УДК 631.3

ФОКИН Г.О., ЛУКОНЬКИНА О.В.

 

Луконькина О.В. канд. юрид. наук, доцент кафедры международного и европейского права юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

 

Фокин Г.О., магистрант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

 

ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

(НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

 

Аннотация. На текущем историческом этапе развития государства появляется необходимость социально-философского осмысления новых тенденций в сфере социального взаимодействия церкви и государства. Это связано с тем, что происходящие в современной России процессы позволяют говорить о глубокой трансформации всех сторон общественной жизни. Об этом свидетельствуют последние события, связанные с объединением Русской Православной и зарубежной православной церкви. На основании данного факта можно предположить, что на современном этапе государство выражает крайнюю заинтересованность в судьбе русского православия и самой церкви. Более того, происходит переоценка роли Церкви в России и, возможно, понимание ее идеологических и социальных резервов.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, тенденции взаимодействия, светское государство, религия, просвещение, церковный раскол, отреченность.

 

INFLUENCE OF THE CHURCH IN RUSSIA AND WESTERN EUROPE (IN THE CASE OF GERMANY)

Abstract. At the current historical stage of the development of the state, there is a need for a socio-philosophical understanding of new trends in the field of social interaction between church and state. This is due to the fact that the processes taking place in modern Russia allow us to talk about a profound transformation of all aspects of public life. This is evidenced by recent events related to the unification of the Russian Orthodox Church and the Orthodox Church Abroad. Based on this fact, it can be assumed that at the present stage the state expresses extreme interest in the fate of Russian Orthodoxy and the church itself. Moreover, there is a reassessment of the role of the Church in Russia and, perhaps, an understanding of its ideological and social reserves.

Keyword: Russian Orthodox Church, tendencies of interaction, secular state, religion, enlightenment, church schism, renunciation.

 

На современном этапе исторического развития государства актуальным представляется вопрос о роли церкви, распространения её влияние и взаимодействие с государственным аппаратом управления. Анализируя фактические данные можно сделать вывод о том, что с каждым годов влияние религии в современном российском обществе увеличивается и она занимает все более важное место. Что касается деятельности религиозных объединений, то здесь следует сказать о том, что они охватывают и регулируют широкий спектр общественных отношений. К числу таковых можно отнести духовные, культурные, правовые, политические и многие другие. Религия, как своего рода феномен способен оказывать влияние на взаимодействие и возможность появления общественных отношений, которые возникают в следствии межнациональных и межконфессиональных столкновений.

По статистическим данным, которые были выявлены в ходе социологического опроса, большинство россиян представляют себя как православные, то есть уже наглядно видно, что крупнейший институт религиозной организации в стране отводится Русской Православной Церкви, которая в свою очередь занимается осуществлением активных контактов с государством, тем самым обосновывая проявление особого внимания к исследованию отношений, которые возникают между церковью и государством.

В Конституции Российской Федерации регламентируется, что Россия является светским государством. В этом контексте представляется отсутствие государственной религии и полное отделение церковных дел от государственного политического устройства.

Не является секретом то, что в последнее время широкий круг распространения получают строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния РПЦ. По поводу данного факта существует множество точек зрения, которые носят кардинально отличительный характер.

На сегодняшний день церковная составляющая представляется в нашей стране как хранительница культурных и духовных ценностей, которые остаются нашим наследием спустя годы исторического развития и существования нашего государства. Данный факт подчеркивает социально-культурную значимость существования Русской Православной Церкви.

Если обращаться к страницам истории, то можно сделать вывод о том, что церковь в России на разных этапах его становления и развития играла разную, но безусловно значимую роль. В связи с этим фактом существуют различные точки зрения и оценка действий религиозных организаций. В настоящее время представляется высокая социальная активность церковной составляющей государства, которая представляет фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться.

Государственное закрепление взаимоотношений между церковью и государством на законодательном уровне представляется не соответствующим реалиям, поэтому вопросы отношений государства и церкви, церкви и общества являются актуальными проблемами современности.

Существующее современное демократическое государство представляет религиозные вероучения как своего рода регуляторы нравственных ценностей в обществе, а также носители моральных ценностей, традиций и устоев, сформировавшихся на протяжении долгого исторического развития общества и государства.

