ОГРИНА М. В.

Место учебы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

E-mail: vogrin@bk.ru.

 

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В ТРАДИЦИОННОМ ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

     Аннотация. Статья посвящена изучению и анализу особенностей статуса женщины в традиционном чеченском обществе. В данной статье исследуются особенности статуса женщины в традиционном чеченском обществе в зависимости от её категории, рассматриваются адаты, существующие в традиционном чеченском обществе и затрагивающие права женщин, подчёркивается высокое положение женщины как в традиционном, так и в современном чеченском обществе.

Ключевые слова: «цIен нана»; «жерой»; «мехкари»; права женщин; гарантии.

 

OGRINA M. V.

PECULIARITIES OF THE STATOS OF A WOMAN IN A TRADITIONAL CHECHEN SOCIETY

 

Summary. The article is devoted to the study and analysis of the features of the status of women in traditional Chechen society. This article explores the peculiarities of the status of women in traditional Chechen society, depending on her category, examines adats that exist in traditional Chechen society and affects women's rights, emphasizes the high position of women in both traditional and modern Chechen society.

Keywords: «tsien nana»; «gore»; «mehkari»; «women's rights»; «guarantees».

 

            Во все времена женщина в чеченском обществе находилась в особом положении. Несмотря на экономическую зависимость женщины от мужчины в традиционном чеченском обществе, последние всегда относились к ней с уважением, почтением. Абузар Абдулхакимович Айдамиров, советский и чеченский писатель и поэт, в своём труде «Калужский пленник» описывает отношение чеченцев к женщине: «Женщина у чеченцев какая-то святая, неприкосновенная личность. Ее нельзя оскорблять и унижать ни словом, ни делом. Человек, нарушивший этот закон, расплачивается головой» [1, с. 256-257].

            Уместно вспомнить известную чеченскую пословицу, глаголившую следующее: «Воспитывая мальчика – воспитываешь мужчину, воспитывая девочку – воспитываешь нацию». На мой взгляд, данное высказывание ещё раз подчёркивает особый социальный статус женщины в чеченском обществе, подчёркивает ценность и значимость женщины не только для семьи как малого первичного социального института, но и для страны, нации в целом.

            Следует отметить, что в традиционном чеченском обществе женщина в доме своего мужа никогда не была служанкой (как многие думают именно так), а была «хранительницей очага», полновластной хозяйкой. К этой  проблеме часто обращался в своих произведениях чеченский писатель и поэт – Магомет Амаевич Мамакаев.

            Саид-Магомед Адамович Хасиев, современный научный деятель, отмечает, что «самая жестокая схватка, как по мановению волшебной палочки, прекращалась при появлении женщины с непокрытой головой, т. е. когда женщина снимала платок и бросала между дерущимися. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться рукой к подолу платья любой женщины, как оружие тотчас пряталось. Величайшим позором считалось непочитание родственников матери и жены» [6, С.24]. Вышеописанные адаты свидетельствуют о том, что женщина как в традиционном, так и в современном чеченском обществе, обладала и обладает огромной духовной силой, которая, если образно выразиться, способна «возродить человека к жизни» или его «испепелить».

            Действительно, статус женщины в традиционном чеченском обществе был необыкновенно высок. Подтверждением этому служит «Мехканана» (Мать страны), которая, согласно народным преданиям, ведала адатами, устанавливающими закон и порядок в сфере быта чеченцев. Авторитет и влияние женщины, которая имела статус Мехканана, были настолько высоки, что кровнику, прикоснувшемуся к ее груди, если она позволяла это ему, прощалось убийство [5].

            Женщины у чеченцев по степени почитания подразделяются на три категории: «цIен нана» – мать; «жерой» – разведенная, вдова, первоначально – женщина, познавшая мужчину; «мехкари» – сейчас это девушка, а первоначально – рожденная первой [5].  Примечательным является тот факт, в соответствии с которым по отношению к первой и третьей группам мужчинам неприемлемы какие-либо вольности (жест, или слово); относительно второй же группы, как бы это парадоксально ни звучало, вышеуказанные действия со стороны мужчин являются обязательными. 

