ЛЕЗИНА Е.П., КРАЙНОВА Е.В

ЛЕЗИНА Е.П., к.и.н., доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

КРАЙНОВА Е. В., магистрант кафедры гражданского права и процесса юридического факультета. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

 

Аннотация. Политические и правовые мысли Древнего Китая имеют свои истоки в далеком прошлом, на современном этапе развития государства и права они зачастую вызывают интерес умов не только России, но и во всем мире. В научной статье рассмотрены и проанализированы политико-правовые идеи мыслителей Древнего Китая, главным образом исследуются политико-правовые учения даосизма, легизма, моизма и конфуцианства.

Ключевые слова: Древний Китай, даосизм, легизм, моизм, конфуцианство, Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Шан Ян.

 

POLITICAL AND LEGAL TEACHINGS IN ANCIENT CHINA

 

Annotation. Political and legal thoughts of Ancient China have their origins in the distant past, at the present stage of development of the state and law, they often arouse the interest of minds not only in Russia, but also around the world. The scientific article examines and analyzes the political and legal thoughts of the thinkers of Ancient China, mainly examines the political and legal teachings of taoism, legism, moism and confucianism.

Keyword: Ancient China, taoism, legalism, moism, confucianism, Confucius, Lao Tzu, Mo Tzu, Shang Yang.

 

Важнейшее место в юридической литературе занимает историко-правовая и политическая мысль Древнего Китая. В связи с тем, что Китай – это специфическое государство, в котором особая почесть уделяется предкам, истории и учениям, сложившимся на протяжении длительного исторического времени. Политические и правовые мысли Древнего Китая являются результатом длительного существования первобытнообщинных обществ и стран. Не смотря на то, что политические и правовые мысли Древнего Китая имеют свои истоки в далеком прошлом, на современном этапе развития государства и права они зачастую вызывают интерес умов не только России, но и во всем мире.

Важно заметить, что политико-правовая мысль в Древнем Китае достигает своего расцвета в VI-III веках до н. э. Данный период времени совпадает с экономическими и политическими изменениями в государстве. Причиной таких изменений служит возникновение права частной собственности на землю, что вызвало ряд проблем, к которым относятся:

-                   актуализация имущественной дифференциации внутри общин;

-                   рост правового и имущественного положения зажиточных слоев общества;

-                   уменьшение роли патриархата;

-                   ослабление клановых связей;

-                   увеличение числа социальных противоречий.

Одним из влиятельных течений древнекитайской мысли является даосизм. Даосизм – явно многогранное и обширное понятие, которое изучается в науке уже на протяжении длительного времени. Не случайно появление даосизма связывают с именем известного мудреца и творца жившего в VI веке до н. э. Лао-цзы. Это обусловлено тем, что Лао-цзы получил свою востребованность благодаря созданию трактата «Дао дэ цзин» в составе книги «О дао и дэ». Книга «О дао и дэ» созданная в Древнем Китае еще в VI веке до  н. э. и на сегодняшний день известна миру и изучается представителями различных континентов. Книга «О дао и дэ» это сборник изречений Лао-цзы, который считал, что дао это природная закономерность, независящая от небесного владыки и представляющая собой верный путь.

Период действия даосизма в Древнем Китае совпал с функционированием конфуцианства. Лишь во II веке происходит обожествление Лао-цзы и с этого времени его стали называть Лао-цзюнь, или Государь Лао. Во II веке создается первое даосское направление – Тяньши (путь небесных наставников), его представителем был Чжан Даолин. Только в IV веке создается еще два направления, в сфере южного и северного даосизма. В это время интерес к даосизму возрос, так как произошло ослабление влияния конфуцианства [11, С. 136].

