кодексы санкционировали привычки, созданные обычаями. Если предположить, что законы, в конечном итоге, совпадут с обычаями, то нелегальная полигамия европейцев кончит тем, что она будет узаконена.

В истории России всегда существовали периоды либо признания правовой силы за фактическими сожительствами, либо запрета на фактическое сожительство. Дореволюционное брачное право, например, обвиняло в незаконном сожительстве лиц и отрицало возможность охраны прав незаконнорожденных детей.[8]

В тоже время, полигамные браки признавались в Российской империи. Г.Ф. Шершеневич писал «Наше законодательство, в виде общего правила, устанавливает для всех моногамию (т.X, ч.1, ст. 20, 62), в виде исключения допускает многоженство для магометан (т.X, ч.1, ст. 92-97, Уложение о наказаниях, ст.1558). Следовательно, мормоны не могут ожидать признания у нас действительности их браков. Закон наш предусматривает, однако, и полиандрию (т.X, ч.1 ст. 82)».[9]

Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,  признает групповой брак, при котором целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и который оставляет очень мало места для ревности, в качестве древнейшей, наиболее ранней формы семьи.[10]

Ф. Энгельс прямо указывает на то, что моногамия это современная форма развития института семьи, как следствие совершенствования экономических отношений. С развитием экономических условий жизни, следовательно, с разложением древнего коммунизма и увеличением плотности населения унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной. От мужчин этот шаг вперед не мог исходить помимо прочего уже потому, что им вообще никогда, даже вплоть до настоящего времени, не приходило в голову отказываться от удобств фактического группового брака. Только после того как женщинами был осуществлен переход к парному браку, мужчины смогли ввести строгую моногамию, — разумеется, только для женщин.[11]

Моногамная семья основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом.

Моногамия не была плодом индивидуальной половой любви, с которой она не имела абсолютно ничего общего. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия — именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство, — такова была исключительная цель единобрачия.[12]

В дальнейшем, с развитием экономических отношений, уничтожения капиталистического производства и созданных им отношений собственности, устранятся все побочные, экономические соображения, оказывающие огромное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности – половой любви. Так как половая любовь по природе своей исключительна, то брак, основанный на половой любви, по природе своей является единобрачием. Но длительность чувства индивидуальной половой любви весьма различна у разных индивидов, в особенности у мужчин, и раз оно совершенно иссякло или вытеснено новой страстной любовью, то развод становится благодеянием как для обеих сторон, так и для общества.

Что придет на смену, по мнению Ф.Энгельса, будет ясно, когда вырастет новое поколение мужчин, которым никогда в жизни не придется покупать женщину за деньги и поколение женщин, которым никогда не придется ни отдаваться мужчине из каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви. Когда эти люди появятся, они отбросят ко всем чертям то, что согласно нынешним представлениям им полагается делать; они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности, - и точка.[13]

Таким образом, Ф.Энгельс признает, что моногамия является современной, но отнюдь не окончательной формой существования семьи, и обусловлена сложившимся уровнем экономических отношений.

Не вдаваясь подробно в анализ приведенных мнений, отметим, что по нашему мнению демографические и климатические условия не могут являться причиной возникновения полигамии. Как указывалось этими же авторами, полигамия в различных формах, встречается или встречалась практически у всех народов Европы, в том числе и Севера. Поэтому говорить о том, что полигамия обусловлена жарким климатом было бы не верным.

Что касается демографических причин, то согласно информации, содержащейся на сайте Федеральной службы государственной статистике, на 17.01.2013 года, из 143 миллионов населения России, на 66100 тысяч приходится 76900 тысяч женщин. При этом, если до достижения 30-ти летнего возраста, мужчин больше чем женщин и только после этого возраста, т.е. с 30-35 лет, баланс меняется в обратную сторону. К 50-ти годам женщин больше мужчин всего на 12% и лишь к 70 годам, на 1000 мужчин приходится уже 2379 женщин.[14] Другими словами, женщин больше чем мужчин в силу того, что они больше живут, но к возрасту, когда дисбаланс полов становится значительным, вопросы семьи и брака уже не имеют большого значения. Подобная динамика наблюдается не только в России и Европе, но и большинстве остальных стран, в т.ч. и мусульманских.

Мы уже говорили о том, что полигамия существовала еще в древности. В последующем, в зависимости от того, какая религия получила наибольшее распространение на территории государства, определялось и отношение государства к этому явлению. Наибольшее развитие полигамные браки получили в странах, где основной религией является ислам. При этом государство определенным образом упорядочивало условия и порядок заключения подобных браков (максимальное количество жен, имущественное положение и пр.).

В наименьшей степени полигамные браки распространены в странах, исповедующих христианство. В христианских государствах, где религия устанавливала прямой запрет на полигамию, подобные браки не признавались и преследовались. Далее религиозные установки и запреты трансформировались в моральные и этические нормы, которые продолжают действовать и в настоящее время, несмотря на то, что религия уже не занимает такого места в жизни людей. В основах социальной концепции РПЦ, принятых на Архиерейском Соборе в 2005 году, прямо говорится о том, что «Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона - не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад. Основополагающий принцип права – «не делай другому того, чего не желаешь себе». Древние судебники регламентируют и такие стороны жизни, которые ныне находятся вне поля правового регулирования. Например, прелюбодеяние подлежало по правовым установлениям Пятикнижия смертной казни (Лев. 20. 10), а в настоящее время оно не рассматривается как правонарушение в большинстве государств».[15]

Сейчас, основным постулатом большинства цивилизованных государств провозглашено верховенство и неотъемлемость прав и свобод человека. Рассмотрим, как соотносится полигамия и права человека.

