ВДОВИНА И.А.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСВОЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Аннотация. В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе преподавания права в высших учебных заведениях. Оставаясь педагогическим процессом, деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах.

Ключевые слова: деловая игра, функция, реальность, форма обучения, практика, профессиональные знания, практическая деятельность.

 

VDOVINA I. A.

BUSINESS GAME AS A MEANS OF ASSIMILATION OF LEGAL KNOWLEDGE

 

Abstract.  Currently, business games are used in the educational process of teaching law in higher education. While remaining a pedagogical process, the business game is a recreation of the context of future work in its subject and social aspects.

Keywords: business game, function, reality, form of training, practice, professional knowledge, practical activity.
 

Деловая игра является одним из наиболее активных методов обучения в высшей школе. Впервые игоровой метод был использован М.М. Бирштейном в 1932 году в Ленинграде. Педагогическая суть деловой игры заключается в том, чтобы активизировать мышление обучающихся, повысить самостоятельность будущео пециалиста, раскрыть его творческий потенциал, приблизить к профессиональной практической деятельности. Главным в деловой игре является ответ на вопрос «что было бы, если бы …»

В современный период времени развитие юридического образования в нашей стране требует от вузов юридического профиля готовить выпускников, которые были бы способны обеспечить высокую эффективность правоприменительной деятельности. В связи с этим обстоятельством вузам, занимающимся подготовкой специалистов в области «юриспруденция», необходимо переориентироваться с теоретического познания на практико-ориентированное.

Современные нормативно-правовые документы, которые регулируют процесс подготовки высшего образования фиксируют современные требования к организации учебного процесса. Одна из форм ее реализации предполагает включение в учебный процесс активных форм обучения. Такой формой является деловая игра.

Деловая игра – это динамично развивающаяся форма обучения в процессе совместного взаимодействия участников для решения общих задач в специально заданных условиях максимально приближенных к реальным обстоятельствам. Сущность этой игры обусловлена во-первых. взаимосвязью предметного содержания моделирования и социального содержания ролевого поведения участников игры, во-вторых процессом решения ими смоделированных типовых как учебных, так и практических задач, и в-третьих достаточно высоким уровнем рассматриваемых проблем.

В игре воспроизводится профессиональная обстановка. В ней моделируется деятельность двух противоположных сторон, что позволяет воссоздать одинаковые условия для обеих команд, что очень целесообразно при обучения праву. Смодулированная ситуация отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Такая искусственная практика носит интеллектуальный и познавательный характер с применением теоретических знаний. Так как в учебной литературе нет как такового понятия «деловая игра», а существует форма активного обучения «деловая игра», то многие авторы заимствуют друг у друга структурные элементы данной формы обучения. Они таковы: цель, роль и функции, сценарий, правила, система оценивания. Предмет игры – это предмет деятельности участников игры, в специфической форме, замещающей предмет реальной профессиональной деятельности. Сценарий – это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Роли и функции игроков должны адекватно отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Правила игры – отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности. [1, С. 33]

На саму игру можно приглашать носителей профессии, практикующих адвокатов, юрисконсультов, оперативных сотрудников, следователей, работников прокуратуры. Опыт показывает, что, когда приглашенные осознают значимость их участия, они с охотой находят время на работу с молодежью, принимают все более активное участие в анализе игры, подчас высказывают свежие идеи, и, практически всегда, дают будущим юристам крайне полезные советы, опирающиеся на их опыт реальной работы.

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности обучающегося. Например, Мустафиной Ф. З. утверждает, что подавляющее большинство испытуемых (86%) предпочитают обучение юридическим дисциплинам с использованием учебных деловых игр, тем самым, отодвигая на второй план традиционное обучение, 10% затруднились ответить, 4% отпрошенных ответили, что учебная деловая игра не оправдывает себя как активный метод обучения. [2, С.5]

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о том, что организация обучения студентов с помощью деловой игры является боле эффективной.

Таким образом, применение имитационных деловых игр  позволяет решать следующие учебные задачи:

 - актуализация теоретических знаний;

- формирование профессиональных компетенций;

- развитие практических умений и навыков студентов;

- воспитание профессиональных качеств;

- мотивирование самостоятельной познавательной активности. [3, С. 161]

Имитационные деловые игры, благодаря своему обучающему и воспитывающему потенциалу, могут занять достойное место в подготовке юристов в вузе.

Это современная форма организации учебного процесса, соотвествующая основным требованиям современности.

Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры.

Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к деятельности. Использование данной формы обучения повышает образовательный эффект обучения от перехода от теории к практике и помогает оптимизировать процесс формирования профессионального сознания юристов. Деловая игра становится стимулом к развитию практической деятельности и становлению юридической компетентности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андронова Т.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров / Т. А. Андронова, О.А. Тарасенко. // Юридическое образование и наука. – 2013. – №. 2. – С. 33-37.

2. Хайрутдинова Р.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, будущих юристов на основе учебных деловых игр (на примере  предметной области «Уголовно-процессуальное право»): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (12.00.11) /  Р.Р, Хайрутдинова; ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов». – Ижевск, 2012. – 20 с.

3. Ясельская В. В. Новые методы обучения как способ повышения качества подготовки будущих юристов в сфере уголовного судопроизводства /                      В. В. Ясельская. // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №. 4. – С. 159-163 .

4. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и професиональных проблем / Л. И. Федорова. – М.: Форум, 2009. – 173 с.