СИМАЕВ А.В.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МОРДОВСКОЙ АССР ПО КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ 1978 ГОДА

 

Аннотация: в статье автором обосновывается актуальность темы исследования, изучается национально-государственное строительство в Мордовской АССР в период с 1978 г., отмечается отсутствие разделения властей в рассматриваемый период существования советской власти.

Ключевые слова: национальное государственное строительство, Мордовская АССР, Конституция Мордовской АССР 1978 года, разделение властей.

 

SIMAEV A.V.

THE LEGAL STATUS OF MORDOVIAN ASSR UNDER THE CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF 1978

 

Abstract: In the article, the author substantiates the relevance of the research topic, studies national-state construction in the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic from 1978, notes the lack of separation of powers in the period under consideration of the existence of Soviet power.

Keywords: national state building, the Mordovian ASSR, the Constitution of the Mordovian ASSR of 1978, the separation of powers.

 

Процесс национально-государственного строительства является важным в истории любого государства, а для нашей страны, являющейся многонациональным и многоконфессиональным государством, проблема национально-государственного строительства приобретает особую значимость. В настоящее время наш мир находится в политически нестабильном состоянии, требующем принятия только взвешенных и четко продуманных решений. Исследование национально-государственного строительства во времена существования СССР является не только интересным и познавательным, но и необходимым для дальнейшего анализа и использования опыта при принятии, как управленческих решений, так и при выдвижении законодательных инициатив, разработки законопроектов и принятии законов, затрагивающих вопросы государственного устройства. В связи с чем, тема настоящей статьи не может быть не актуальной.

Результатом преобразования Мордовской автономной области, входившей в состав Куйбышевского края, явилось создание 20 декабря 1934 года Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. В дальнейшем Мордовская АССР вышла из состава области и становится самостоятельным субъектом РСФСР.

Конституция Мордовской АССР 1978 года [2], была разработана на основе Конституции СССР, принятой Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года после всенародного обсуждения.

Все происходящие изменения в социально-экономической и духовной жизни Мордовской АССР и принятие Конституции СССР 1977 года предрешили необходимость принятия новой Конституции Мордовской АССР.

Конституция Мордовской АССР, которая была принята на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Мордовской АССР девятого созыва 30 мая 1978 года, содержала принцип демократического централизма. Это означает, во-первых, выборность всех органов государственной власти снизу доверху, во-вторых, подотчетностью их народу и в-третьих, решения вышестоящих органов обязательны для исполнения нижестоящими.

По Конституции МАССР 1978 года Мордовская республика впервые признавалась социалистическим общенародным государством, который выражает волю и интересы трудящихся всех национальностей.

После принятия Конституции 1978 года стала создаваться принципиально иная государственная система, основанная на представительной власти Советов разных уровней, содержащей первые признаки разделения властей. Стоит отметить, что во время существования советской власти, в СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.

Принятие Конституции Мордовской АССР было единодушно поддержано населением республики, указывалось, что проводилось всенародное обсуждение, результатом которого стал Основной закон республики, как плод коллективного творчества и мысли.

Конституция Мордовской АССР воспроизводила все ключевые положения Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. [1], определила республику, как социалистическую общенародную, выражающую волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей. Принцип социалистической законности и охраны правопорядка был закреплен в Конституции в качестве руководящего в деятельности всех государственных, общественных организаций и должностных лиц.

Результаты принятия Конституцией Мордовской АССР были существенны. А именно, были внесены изменения в государственное устройство республики, произошло расширение полномочий Совета министров Мордовской АССР и в его структуре появляется Президиум.

Также стала действовать двойная система подчинения – Совету министров Мордовской АССР и соответствующему органу РСФСР. И впервые закрепляется принцип демократического централизма, который проявлялся в выборности и подотчетности государственных органов.

По Конституции МАССР 1978 года четко была определена система органов государственной власти и их компетенция. Также новый Основной закон МАССР закрепил круг вопросов, относящихся сугубо к ведению Мордовской АССР. Государственное устройство Мордовской АССР выглядело следующим образом: Совет народных депутатов, Верховный Совет Мордовской АССР, Президиум Верховного Совета Мордовской АССР, Совет Министров Мордовской АССР, местные Советы народных депутатов, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, Верховный суд Мордовской АССР и районные (городские) народные суда, а также Прокуратура Мордовской АССР.