            Чеченцы с особым благоговением относятся к своей матери. В связи с этим женщина-мать занимает особое положение в семье. Именно она провожала своих сыновей на войну, произносивши перед этим соответствующие слова прощания, которые в свою очередь имели большое значение для её сыновей-воинов.

            Интересно заметить, что в чеченском фольклоре, в котором превалируют женские персонажи, практически никогда не встречается образ страшной колдуньи или злой старухи, однако часто «рисуется» образ женщины-матери.

            Существует много мифов и легенд, повествующих о том, насколько значимое положение занимает женщина-мать в семье, насколько сильная материнская любовь. Так, согласно одной из легенд, некогда один молодой человек влюбился в девушку, однако та не отвечала ему взаимностью. Он стал приставать со сватовством, и тогда безжалостная и беспощадная пообещалась выйти за него замуж только в том случае, если он принесет ей сердце своей матери. Тогда ослепленный любовью юноша, недолго думая, пришел домой, убил мать, взял ее сердце и понес девушке. По пути он споткнулся и упал на колени. Тут сердце матери спросило его: «Не ушибся ли ты, сынок?» Эта легенда показывает всю силу материнской любви. Именно поэтому в чеченском обществе принято с особым почтением относиться к матери и ее родственникам, а также к родственникам жены.

            Женщину-мать (цIен нана) традиционно именовали «хозяйкой огня», в то время как мужчину-отца (цIийна да) – лишь «хозяином дома». Огонь считался источником жизни на земле, поэтому самым страшным проклятием в традиционном чеченском обществе являлось пожелание, чтобы в доме потух огонь.

            Интересную мысль высказывает Магомет Амаевич Мамакаев: «Обращаясь к хозяйке дома, чеченцы говорят: «цIеннана» (хозяйка огня), но никогда не говорили и не говорят, например, «цIеда» (хозяин огня) [3, С.14]. Я считаю, что данная, на первый взгляд совершенно незначительная «оговорка» (уточнение), говорит о преимущественном положении женщины в доме. Эту же мысль подчёркивает тот факт, который гласит, что в чеченском институте кровной мести посягательство на жизнь и честь женщины оценивается «двойной кровью».

            О культе матери и женщины у чеченцев говорит также присутствие компонента «нана» (мать) в названиях языческих божеств («Хинана» – Мать воды; «Дерцнана» – Мать вьюги или бури; «Мехнана» – Мать ветров; «Нана-Латта» – Мать-Земля; «Ц1еннана» – Мать огня).

            Отдельно нужно сказать о Матере огня («Ц1еннана»), которая, согласно преданиям, является добрым духом и живёт в огне. Считалось, что она дарит людям тепло, при чём как в прямом, так и в переносном смысле слова, принося в их дом покой и уют.

В вайнахской семидиции среда считалась днем Матери огня. В этот день люди не работали, нельзя было давать соседям ничего из дома, особенно огонь. В старину мужчины считали неприличным раздеваться перед огнем, стыдясь женского взора Матери огня. Еще в недалеком прошлом женщины-чеченки приносили ей жертву: каждый раз после приготовления горячей пищи хозяйка непременно бросала в огонь куски этой еды [2, С.55].

            Необходимо отметить также такую особенность чеченского быта, как особое отношение брата к сестре. Несмотря на мусульманские обычаи (адаты), в соответствии с которыми женщине всегда уделяется второстепенная роль, брат и сестра связаны между собой единой невидимой нитью, «имеют одно сердце», как об этом говорят многие чеченцы. Поэтому брат всегда защищает свою сестру, решая её проблемы и выполняя соответствующие просьбы. Многие полагают, что это связано с представлением, согласно которому только сестра согласится в Судный день разделить с братом его тяжелую ношу. Так или иначе, факт остаётся фактом. И тут нужно сказать, что подобное отношение брата к сестре вовсе не означает, что первый менее привязан, например, к своей матери или жене, дочери. Просто само выражение чувств по отношению к сестре является более открытым, нежели выражение этих самых чувств по отношению к матери или жене.

            Принципиально отличной от других, наиболее интересной является третья категория – «мехкари» (сейчас это девушка, а первоначально – рожденная первой). Девушки, входящие в эту группу, наделены священной силой, благодаря которой, к примеру, могут излечивать людей.  Внешне женщины этой категории отличались стрижкой волос на затылке (это позволяло им надевать мужской головной убор и одежду, что запрещается другим категориям женщин), завязыванием на груди повязки (благодаря этому они могли носить оружие).

