САВИНОВА А.А.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студентка юридического факультета

 

ОХРАНА ПРАВ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся охраны прав на товарные знаки, их особенности и характеристика.

Ключевые слова: товарный знак, охрана и защита прав на товарные знаки, международные договоры.

 

PROTECTION OF TRADEMARK RIGHTS IN PRIVATE INTERNATIONAL LAW

 

Annotation. The article deals with issues related to the protection of trademark rights, their features and characteristics.

Keywords: trademark, protection and protection of trademark rights, international treaties.

 

С развитием современного общества на территории различных государств тематика охраны и защиты прав на товарные знаки приобретает все большую актуальность. Исходя из смысла статьи 1477 Гражданского кодекса РФ под товарными знаками можно понимать некое обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей [1]. Из этого следует, что субъектом, имеющим право обладать товарным знаком является юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Исключительное право на товарный знак будет признаваться и действовать только после его государственной регистрации на территории того государства, где было выдано свидетельство на товарный знак. Согласно части 2 статьи 1481 ГК РФ «свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве», [1]. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации указывают на то, что действие исключительного права на товарные знаки будет длится в течение десяти лет с момента подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в соответствии с требованиями части IV Гражданского кодекса РФ. Регистрация товарного знака за пределами РФ определяется законодательством той страны, в которой планируется проводить процесс регистрации. [4].

Основными особенностями охраны и защиты прав на товарные знаки является то, что, во-первых, данные категории носят территориальный характер. Это выражается в том, что исключительные права на товарные знаки охраняются на территории того государства, где он, например, был создан, зарегистрирован. Во-вторых, субъекты исключительных прав на товарные знаки должны полностью соблюдать все формальности, которые обязательны для предоставления и обеспечения охраны их интеллектуальной собственности.

Итак, для того, чтобы обеспечить охрану и защиту своего товарного знака субъекту исключительного права на данный знак необходимо его зарегистрировать. Однако, имеет место быть ситуация, в которой на территории различных государств регистрируются идентичные товарные знаки, не исключено, что в последствии данный факт может негативно сказаться на международно-экономических отношениях (например, конкуренция одинаковых знаков на общем для них рынке) [2; 538].

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что указанный ранее территориальный характер отрицательно влияет на охрану и защиту товарных знаков, кроме того сдерживает, замедляет, блокирует реализацию данных прав. Зачастую могут возникать и такие ситуации как перемещение через границы государств контрафактных товаров; незаконное использование товарных знаков в межнациональной по своей сути сети Интернет; наличие собственных экономических интересов у государств, на территории которых возникают споры, касающиеся товарных знаков; а также малоэффективные национальные механизмы защиты интеллектуальных прав [3].

Помимо национального законодательства, регулирующего вопросы, связанные с товарными знаками, существуют международные договоры и соглашения, которые регламентируют данную сферу. В их числе можно обозначить: во-первых, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Данный международный договор является универсальным и преследует своей целью – создание и обеспечение таких условий, которые бы способствовали эффективной защите прав, которые возникают в сфере промышленной собственности. Настоящее соглашение включает в себя следующие принципы: 1) принцип национального режима, 2) принцип конвенционального приоритета. Второй принцип подразумевает то, что лицо, которое подало заявку на товарный знак в одном из государств-участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, обладает правом приоритета в течении шести месяцев со дня подачи первой заявки для подачи заявки на товарный знак в другие государства-участники данного соглашения. Принцип конвенционного приоритета является основополагающей идеей Парижской конвенции 1883 года и, кроме того, он находит отражение и в российском гражданском законодательстве. Так, часть 1 статьи 1495 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет, что «приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты» [1].

Во-вторых, среди международных договоров, регулирующих положения, связанные с промышленной собственностью, допускается отметить Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года. Данный договор преодолевает территориальный характер охраны и защиты товарных знаков. Он устанавливает возможность охраны товарных знаков путем подачи одной заявки во всех государствах, которые являются участниками.

В-третьих, следующим международным соглашением можно выделить Женевский договор о законах по товарным знакам от 27 октября 1994 года. Он в сущности регламентирует те процедуры, которые осуществляются на уровне национальных или региональных ведомств по поводу регистрации товарных знаков.

Также выделяют и другие различные международные договоры и соглашения. Например, Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27 марта 2006 года, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 года).

Международные договоры призваны побороть, превзойти, преодолеть территориальный характер охраны и защиты товарных знаков. Международные соглашения направлены на предоставление национального режима, то есть на упрощение взаимной защиты прав граждан и юридических лиц на объекты промышленной собственности [5; 104].

С помощью заключения и подписания международных договоров и соглашений в данной сфере есть возможность в некоторой части превзойти территориальный характер права на охрану и защиту товарных знаков. Они могут позволить упростить формальные процедуры, установить льготы для правообладателей при зарубежном патентовании и регистрации объектов промышленной собственности [5; 110]. Несмотря на то, что в международных соглашениях уже присутствуют обозначенные выше моменты, полностью решить проблемы, связанные с территориальностью, не удалось.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что заключение международных договоров является одним из способов обеспечения права на охрану и защиту товарных знаков на территории различных государств. Однако, недостаточно эффективным для того, чтобы полностью разрешить проблему территориального характера.

 

литература

               1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

2 Международное частное право: учебник / отв. ред. Г. К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.

3 Драгунова, С. А. Принцип территориальности в системе трансграничной охраны прав на товарные знаки / С. А. Драгунова // EurasiaScience: Сборник статей XV международной научно-практической конференции, часть III, Москва, 31 мая 2018 года / Научно-издательский центр «Актуальность.РФ». – М.: ООО «Актуальность.РФ», 2018. – С. 155-156.

4 Мишальченко, Ю. В. Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике / Ю. В. Мишальченко, А. В. Маслова // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 147-149.

5 Панкова М. Н. Материально-правовое регулирование в области охраны товарных знаков / М. Н. Панкова // Вестник Университета имени           О. Е. Кутафина. – 2016. – № 12. – С. 104-110.