Следует заметить, что система Советов определена Конституцией 1978 г. как «единая система органов государственной власти», при этом Совет Министров определялся, как исполнительный и распорядительный орган государственной власти, из чего следует, что впервые в Конституции Мордовской АССР, как и в Конституции РСФСР стали наблюдаться признаки разделения властей, которые не были присущи советскому строю и не признавались в Советском Союзе, так как данный принцип шел в разрез сущности тоталитарного режима правлении,  единовластия правящей партии КПСС и существовавшей в советском пространстве административно – командной экономике.

С момента принятия Конституции республики, все полномочия по принятию решений, отнесенных к ее ведению, решались республикой самостоятельно за исключением вопросов об изменении территории.

Как указывает в своей работе Е. П. Лезина [5], высшим органом государственной власти Мордовской АССР являлся Верховный Совет Мордовской АССР, который был правомочен в течении пяти лет и согласно основного закона уполномочен принимать рения о внесении изменений в Конституцию, по утверждению государственных планов экономического и социального развития Мордовской АССР, государственного бюджета Мордовской АССР, а также уполномочен на законодательную деятельность.

Исполнительно-распорядительную власть на местах: в районах, городах, районах в городах, сельских населенных пунктах в соответствии с Конституцией Мордовской АССР 1978 г. представляли избираемые на два года Советы народных депутатов, которые созывались на рассмотрение вопросов местного значения от четырех до шести раз в год. Функции исполнительно-распорядительной власти Советов народных депутатов осуществляли комитеты, состоящие из председателя, его заместителя, секретаря и членов комитета [2].

Исследователи отмечают, что представительство трудящихся в исполнительных комитетах Советов расширилось. Так, если в 1969 г. среди членов исполкомов местных Советов Мордовии рабочие и колхозники составляли         55,5 %, то в 1982 г. – 62,4 % [4, с. 30]. Так же виден рост количества рассмотрений тех или иных вопросов на сессиях Советов. Например, если в 1979 г на сессиях местных Советов вопросы развития промышленности, строительства, транспорта и связи поднимались 80 раз, то в 1983 г. 141 раз. На 24 % увеличилось количество вопросов, касающихся проблем развития сельского хозяйства, и т. д. [4, с. 31-32].

Изучая национально-государственное строительство Мордовской АССР нельзя не отметить единый партийный орган неограниченных возможностей на всей территории советского пространства – КПСС. В Конституции не указывалось и не закреплялось властных полномочий партийной организации, однако, партия пользовалась особой властью и полномочиями через систему партийных организаций привлекать население к строительству коммунизма [3, с. 69-70].

По Конституции Мордовской АССР 1978 г. к органам судебной власти относились: районные (городские) народные суды и Верховный суд Мордовской АССР. Конституцией провозглашались демократические принципы законности, правосудия и независимости судей, однако наличие указанных принципов не означала принципа разделения властей и судебные органы не являлись самостоятельными органами власти.

Таким образом, Конституция Мордовской АССР 1978 г. несомненно, расширила полномочия участия своего народа в управлении республикой и установила право республики участвовать в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и СССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и СССР, что указывало на стремление усилить федеральные нейтралистские начала.

При этом государственная власть в период с 1978 по 1990 годы была сосредоточена в едином органе и исполняла все ее функции: законодательную, исполнительную и судебную. В связи отсутствием разделения органов власти отсутствовала и здоровая конкуренция сдержек и противовесов, которая могла бы способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов и повышению качества системы государственного управления, как в Мордовской АССР, так и во всей стране.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. – М.: Известия, 1977. – 28 с.

2.     Конституция (Основной закон) Мордовской Автономной Советской Социалистической Республики. – Саранск: Мордов. кн. изд. 1978. – 56 с.

3.     Доленко, Д. В. Правящий класс и властные структуры Мордовии: вехи истории и современное состояние / Д. В. Доленко, В. А. Юрченков // Мордовия в период реформ. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2013. – С. 58-83.

4.     Кожурин, Ю. Ф. Мордовия на этапе зрелого социализма / Ю. Ф. Кожурин, И. А. Яшкин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. – 160 с.

5.     Лезина Е.П. Национально-государственное строительство в Мордовской АССР в 1978-1990 годах. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15832  (дата обращения: 03.03.2019).