            Итак, особенности социального статуса женщины в традиционном обществе сложились исторически, а также во многом зависели от того, к какой из трёх категорий принадлежит женщина.

            Важно сказать о том, что уже в традиционном чеченском обществе для женщины охранялись определённые права и гарантии. Оказавшись в доме мужа, чеченка первоначально обретала статус «нускал» – невеста, затем «нус» – невестка, а  уже  потом «цIийннана» – хозяйка жилища. Самым почетным считался статус «хIусамнана» – мать семейства, который женщина приобретала, став матерью, воспитывающей детей [4, С. 49].

            При заключении брака в традиционном чеченском обществе также существовали гарантии для девушки, выходящей замуж, т.е. невесте определяли брачный залог. Его эквивалентом служила стоимость одного «урд» (участок земли, который можно было вспахать за один световой день) [4, С.49]. Самый известный случай, при котором муж обязан был выплатить жене т.н. «урд» – это развод. Но тут стоит сразу оговориться и сказать о том, что, если женщина, к примеру, была бесплодна, и этот факт непосредственно послужил причиной для развода, мужчина вовсе не должен был в таком случае выплачивать ей соответствующий «урд».

            В традиционном чеченском обществе существовали также определённые правовые гарантии за убийство лица женского пола. Так, если муж заставал свою жену с любовником и убивал их обоих, то он за это ни перед кем не отвечал; если же муж убивал только жену или любовника, то он становился кровником родственников убитого или убитой и отвечал как убийца. За оскорбление девушки или вдовы виновный платил 7 коров; за оскорбление же замужней женщины платил 10 коров и изгонялся из общины. Если чеченец убивал свою жену, а она не имела детей, то он должен был заплатить ее родственникам 85 коров. Если же убитая жена имела детей, то он платил только 12 коров. Вообще, мужа убийцу своей жены чрезвычайно презирали» [4, С. 49].

            Таким образом, статус женщины в традиционном чеченском обществе был необычайно высок, существовали специальные гарантии защиты её прав, во многом отличные, например, от гарантий защиты прав мужчин в чеченском обществе. В период традиционного общества и по сей день у чеченцев чрезвычайно развита норма уважения женщины-матери. Не случайно чеченец мог встать на колени лишь в трёх случаях: перед Богом, землей и матерью.

            Чеченская Республика является единственной, где трижды в год отмечают праздники женщин: Международный женский день; День чеченской женщины, отмечаемый в третье воскресенье сентября, и День матери, учрежденный Указом Президента РФ в 1998 году. Особо следует отметить День чеченской женщины – праздник, являющийся данью уважения подвигу 46 девушек из селения Дади-Юрт, которые погибли при переправе через Терек 15 сентября 1819 года, мужественно и непоколебимо отстояв честь и достоинство чеченской женщины. Тот факт, согласно которому в Чечне отмечают праздник женщин трижды ещё раз подчёркивает важное значение женщины в жизни общества, при чём как в жизни традиционного, так в жизни и современного чеченского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.       Айдамиров А. А. Собрание сочинений : в 6 т. Грозный : Кн. изд-во, 2005. Т. 4. 486 с.

2. Исламов А. А. К вопросу о первобытно-религиозных представлениях у предков вайнахов // Известия ЧИИИНИЯЛ. – Грозный: Чеч.- Инг. кн. изд-во, 1972. – Т.9, ч.1, вып.1. – С. 52 – 56.

3.     Мамакаев М. А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1973. 98 с.

4. Натаев С. А. К Вопросу о социальном статусе женщины в чеченской традиционной семье // Женщина в российском обществе. – 2015. – №1. – С. 48 – 53.

5.  Традиционное отношение чеченцев к женщине [Электронный ресурс]: Сайт Чеченской Республики «Нохчалла». – URL: http://nohchalla.com/chechenskaya-etika/403-ontoshenie-chechencev-k-jenshine.html.

6. Хасиев С. А. Институт ухаживания чеченцев // Семейно-бытовая обрядность вайнахов. – Грозный: Чеч.- Инг. кн. изд-во, 1982. – С. 42 – 46.