ИЕВЛЕВ Д. Н.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

 

К ВОПРОСУ О РОЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос о роли налогообложения в регулировании иностранных инвестиций. Проведён анализ законодательства стран-членов ЕАЭС по вопросу применения налоговых льгот в регулировании инвестиций.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, международное право, налоговые льготы и преференции, Евразийский экономический союз.

 

IEVLEV D. N.

ON THE ROLE OF TAXATION IN THE REGULATION OF FOREIGN INVESTMENT

Abstract: in the article considers the role of taxation in the regulation of foreign investment. An analysis of the legislation of the EEU member countries on the application of tax incentives in the regulation of investments was carried out.

Keywords: foreign investment, international law, tax incentives and preferences, the Eurasian Economic Union.

 

Безусловно, инвестиции играют важную роль в развитии экономики любого государства. Проблема привлечения иностранных инвестиций для отдельных государств не может быть одинаковой; острота проблемы может быть объяснима уровнем развития экономики государства: развитые в промышленном отношении страны не столь сильно заинтересованы в привлечении инвестиций, нежели страны с развивающейся или переходной экономикой. Государство, заинтересованное в привлечении иностранных инвестиций, уделяет большое внимание развитию и правовому регулированию инвестиционных отношений. Оно формирует инвестиционную политику, определяет вектор развития инвестиционных отношений, обеспечивает условия для привлечения иностранного капитала, определяет и устанавливает гарантии для инвестора и средства правовой защиты. С помощью стабильного инвестиционного законодательства, через систему налоговых ставок, льгот, кредитов и амортизационной политики государство обеспечивает целенаправленный приток иностранных инвестиций и реализацию приоритетных направлений инвестиционной политики.

В данной статье мы сделаем акцент на налогообложении как особом механизме, с помощью которого осуществляется регулирование иностранных инвестиций.

Государства для реализации цели привлечения иностранных капиталовложений, заключают между собой двусторонние соглашения о налогообложении, тем самым поощряя инвестиции друг друга. Российская Федерация заключила данные соглашения с 83 странами, в каждом из них регулируются вопросы экспорта-импорта капитала между государствами, а также решается вопрос об исключении случаев двойного налогообложения одних и тех же доходов в разных государствах. Например, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» в ст. 23 относительно устранения двойного налогообложения указано следующее: если резидент Российской Федерации получает доход или владеет имуществом, которые, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, могут облагаться налогами в Азербайджанской Республике, то сумма налога на такие доход, или имущество, уплаченная в Азербайджанской Республике, подлежит зачету против суммы налога, взимаемого в Российской Федерации. Сумма зачета, однако, не должна превышать сумму налога Российской Федерации на такие доход или имущество, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством [1].

В соглашениях об избежании двойного налогообложения, в основном, устанавливаются следующее:

Во-первых, устанавливаются цели урегулирования проблем налогообложения между договаривающимися государствами (Основная цель заключения таких договоров – урегулирование прав налогоплательщиков двух государств и решение проблемы налоговых поступлений в доход каждого из договаривающихся государств. Например, в преамбуле Соглашения между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.1995г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (Далее по тексту – Соглашение о налогообложении между Российской Федерацией и Монголией) указано стремление к заключению данного соглашения в целях развития экономического сотрудничества между обоими Государствами) [2];

Во-вторых, перечисляются налоги, на которые распространяются соглашение. Например, в Соглашении о налогообложении между Российской Федерацией и Монголией в ст. 2 указаны следующие налоги: применительно к Российской Федерации - налоги на прибыль и доходы, взимаемые в соответствии с Законами РФ. Применительно к Монголии: подоходный налог с физических лиц; подоходный налог с юридических лиц [2];

В-третьих, содержатся нормы недискриминации, оказания взаимной правовой помощи и обмена информации. Например, в Соглашении о налогообложении между Российской Федерацией и Монголией в ст. 25, посвящённой недискриминации, указано, что граждане одного Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договаривающемся Государстве иному или более обременительному налогообложению, или связанному с ним обязательству, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подвергаются или могут подвергаться граждане этого другого Государства при тех же обстоятельствах [2]. Ст. 27 регулирует обмен информацией между странами: Компетентные органы Договаривающихся Государств будут обмениваться информацией, необходимой для применения положений настоящего Соглашения или внутреннего законодательства Договаривающихся Государств, касающегося налогов, на которые распространяется Соглашение) [2];

В-четвертых, устанавливается процедура разрешения споров. Например, в ст. 26 Соглашения о налогообложении между Российской Федерацией и Монголией сказано: если лицо считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к налогообложению его не в соответствии с настоящим Соглашением, оно может, независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Государств, представить свое заявление компетентному органу того Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является, или, если случай подпадает под действие положений пункта 1 статьи 25, того Государства, гражданином которого оно является. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям Соглашения [2].