Даосизм – направление древнекитайской философской мысли, основу которого составляет дефиниция «дао». В науке известно о существовании раннего или первоначального даосизма, идеология которого выражала мнения  и действия зажиточных категорий населения и части знати, а также их отрицательное мнение на увеличение обогащение правителей, усиление аппарата чиновников, усиленное распространение государственной деятельности. Концепция даосизма заключалась в возвращении патриархальных порядков и его влияния, ушедшего в прошлое. Как отмечалось выше, базу даосизма составляет категория «дао». Если переводить буквально, то «дао» означает путь. Данная дефиниция была взята из традиционных верований, сложившихся в Древнем Китае, обозначающих путь  гражданина или общества, считающимся правильным, то есть путь, который соответствует правилам неба. При переосматривании этого понятия основателями даосизма была предпринята попытка опровергнуть идеологию власти. Первоначальная же работа основателей даосизма заключалась в переосмыслении сложившегося законного  религиозного  культа     с   его   положениями   о  «небесной  воле» и «государе – сыне неба», дарующих законы дао народу [2, С. 20]. Необходимо помнить, что «дао» в концепции последователей Лао-цзы это настоящая вселенская основа или начало, которое первоначально небесной воле и больше по своей моще. Даосизм полагает, что в обществе могут быть и недостатки, и объясняет их посредством того, что люди изменив состоянию обычной повседневной действительности, ушли от существующего в обществе баланса и основывают свои действия не на мудрости, а на знаниях [12, С. 19]. По мнению, Лао-цзы в восстановлении простаты огромную роль играет государь или же вождь. При этом государь должен был быть из круга наследственной знати, только тогда он сможет заметить тайну, скрытую в дао и быть вождем для народа, который пойдет за ним. Мудрый государь, по поучениям даосов в период своего правления использует метод «недеяния», то есть метод, при котором государь не  вступает  активно  в  отдельные  дела  членов  своего  государства. Также «недеяние» рассматривается, как метод порицания активизма властителей и богатых, направленного против населения, и, несомненно, как призыв на воздержание от  притеснений народа [8, С. 27].  Лао-цзы  негативным моментом   считал политику слишком активных правителей, устанавливающих большое количество налогов, запретов, а также государей ведущих войны.

Особое влияние в даосизме уделяется отклонению от дао и придание такому отклонению ложного пути. К таким отклонениям относят следующие правовые явления:

-                   законодательство;

-                   культура;

-                   управление;

-                   право.

По-мнению представителей данного направления, право подразделяется на естественное и неестественное. В свою очередь влияние естественного права, как на общественную, так и на политико-правовую действительность возможно на путях такого соблюдения дао, означающего воздержание от культуры, и обычное возвращение к естественному. Заблуждением в данном случае, является усовершенствование общества на дальнейших этапах его развития, а также государства и законов на базе и с учетов положительных требований дао.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство. Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый V века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день. Составляющей этого учения являются взаимоотношения между гражданами страны, между людьми, которые относятся к разным слоям общества, а также между гражданами и государством. Конфуцианство в целом нельзя назвать религией, не смотря на то, что именно оно было применено при жизни мыслителя и предстало как государственная религия. Философия Конфуция представляет собой стремление к такому поведению, которое будем направлено на нормализацию взаимоотношений в государстве, между властью и народом. Именно данное учение позволяет найти гармонию между природой, человеком и обществом.

Современный китайский исследователь наследия Конфуция Куан Ямин полагает, что: «именно к тридцати годам созрели основные этико-философские концепции будущего учения Конфуция» [14, С. 96].

Приведем следующие главные концепции, которые выдвигал Конфуций: Концепция жэнь («гуманность», «человеколюбие») и Ли («правила», «этикет»). Ли провозглашалось высшим проявлением жэнь. Названные два элемента наиболее четко дают представление о взглядах Конфуция относительно государственного устройства и социальной организации общества.

Вторая концепция находила свое отражение в четырёх иероглифах: «быть преданным (честным) сановником, почитать правителя». Именно она содержит в себе целый ряд проблем, связанных, с системой управления, а в первую очередь с  взаимоотношениями главы государства и чиновничества.

Третья концепция – «следование среднему пути» (чжун юн) или «учение о середине», которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.

Четвертая концепция заключается в соединении достаточно разных понятий «справедливость» и «власть», Конфуций говорил о том, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости.

