ЯКОВЛЕВ И.О.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПОНИМАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные общетеоретические подходы в понимании правовой культуры. Представляются различные взгляды ученых на понимание правовой культуры, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: право, правовая культура, закон, общество, воспитание.

 

MODERN VIEWS ON THE UNDERSTANDING OF LEGAL CULTURE

 

Abstract. The article discusses various general theoretical approaches in understanding legal culture. Various views of scientists on the understanding of legal culture are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: law, legal culture, law, society, education.

 

Правовая культура – феномен, объединяющий в себе начала двух важных     определений – культуры и права. Прилагательное «правовая» придает этому термину юридический оттенок, а его привязанность к культурной сфере предполагает выявление места данного явления в системе общекультурной жизни.

Обращаясь к юридической литературе, можно заметить, что она содержит различные определения ключевого понятия – «правовой культуры». Таких понятий насчитывается более трехсот. Рассмотрим некоторые из них. Так, большинство ученых рассматривают правовую культуру как совокупность правовых явлений вообще, т.е. в данном случае она включает в себя такие явления как: законодательство, юридические учреждения, юридическую практику, правовое сознание. Помимо этого, эти же ученые определяют правовую культуру как конкретный уровень развития индивидуального или общественного правосознания [1, С. 330.]. В свою очередь, Гуляев И.И. определяет правовую культуру как совокупность компонентов юридической надстройки в их непосредственном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, а также должностных лиц (в широком смысле); совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании (в узком смысле) [2, С. 98.]. Также встречается определение, по которому данное понятие трактуется как обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека [3, С. 310-311.].

Безусловно, это не весь исчерпывающий перечень определений правовой культуры, правовая культура является достаточно многогранным и глубоким явлением. Связывая представленные точки зрения, сформулируем общее определение правовой культуры. Правовая культура – это совокупность всех созданных и используемых человеком правовых ценностей, установок и убеждений, общий уровень знаний, создающихся в рамках жизнедеятельности общества, а также имеющих позитивное значение для человечества в целом, отдельного общества, малой социальной группы или конкретного человека.

Правовая культура имеет свою особенность, которая заключается в том, что она представляет собой, по сути, не право или его реализацию, а единый комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о правотворчестве, правоприменительной деятельности государственных органов, должностных лиц, состоянии законности в государстве.

Можно утверждать, что правовая культура – явление конкретно-историческое, т.к. степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретно-исторической обстановки, в котором находится то или иное общество. Правовая культура – явление социально-психологическое, которое выражает собой важную часть всей общечеловеческой культуры в противоречивом и неоднородном социальном аспекте обществе, нуждающемся в правовых средствах своего жизнеобеспечения. Правовая культура должна обладать своим специфическим содержанием, которое отличает ее от всех других правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и т. д. Она не может быть и совокупностью всех правовых явлений общества и вместе с этим, не может быть широкой либо узкой, поскольку едина. В этом и проявляется ее сущность и, своего рода, противоречивость.

В современном мире существует потребность в повышении правовой культуры общества, воспитания законопослушных граждан, а также нужда участия в нормотворческой деятельности страны, всё это содействовало бы созданию правового государства, и решались политические, экономические и социальные задачи.

Понятие «правовая культура» часто употребляется сегодня в разных государственных документах, в научной и учебной литературе. Степень его разработанности на теоретическом уровне остается еще недостаточной, несмотря на то, что ценность его весьма значительна и необходимость использования данного понятия признается большинством теоретиков права. Мнений по вопросу понятия «правовая культура» достаточно много, в него авторы вкладывают самое различное содержание обусловленное как объективными, так и субъективными причинами. Разнообразие определений правовой культуры объясняется и тем, что исследователи изначально вкладывают различный смысл в исходные понятия, прежде всего такие, как «право» и «культура». Уже в самом термине «правовая культура» содержится указание на наличие двух сторон – права и культуры [4, С. 22.].

 «Правовая культура» является звеном между правом и культурой: в праве оно представляет элемент культуры, а в культуре – элемент права. Рассмотрение понятия правовой культуры приводит к выводу о возможности подходов к его определению,  как с позиции права, так и с позиции культуры. Первое характерно для правоведов, второе – для     философов, – утверждает Г. И. Муромцев [5, С. 63.].

Следует различать правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура общества являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «обязует» власть придавать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности показывает степень развития правовой культуры общества, которая обеспечивает социализацию личности и правомерную деятельность индивида. Правовая культура – это социальный институт, выполняющий функции формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-нормативных установок, а опосредовано и правового поведения. Безусловно, она не только играет огромную роль в обществе нормативного ориентира, но и активно вливается в социальную среду, которая обеспечивает необходимый уровень правосознания и вовлекает индивидов в систему социальной организации.

«Правовая культура – является одной из ценностных, аксиологических характеристик государства и общества. Это особый срез, аспект правовой жизни общества высвечивающий уровень и степень накопленных правовых ценностей», – справедливо утверждает Н. Н. Вопленко [6, С. 27.].

Достаточно убедительным в этой связи звучит определение, данное  Н. Я. Соколовым, в котором правовая культура понимается как мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использование различными субъектами в правовой сфере [7, С. 385.].

Таким образом, правовая культура представляет собой сложное явление социальных связей в своей внутренней структуре. Она не сводится к знанию норм права, но предполагает его в качестве обязательного условия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.         Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 521 с – ISBN 978-5-534-06539-8. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468390.

2.         Гуляев И.И. Гражданская и правовая культура российской молодежи: учебное пособие для вузов. / И. И. Гуляев. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 124 с. – ISBN 978-5-534-11996-1. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/457089.

3.         Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 578 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/445024. – ISBN 978-5-534-08578-5. – Текст: электронный.

4.         Петручак Л. А.  Правовая культура как детерминанта современного российского общества. = Legal culture as the determinant of modern society : монография / Л. А. Петручак; Московская гос. юридическая акад. им. О. Е. Кутафина. – Москва: Юриспруденция, 2012. – 396 с.  – ISBN 978-5-9516-0590-0. – Текст: непосредственный.

5.         Право и культура: монография / [Нерсесянц В. С., Муромцев Г. И., Мальцев Г. И. и др.]; Рос. ун-т дружбы народов, М-во юстиции Рос. Федерации. Рос. правовая акад. – Москва : Изд-во РУДН, 2002 (Тип. ИПК РУДН). – 422 с. – ISBN 5-209-01485-1. – Текст: непосредственный.

6.         Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура: учеб. пособие / Н. Н. Вопленко; М-во образования Рос. Федерации. Волгоград. гос. ун-т. Каф. теории государства и права. – Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2000. – 50 с. – ISBN 5-85534-311-1. – Текст: непосредственный.

7.         Соколов Н. Я. О понятии правовой культуры / Н.Я. Соколов // LexRussica (Научные труды  МГЮА); учредитель МГЮА: Москва, 2014. – № 2. − С. 381-394. – Текст: непосредственный.