Некоторые государства, наряду с соглашениями, используют иной механизм налоговых льгот: они принимают на национальном уровне нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые ставки и льготы для инвесторов. Например, Российская Федерация в ст. 150 Налогового Кодекса РФ освободила от налогообложения организации, которая реализует на территории РФ медицинские изделия, протезно-ортопедические изделия, технические средства для инвалидов, линзы для коррекции зрения и т. п. [3]. Полный перечень товаров, освобождённых от налогообложения приведен в ст. 150 НК РФ. Также в ст. 16 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ указано, что иностранным инвесторам предоставляются льготы по уплате таможенных платежей при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта [4]. Приоритетным инвестиционным проектом является инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации [4].

В ст. 17 Закона об иностранных инвестициях субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах их компетенций дана возможность предоставления иностранным инвесторам льгот и гарантий, а также осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором за счёт средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств [4]. Например, во Владимирской области принят Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» от 02.09.2002г. № 90-ОЗ, согласно которому предприятия с иностранными инвестициями занимающиеся производственной деятельностью освобождаются от налога на прибыль, при условии, что доля инвестиций в уставном капитале предприятия составляет не менее 30 %, а выручка, полученная от производственной деятельности, превышает уровень 70 % от общей суммы выручки от реализуемой ими продукции. Срок освобождения от налогов установлен на уровне двух лет [5].

В статье 16 Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» от 12 июля 2013г. № 53-З указано право инвестора на получение льгот и преференций: Инвесторы при осуществлении инвестиций в приоритетные виды деятельности (секторы экономики) и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь, вправе использовать льготы и преференции в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) международно-правовыми актами, обязательными для Республики Беларусь [6].

Такие особые преференции и льготы предоставляются инвесторам в свободных экономических зонах (далее по тексту – СЭЗ), малых и средних городах, сельской местности и Парке высоких технологий. На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон во всех областях страны: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002). В статье 326 Налогового Кодекса Республики Беларусь устанавливаются общие условия применения особенностей налогообложения в СЭЗ, а в статье 327 особенности налогообложения в СЭЗ [7].

Тем самым Республика Беларусь регулирует приток инвестиций в приоритетные отрасли Белорусской экономики, посредством установления в законе льгот и преференций, которые нередко становятся решающими в определении инвестором вектора капиталовложений.

Армения в своём законе «Об иностранных инвестициях» от 31.07.1994 г. № НО-115 указывает на наличие в их законодательстве налоговых льгот для инвесторов: льготы для иностранных инвесторов распространяются на те предприятия с иностранными инвестициями, в которых эти инвестиции в момент учреждения составляли как минимум 30% [8].

Однако в Кыргызской Республике вопрос льгот решается совершенно по-другому: В Законе «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27.03.2003г. № 66 не упоминаются льготы и преференции для иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность на территории Киргизии. По законодательству Кыргызстана право предоставления льгот инвесторам принадлежит не только Парламенту Киргизии, но и Президенту, мэрии городов и т.д. Что, по-нашему мнению, является не самым лучшим средством для повышения инвестиционного климата, так как предоставление льгот связывается с решением конкретного управомоченного лица.

Законы приведённых выше стран, представляют интерес в силу их членства в Евразийском экономическом союзе (Далее по тексту – ЕАЭС), в котором состоит и Российская Федерация. Исходя из положений упомянутых законов государств-членов ЕАЭС можно сделать вывод, что эти страны регулируют капиталовложения инвесторов, в основном, посредством налоговых льгот. Соглашения о налогообложении, сниженные налоговые ставки и налоговые каникулы играют немаловажную роль в выборе инвестором пути инвестирования. Именно с помощью налогообложения государство может не только привлекать инвестиции в экономику, но и регулировать поток этих инвестиций в нужные отрасли экономики и при грамотной установке налоговых льгот можно почти полностью исключить финансирование «вредных» отраслей.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджанской Республики от 03.07.1997 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21182/

2.    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Монголии от 05.04.1995г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13585/

3.    Налоговый кодекс РФ (ч. 2) от 5 авг. 2000г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

4.    Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999г. № 160-ФЗ [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16283/

5.    О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области: Закон от 02.09.2002г. № 90-ОЗ [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/965000675.

6.    Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013г. № 53-З [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300053

7.    Налоговый Кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12. 2009 № 71-З [Электронный ресурс] – URL: http://xn----7sbgdhgzjccuobe2c0j.xn--90ais/

8.    Об иностранных инвестициях: Закон Республики Армения от 31.07.1994 г. № НО-115 [Электронный ресурс] – URL: http://docplayer.ru/51473920-Zakon-respubliki-armeniya-ob-inostrannyh-investiciyah-nastoyashchiy-zakon-opredelyaet-pravovye-ekonomicheskie-i-organizacionnye.html.