Пятая концепция содержит в себе положения относительно отношения человека к той вере, которую он исповедует. Она находит свое отражение в восьми иероглифах в главе «Тай бо» «Лунь юя»: «Будь непреклонно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его». Куан Ямин верно замечает, что именно данному мировоззрению Конфуций придерживался всю свою жизнь.

Краткое рассмотрение вышеуказанных концепций уже позволяет увидеть, что большая часть них связана с проблемой управления государством и обществом. Тому были вполне объективные причины. В VI в. до н. э. Китай оставался конгломератом    постоянно    враждующих    царств:    одни    претендовали на гегемонию,  другие  стремились  выжить.  Нестабильным  было  и  положение самих правителей царств – внутри каждого из них шла борьба в среде высшей аристократии, отдельные представители которой претендовали на царский престол.

В тот период постепенно усиливался слой ши. Это для Китая было явлением поистине эпохальным: впервые в истории страны человеку могли, а главное – хотели заплатить (и весьма ощутимо) за знания. На рынке ценностей появился интеллект» [10, С. 64-65].

Особо важный источник, содержащий постулаты конфуцианства это книга, написанная Конфуцием, которая хранит все его высказывания и учения. Важно отметить, что работа по ее написанию велась не только Конфуцием, но и его учениками, которые самостоятельно собирали по частям отдельные положения, не останавливаясь и после его смерти. В данном сборнике мы видим ответ на любой вопрос, касающийся правил поведения человека в обществе, а также управления государством [5, С. 290].

Также в конфуцианстве был разработан ряд этических принципов конфуцианства, основой которого служат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор [7, С. 478].

Конфуций в своей философии придерживается такими основными принципами как: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека. При этом «человеколюбие» по Конфуцию – это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях. Следующий принцип, гуманизм, включающий в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми. О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель [1, С. 168]: «Благородный муж, впадая в нужду, стойко ее переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается» [6, С. 232]. Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе Философия Конфуция направляла людей на выбор собственного пути и на стремление идти по нему, не смотря на какие-либо трудности. В настоящее время мы можем увидеть, что учение великого философа не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР [15, С. 324].

Со II тысячелетия до н. э. науке становятся известны первоначальные сведения о Древнем Китае, когда в долине реки Хуанхэ стало формироваться объединение племен. В течение восьми с половиной столетий монархия стала распадаться на два противоборствующих субъекта. Данная ситуация побудила к появлению первых предпосылок образования политической идеологии и школ. В это время стала складываться школа моизма или «школа Мо» представляющая собой политико-правовое, философско- религиозное учение, получившее широкое распространение в IV-III в. до н. э. благодаря значительным популистским установкам, обширного блока аргументации и объемной практики. Школа моизма имела два этапа это ранний и поздний [4, С. 82]. Основателем школы моистов является китайский учений и политический деятель Мо-цзы, второй крупный ученый, правовед и философ, после Конфуция. Главным источником в изучении его политико-правовых позиций выступает книга, которая называется его именем. Книга представляет собой собрание записей. После его смерти книга была продолжена его последователями. В Древнем Китае учение Мо-цзы ни по одному из оснований ни уступало конфуцианству. Данные течения отличительны, так Конфуций базировался на институтах, ритуалах, литературе эпохи Чжоу, предпринимал попытки их рационализации и оправдании в этических понятиях; Конфуций рационализатор и защитник древней общины, аристократ. Взгляды Мо-цзы противоречивы Конфуцию, он был неистовым проповедником, который сомневался в полезности литературы и философии, искал «полезность» в более простом состоянии общественной действительности; выступал с критикой древней                         цивилизации [13, С. 107]. Как Мо-цзы, так и его последователи принадлежали к землевладельцам, торговцам и ремесленникам. Моисты старались отражать интересы слоев, к которым сами принадлежали, а также оказывали активное сопротивление в идейно-теоретических взглядах с представителями конфуцианства, которые боролись за устойчивое состояние господства и наследственной аристократии [9, С. 100].

