Крысина Н.Р.

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

Место работы: ФГБОУ ВО «МГУ им Н.П. Огарёва».

 

Аннотация. В статье рассматривается задачи, значение, методика проведения деловой игры при изучении курса «Уголовный процесс» и спецкурсов уголовно-правового профиля.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, деловая игра, методика.

             

KRYSINA N. R.

BUSINESS GAME IN STUDYING THE CRIMINAL PROCESS AND SPECIAL COURSES OF THE CRIMINAL LEGAL PROFILE

 

Abstract. The article deals with the tasks, significance, methods of conducting a business game while studying the course "Criminal Process" and special courses of criminally-legal profile.

Keywords: criminal procedural law, business game, methodology.

 

Деловая игра – одна из активных методик обучения. Проведение занятий в форме деловой игры имеет важное значение для формирования и развития профессиональных навыков юриста, его способности применять знания, умения, навыки для успешной профессиональной деятельности.

Деловая игра как форма обучения студентов применяется при изучении курса «Уголовный процесс» и спецкурсов уголовно-правового профиля, способствуя формированию у обучающихся таких важных практических навыков и умений как: правовая оценка фактической ситуации и разработка процессуальной позиции по делу, анализ процессуальных документов, составление процессуальных документов, навык устных выступлений и т.д.

Методика проведения деловой игры включает несколько этапов.

1. Подготовка к проведению деловой игры.

– Выбор темы деловой игры. Деловая игра может охватывать как отдельное процессуальное действие (например, следственное действие), так целую стадию уголовного судопроизводства (например, производство в суде первой инстанции), либо отдельное судебное производство (например, производство по применению меры пресечения).  Примерные темы деловых игр: производство следственного действия (осмотр, обыск, выемка, допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний…); производство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (домашнего ареста, залога); производство по рассмотрению судом жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора; производство по рассмотрению судом ходатайства о производстве следственного действия (обыска и (или) выемки в жилище…); производство в суде первой инстанции; особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением; производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей; производство в суде апелляционной инстанции и т.д.

– Определение цели проведения деловой игры. Общей целью проведения деловой игры является усвоение ее участниками уголовно-процессуальных норм, регулирующих производство определенных процессуальных действий, либо стадий уголовного судопроизводства, либо отдельных форм уголовного судопроизводства и формирование у них практических навыков и умений по участию в данных производствах.

– Определение состава участников деловой игры. Состав и количество участников зависит от выбранной темы деловой игры, ее цели и задач. Между участниками деловой игры распределяются роли участников уголовного процесса: адвокат-защитник подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; адвокат-представитель потерпевшего; адвокат свидетеля; следователь; дознаватель; прокурор; судья; подозреваемый; обвиняемый; подсудимый; осужденный; потерпевший и др.

– Ознакомление участников деловой игры с процессуальными документами. Процессуальные документы, необходимые для проведения деловой игры (например, протоколы следственных и иных процессуальных действий, обвинительное заключение, приговор и т.д.) заранее предоставляются участникам деловой игры для ознакомления, чтобы они имели возможность выработать правовую позицию в зависимости от своего процессуального статуса в игре. Могут быть использованы материалы уголовных дел (и производств), ранее рассмотренных судом.

– Распределение заданий участникам деловой игры. Участники деловой игры получают задания в зависимости от своего процессуального статуса в игре (например, подготовить ходатайство, жалобу и т.д.). Наряду с непосредственным участием в проведении деловой игры, выполнение индивидуальных заданий способствует еще более глубокому усвоению темы и формированию практических навыков.

Подготовку к проведению деловой игры обеспечивает организатор, он также осуществляет оперативное управление проведением деловой игры, и анализ ее результатов. В качестве организатора деловой игры выступает преподаватель, ведущий занятия по учебной дисциплине «Уголовный процесс».  Организатор деловой игры обеспечивает выбор темы игры, определяет ее цель и задачи, состав участников, ознакомление участников с процессуальными документами, распределение заданий участникам, консультирует участников по возникающим вопросам и осуществляет другие необходимые действия при подготовке к проведению деловой игры.