Действующая Конституция пошла дальше провозглашения России светским государством, а «демократическое государство встало на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения, чего нельзя сказать о ряде представителей официальных духовных властей» . И далее: «Русская Православная Церковь, при определенном попустительстве власти светской, занимает резко наступательную позицию в вопросах распространения веры, возвращения церковных ценностей и собственности, вмешивается в политическую, законодательную, образовательную сферы жизни общества. Такую деятельность нельзя назвать соответствующей Конституции и закону» . Более того, это нередко порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.

Коренные преобразования, произошедшие и происходящие в нашей стране на протяжении более пятнадцати лет, затронули и Православную Церковь: ее статус и роль в социальной структуре общества претерпели значительные изменения, суть которых заключается в повороте от государства к обществу. Процесс, который в западных церквях в целом уже завершился, протекает в России в течение всего последнего столетия и только сейчас вступает в решающую фазу.

В последнее время представляется возможным выделить такое направление развития церковного механизма, при котором происходит выявление новой тенденции церковного внимания в отношении вопросов, которые касаются прав и свобод человека.

Ещё одним фактом, который подтверждает невозможность полного отделения государства от церкви является то, что государство самостоятельно не способно устанавливать для себя нормы и принципы, поскольку оно опирается на ценности, которые не в силах воспроизвести без религиозных предубеждений. Государство в своей политики и принятии решений опирается на те постулаты, которые были выявлены религиозной составляющей на протяжении долгих лет. Равно так же как и государство, общество не способно существовать без наличия ценностей, поскольку оно, хоть и способно принимать плохие или хорошие решения, но они неразрывно связаны с теми ценностями, которые необходимо определить, в чем и проявляется необходимость религиозной составляющей.

Основные идеи, которые преобладают в современном обществе таковы, что церковь не должна вмешиваться в государственное управление и тем более не способно его заменить, беря на себя функции государственных органов и осуществляя императивные действия в отношении общественных отношений. Возможность церковного обращения к государственным структурам при решении какого-либо вопроса не исключается, но право выбора на пути разрешения и вообще само разрешение данного вопроса должно оставаться за государством.

В современных реалиях очевиден тот факт, что роль церкви в обществе возрастает с каждым годом и как следствие этого возрастает и роль церкви в отношениях с государством. Что касается характера современных отношений церкви и государства, то он представляется сложным и не однозначным, поскольку нормативное закрепление всех разграничений и взаимоотношений государственного аппарата с церковным механизмом не соответствует действительности.

Осуществляя сравнение роли церковного аппарата в жизни государства России и Германии следует сказать о том, что в немецкой конституции также находят свое отражение нормы, закрепляющие нейтралитет государства в отношении религии и мировоззрения. Германия не имеет права отождествления себя с какой-либо религиозной или мировоззренческой позицией.

При рассмотрении этого вопроса необходимо отметить, что Германия не высказывается с негативной точки зрения и не подтверждает отрицания религиозной составляющей в стране. Германия признает роль религии в укреплении социальной солидарности и поддержании мирового порядка.

По поводу вышеизложенного высказался один из главных нормотворческих органов ФРГ, а именно Федеральный конституционный суд, который выразился характеристикой отношений между государством и религией фразой «нейтралитет с поддержкой».

Данный термин имеет определенное значение, которое заключается в том, что государство берет на себя обязанности сотрудничества с религиозными организациями на партнерских основаниях. Это проявляется в том, что государство осуществляет финансирование больниц и социальных учреждений, которые принадлежат религиозным группам.

Помимо вышесказанного существенным отличием является то, что в Германии существует церковный налог, который взимается с членов религиозных организаций. Средства, которые будут получены с данного вида налога идут на финансирование церквей и их общественной деятельности.

В заключение стоит сказать о том, что взаимоотношения церкви и государства в Германии прописывается и закрепляется в основном законе страны, а также подкрепляется действием нескольких договоров.

 

Список использованной литературы

 

1. Кржевов В.С. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализация общества? // Философские науки. № 10. – 2018. С. 93–105.

2. Кукарцева М.А., Колосова И.В. Религия и границы светского общества // Полития. № 3(74). – 2016. С. 126–133.

3. Ожиганова А. Преподавание религии в школе: поиски нейтральности и «культурные войны». Вводная статья // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4 – 2017. С. 7–29.