Приведем следующие основные положения моизма:

-                   моисты придерживались идеи принадлежности народа власти государству;

-                   основой управления является мудрость;

-                   в процессе осуществления власти кроме насилия и наказания, должны быть использованы различные нравственные формы воздействия на внутреннюю составляющую граждан;

-                   в процессе управленческих процессов государство обязано учитывать интересы низших слоев населения;

-                   государство возникло на основании договора, данную идею выдвинул Мо-цзы, при поиске одного единого образца справедливости [16, С. 28].

Период с IV-III до н.э. ознаменован расцветом древней китайской философии и не случайно в истории назван золотым веком. В этот период в республике стали известны такие произведения как «Дао де цзин», «Лунь-юй», «Мо-цзы». В труде «Ши-цзи» была впервые сформирована классификация философских школ Древнего Китая, предложенная Сыма Цяном. Он предложил следующие школы:

-                   натурфилософы;

-                   конфуцианцы;

-                   школа моистов;

-                   школа листов-минцзя;

-                   школа законников-легистов-фацзя;

-                   школа даосистов [3, С. 35].

Несомненно, противоположной конфуцианству была школа легизма, ее базовые идеи были закреплены в IV веке до н.э. в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Отмечу, что несколько глав в трактате были написаны самим Гунсунь Яном, публике он больше известен как  Шан  Ян. Шан Ян был не только основателем легизма-школы законников, но еще и правителем области Шан. В Книге правителя он изложил собственную предложенную теорию управления, проверенную на практике. Данная теория предполагала применение в управлении суровых наказаний и законов «фа». Подлежали критике с его стороны, положения конфуцианства в сфере управления, где применяются ритуалы и обычаи уже устоявшиеся в обществе. Он считал, что граждане, которые придерживаются древних устоев не могут быть компетентными по вопросам, заходящим за рамки раннее принятых законов. Легисты были сторонниками позиции, что жесткие законы как элементарное средство управления, находятся в одном правовом поле и тесно связаны с уяснением общественных отношений между обществом и органами государственной власти.

Несомненно, концепция управления Шан Яна основывается на антагонизме и неприязности к людям, он особо подчеркивает свою уверенность в помощи насильственных мер при подчинении нужному для государя общественному и правовому порядку. Минусом его концепции выступало то, что такой идеал государства и управления не знаком с правами населения закрепленных в нормативных актах, в равности всех перед законом и соразмерности наказания за совершенное противоправное деяние. Таким образом, нормативный правовой акт выступает в роли некой приказной формы, в которую можно вместить любое повеление и норму, а также определить санкцию. Не лишним будет процитировать Шан Яна «Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими».

Особе внимание следует уделить принципу коллективной ответственности, который применялся вместе с превентивными наказаниями, и именно ему отводилась первостепенная роль в организации управления. По мнению легистов, этот принцип находится за общностью социальных групп объединенных семейно-родовыми связями, но при этом распространяется на совокупность нескольких дворов, которые получили название «пятидворки» и «десятидворки», которые обременены круговой порукой. Распространение на практике такого усиленного надзора подданных государю друг за другом оказало усиленное влияние в усовершенствовании государственного аппарата и власти вообще, а также оказало роль в дальнейшей практики государственного управления и законодательства в Китае [8, С. 35].

Кроме Шан Яна легисстское направление развивали последователи школы фацзя, например, Цзын Чань, Шэнь Бу-хай, Хань Фэй и многие другие. Ими были созданы незаменимые источники такие как: «Гуань-цзы» (IV-III вв. до н. э.), «Хань Фэй-цзы» - труд крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н. э.), «Люй-ши чунь ЦЮ» (III в. до н. э.). Приведенные произведения объединяет единая специфика это нехватка жестких законов в институте управления государством.

Отличительными взглядами обладал ведущий идеолог китайский легистов Хань Фэй, он обращался в своей практике к положениям даосизма и конфуцианства, выступал за объединение некоторых идей с легистской направленностью, а также предположил обогатить существующие законы искусством управления. Такое введение предполагало объявить недостаточным тяжкие наказания как средства управления. Результатом этого была критика в адрес легистов, которая была порождена недоработкой законов.