Основой осуществления прав и свобод, по мнению автора, является тезис сформулированный в статье 4 Декларации прав человека и гражданина 1789года: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».[16]

Таким образом, если государство гарантирует каждому свободу заключения брака с лицом противоположного пола, а в некоторых государствах уже и одного пола, то почему государство должно препятствовать этим лицам самостоятельно определять количество супругов, с которыми оно хочет состоять в официальных брачных отношениях.

Следует отметить, что в нашей стране уже наблюдаются некоторые предпосылки для легализации полигамных браков. Это и декриминализация многоженства и закрепление в Семейном кодексе положения о том, что дети, родившиеся вне брака, имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой. Но эти меры борются со следствиями, а не с проблемой.

Государство устанавливает запрет на полигамный брак, но не преследует и не препятствует фактическим полигамным отношениям, что непоследовательно. В этом случае должна устанавливаться, как минимум, административную ответственность за супружескую измену и внебрачные связи, по аналогии с проституцией, которая также является социальным явлением неоднозначного характера.

По нашему мнению, право определять полигамным или моногамным будет брак, должно принадлежать исключительно лицам желающих в брак вступить, при условии добровольности и равноправия такого союза. Как достаточно точно заметил Ж.Б. Доржиев, правовому регулированию подвергаются, во-первых, лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю. В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т.д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо. В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.[17]

Признаем мы это или не признаем, но полигамность заложена в природе человека, независимо от того, мужчина это или женщина. В противном случае в обществе просто бы отсутствовал институт расторжения брака.

Единственным доводом против полигамных браков является их аморальность, т.е. их противопоставление моральным и нравственным устоям общества. Но нормы морали не являются чем-то статичным, они развиваются и изменяются вместе с обществом. Что совсем недавно считалось аморальным (матери одиночки, внебрачные связи, «гражданский брак» и пр.), сейчас воспринимается абсолютно нормально.

Нормы общественной морали признаются таковыми, если они получают одобрение и признаются всеми членами общества, независимо от религии и убеждений, например, убийство, кража, обман и др. Полигамные браки признаются аморальными большей частью общества, но не всеми, как правило лицами, считающими себя христианами. Но в России проживают представители иных религиозных конфессий. Например, по разным данным, от 7 до 19% граждан России исповедуют ислам, который допускает полигамные браки, т.е. значительная часть общества их признает. Поскольку каждый 6-10 россиянин считает полигамию нормальным явлением, заявление об аморальности является неверным.

Противники полигамных браков часто заявляют о том, что их запрет повлечет за собой признание и однополых браков. По нашему мнению, никакой связи между этими явлениями не существует. Автор категорически против однополых браков, поскольку считает их противоречащими природе людей. Основной функцией человечества является воспроизводство себе подобных, а гомосексуальные пары обречены на вымирание. Если в отношении полигамии основные мировые религии расходятся во мнениях, то в отношении кровосмешения и гомосексуализма, все религии высказываются строго отрицательно. Деятельность же западноевропейских государств и США, легализующих однополые браки, но запрещающие полигамные, выглядит крайне непоследовательно и лицемерно.

Полигамные браки должны быть разрешены в России. Это признание лишь

узаконит сложившиеся семейные отношения, придаст им устойчивость и упорядоченность.

По нашему мнению, полигамные браки должны заключаться при соблюдении нескольких условий:

- полигамный брак должен заключаться на основе равноправия мужчины и женщины в выборе количества супругов;

- последующий брак (без расторжения предыдущего), возможен исключительно с согласия супруга в предыдущем браке. В противном случае повторный брак может быть заключен только при условии расторжения предыдущего брака, в установленном законом порядке;

- заключение повторного брака не создают прав и обязанностей супругов между лицами, имеющими общего супруга, или иначе: «жена моего мужа не моя жена»; 

- количество параллельных браков должно быть ограниченно, какой-либо разумной цифрой, например до четырех, как в исламе. 

Узаконение полигамных браков в России, по нашему мнению, не сделает их чрезвычайно распространенным. Даже в странах, где запреты на полигамные браки отсутствуют, они являются достаточно редкими. Максимальный процент полигамных браков в обществе, по разным источникам, составляет не более 3-5% от общего числа заключенных браков. Не будет исключением и Россия. Но такое признание позволит гражданам государства полноценно реализовывать свою свободу, в том числе и на определение формы брака, в котором они хотят состоять.


 

[1]Большая советская энциклопедия // Электронная библиотека RoyalLib.ru URL: http://royallib.ru/read/bse_bse/bolshaya_sovetskaya_entsiklopediya_po.html (дата обращения: 21.12.2013).

[2] Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, №40, ст.591.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 01.01.1996. №1 ст.16.

[4] Дж. Локк. Опыты о законе природы. М., 1988. Т. 3. С.32.

[5] Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. С.236-238.

[6] Там же. С.239.

[7] Гюстав Лебон. Цивилизация арабов // Кафедра анализа данных и исследования информации URL: http://kek.ksu.ru/Student/Islam/oglav.html (дата обращения: 21.12.2013).

[8] Земскова Е.В, Правовое регулирование брака и семейных отношений в России (исторический аспект). М.: Макспресс, 2008.

[9] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - Москва, издание Бр. Башмаковых, 1911 г.

[10] К.Маркс, Ф.Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства. Полное собрание сочинений. М., 1961. Т,21.С.40.

[11] Там же. С.56.

[12] Там же. С.65-68.

[13] Там же. С.84-85.

[14] Демография: численность и состав населения // официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 21.12.2013).

[15] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 21.12.2013).

[16] Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Конституции зарубежных государств. М., 1996. С.4.

[17] Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Улан-Удэ. Изд-во ВСГТУ.2005. С.125.