2. Непосредственное проведение деловой игры.

Деловая игра проводится в условиях, приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности в сфере уголовного судопроизводства, например, деловая игра по судебному разбирательству – в учебном зале судебных заседаний.

Организатор деловой игры осуществляет мониторинг ее проведения, отслеживая ее ход и результаты, может скорректировать, оперативно изменить ход игры. Например, организатор может заранее запланировать  процессуальные ситуации, требующие оперативного разрешения в ходе деловой игры (заявление отвода следователю, прокурору, судье…; присутствие в зале судебного заседания прессы и просьба вести виде-, фотосьемку процесса; и т.д.). Организатор фиксирует ход и результаты деловой игры. Рекомендуется фиксация деловой игры с помощью видеосъемки, что облегчает ее последующий анализ, а полученный видеофильм может быть в дальнейшем использован в учебном процессе. За проведением деловой игры могут наблюдать студенты других групп, курсов.

3. Анализ результатов деловой игры. После окончания деловой игры организатор проводит анализ ее результатов, оценивает выполнение индивидуальных заданий участниками. Результаты деловой игры обсуждаются с участниками и проводится совместный анализ игры в целом, ее отдельных этапов, действий и решений отдельных участников.  При необходимости возможно повторение отдельных этапов, эпизодов деловой игры, для корректировки процессуальных ситуаций, которые были смоделированы неверно, не полно и т.п.

В качестве примера приведем методику проведения деловой игры «Производство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу».

            Цель проведения деловой игры:

- усвоение участниками деловой игры уголовно-процессуальных норм, регулирующих применение меры пресечения в виде заключения под стражу;

- формирование у участников деловой игры практических навыков и умений по участию в производстве об избрании судом меры пресечения в виде заключения под стражу.

            Участники деловой игры:

- судья,

- государственный обвинитель (прокурор),

- лицо, в отношении которого рассматривается вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,

- адвокат-защитник лица, в отношении которого рассматривается вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу,

- секретарь судебного заседания.

            Участникам деловой игры заранее представляются для ознакомления процессуальные документы, составляющие материал о рассмотрении судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Обязательно представляется Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.  Постановление о возбуждении уголовного дела, содержание показаний лица, в отношении которого возбуждено перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, содержание показаний потерпевшего и др. участников, и другие процессуальные документы представляются по необходимости и по возможности, с учетом специфики ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. На основании представленных процессуальных документов, участники деловой игры разрабатывают правовую позицию в зависимости от своего процессуального статуса в игре.

            Индивидуальные задания участникам деловой игры:

Судья – составить постановление по результатам рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

Прокурор - письменно изложить свою правовую позицию по делу;

Адвокат-защитник – заполнить и представить в судебном заседании ордер на представление интересов подзащитного; письменно изложить свою правовую позицию по делу.

Секретарь судебного заседания – составить для представления судье протокол судебного заседания по рассмотрению ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

Деловая игра проводится в условиях, приближенных к реальным условиям судебного разбирательства, в учебном зале судебных заседаний.

Деловая игра как форма обучения эффективно применяется при проведении занятий не только со студентами, но и в рамках повышения  квалификации юристов, например, адвокатов [1]. Адвокатская деятельность требует высокой профессиональной подготовки. Профессиональные навыки и умения адвоката наиболее эффективно формируются в условиях, близких к реальным условиям адвокатской деятельности, что оптимально достигается в процессе деловой игры, когда происходит моделирование реальной адвокатской деятельности. 

 

            ЛИТЕРАТУРА:

1. См.: Крысина Н. Р. Деловые игры по защитительной адвокатской деятельности / Защитительная адвокатская деятельность: учебное пособие / [Л. Д. Калинкина и др.; под ред. Л. Д. Калинкиной]. – Саранск, 2015. – С. 142-160; Калинкина Л. Д. Деловая игра по теме «Защитительная речь адвоката» / Защитительная адвокатская деятельность: учебное пособие / [Л. Д. Калинкина и др.; под ред. Л. Д. Калинкиной]. – Саранск, 2015. – С. 161-247.