Такая специфическая черта как: попытка исторического подхода к закону давала легизму усиленную гибкость и помогала в приспособлении к потребностям в политической практике. В это же время велась работа по улучшении и переработке некоторых положения даосизма и конфуцианства, их задачей стояло применение на практике особо значимых концепций управления в интересах власти [8, С. 36]. Итогом данных мер было слияние положений легизма, даосизма и конфуцианства в официальной государственной идеологии еще во II веке до н.э. Принятие такого решения и результат оказал положительное влияние сложившегося симбиоза в последующей политической истории Китая.

Таким образом, эпоха Чжаньго (период Сражающихся царств, 475-221 до н.э.) считается временем расцвета древнекитайской философии, творчества различных мыслителей, появления направлений и школ, которые определили ход китайской мысли на столетия вперед и характер дальневосточной цивилизации в целом. Это время жизни Конфуция, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан- цзы, Мо-цзы и многих других философов, чьи имена широко известны не только в Китае, но и за его пределами.

Значение идей конфуцианства, даосизма, моизма и легизма зародившихся в Китае, заключается в том, что они оказали концептуальное воздействие на формирование дальневосточной правовой семьи и, соответственно, на официальную идеологию и право соседних Японии и Кореи.

Традиционность, присущая китайскому праву, претерпев некоторые изменения, до сих пор влияет на политико-правовую систему социалистического Китая. Несмотря на развитое законодательство в настоящее время, национальная правовая система этих стран представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов государства и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов.

ЛИТЕРАТУРА:

1              Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. Т. 1. / Л. С. Васильев. – М., 2018. – 495 c.

2              Демиденко Г. Г. История учений о праве и государстве / Г. Г. Демиденко. Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков, 2018. – 120 с.

3              Князева С.А. История политических и правовых учений: учебник / С. А. Князева. – М., 2019. – 478 с.

4              Когтева Д. В. Специфические черты философских учений Древнего Китая / Д. В. Когтева // Вестник современных исследований. – 2019. – № 3.11 (30). – С. 82-90.

5              Колдунова  Е.  В.  Конфуцианство  и  демократия:  две  вещи  несовместные?   / Е. В. Колдунова // Политическая наука. – 2017. – № 2. – С. 290-301.

6              Конфуций «Лунь юй» (перевод Переломов Л. С.). – Москва : «Вост. лит.» РАН, 1998. – 389 с.

7              Лопатин В.В. Правила русской  орфографии  и  пунктуации.  Полный  академический  справочник  /                            В. В. Лопатин. – М., 2017. – 480.

8              Нерсесянц В. С. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. –  М., 2019. – 696 с.

9              Панькина С. А. О политико-правовой мысли Древнего Китая / С. А. Панькина // Вестник института. – 2018. – № 1. – С. 100-109.

10            Переломов Л.С., Конфуций: жизнь, учение, судьба: учебник / Л. С. Переломов. – М., 2016. – 115 с.

11            Петрова Н. Э. исторические и философские основы Китайской культуры / Н. Э. Петрова // Наука и практика регионов. – 2019. – № 1 (14). – С. 136-142.

12            Садовничий   В.   А.   История   политических   и   правовых    учений:    классический   учебник    /                                  В. А. Садовничий. – М., 2016. – 741 с.

13            Федотова Л. Ф. Философия Древнего Востока: учебник / Л. Ф. Федотова. – М., 2015. – 499 с.

14            Фейнфельд И. А. Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах востока (буддизм, даосизм, конфуцианство) / И. А. Фейнфельд // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. – 2018. –№ 5(46). – С. 96-100.

15            Фролова Е. А. История политических и правовых учений: учебник / А. Е. Фролова. – М., 2017. – 745 с.

16            Шумаева О. Л. История правовых и политических учений: учебник / О. Л. Шумаева. – М., 2017. – 750 с.