ДЕПУТАТОВА А.С.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ПРАВОСОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные общетеоретические подходы в определении места правосознания в системе общественного сознания. Представляются различные взгляды ученых на содержание правосознания, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: правосознание, общество, общественное сознание, культура, правовая культура.

 

LEGAL AWARENESS IN THE SYSTEM OF PUBLIC CONSCIOUSNESS

 

Abstract. The article considers various general theoretical approaches in determining the place of legal awareness in the system of public consciousness. Various views of scientists on the content of legal awareness are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: legal consciousness, society, social consciousness, culture, legal culture.

 

Сознание человека, отражая объективные потребности общественного развития, является движущей силой, регулятором поведения человека. Роль сознания в регуляции поведения человека следует понимать, в данном случае, широко: речь идет не только о регуляции поведения отдельно взятой личности; регулятивная роль сознания – это его воздействие на всю социальную систему государства, в пределах которой складываются определенные общественные отношения. Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придает целенаправленный характер человеческой деятельности, позволяет предвидеть ее результаты, планировать поведение граждан в целях достижения поставленных задач. Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей – это в то же время изучение уровня и состояния сознания.

Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенные задачи, помогающие в достижении определенных целей, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам и явлениям внешнего мира.

Нормы и ценности образуют социо-нормативную культуру, которая является средством организации общественной жизни и выступает одним из важных элементов человеческой культуры.

Правосознание является элементом важного социального института – правовой культуры. Она показывает уровень развития представлений о праве не только в сознании отдельных людей, но и в обществе в целом. Главным отличием правосознания от правовой культуры является как раз то, что в последней присутствует поведенческий компонент – позитивное правовое сознание в действии, который показывает, как правосознание проявляется в деятельности человека. [1, С. 66].

Создание системы норм и ценностей – нужное условие существования общества. Путь от поступка, суждения о определенном факте к формированию нормы очень длителен и сложен. Публичное сознание из огромного количества циклических поступков и действий отбирает те, которые отражают социально важные тенденции, потребности социальной группы, общества в целом. В результате такого отбора создается модель поведения, которая с необходимостью должна осуществляться в том или ином обществе, группе, формируется система норм и ценностей как указатель должного поведения члена той или иной социальной общности.

Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой. Процесс социализации личности включает воспитание социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история. Это идеи, представления о праве – о действительном и желаемом. Правосознание является отражением правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установок в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание – это знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, мыслях настроений, относящихся к праву. Оно содержит в себе и само представление о праве, т.е. правопонимание, взоры на роль права в жизни общества и страны, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством, обществом в целом.

С другой стороны, правосознание – это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права, и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта нома реализуется. Это связано с тем, что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, присутствующей в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме. Совпадение либо несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенность права.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм публичного сознания, оказывает воздействие ряд причин: социально–политические, экономические, культурные и, конечно, правовые. Оно не только лишь взаимосвязано, но и теснейшим образом ведет взаимодействие с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

В Большой юридической энциклопедии правосознание определяется как «совокупность представлений, взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву» [2, С. 463].

Достаточно удачным, по нашему мнению, представляется определение, данное М.Н. Юрашевич: «правовое сознание – система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально–правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях» [3, С. 181].

Правовое сознание выступает формой отражения и познания общественного бытия, оно обеспечивает восприятие индивидом правовой реальности, дает оценку и регуляцию поведения в соответствии с полученными знаниями и сформировавшейся правовой установкой личности [4, С. 6]. Конкретно правовое сознание, а не правовая норма, предупреждает противоправное поведение и присваивает поступку желательное юридическое значение. По справедливому мнению П. П. Баранова, правосознание определяется как система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающая отношение людей как к действующему праву, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям граждан, так и к желаемому праву, к другим желаемым правовым явлениям.  По мнению В. А. Щегорцова  [5, С. 63], правосознание  состоит  из познавательных, волевых и оценочных элементов, образующих правовые знания и отношение к действующему праву, различным правовым явлениям, к правовой надстройке в целом и ее составным частям. Оно представляет собой основной «пункт», собирающий в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении, и является совокупностью взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга элементов, которые формируют целостную систему идей, установок, взглядов, оценок и чувств, именно как результат правовых установок в ценностных ориентациях личности.

Анализируя систему «правосознание», Д. Чуйков [6, С. 33] выделяет следующую структуру. Нижний (нравственный) ярус образует правовая психология, так как она в основном содержит нравственные оценки, присущие обыденному сознанию, и поэтому является основой правосознания. Верхний ярус, воплощающий идею либо концепцию, составляет правовая идеология, которая интегрирует взоры, концепции и теории. Неувязка появляется со средним ярусом, который связал бы в единую систему нижний и верхний ярусы. Как видится, ответ на этот вопрос кроется в том, что само по себе правосознание вне определенного носителя, а конкретно общества, не имеет и не может иметь этого центрального элемента. Только общность людей, наделенных сознанием, владеющих собственной культурой и традициями, может вдохнуть жизнь в систему «правосознание». Таким образом, требуется интеграция в систему «общество». Нравственные категории, например, такие, как «плохо» и «хорошо», «добро» и «зло», изначально не являются правовыми, но становятся таковыми в результате нормативного закрепления, которое, в свою очередь, невозможно без участия правосознания, более того, их обратное воздействие не может оказываться вне правосознания. Таким образом, нижний (нравственный) и средний (правовой) ярусы системы «общество» связаны правовой психологией, которая является нижним ярусом системы «правосознание».

Такого мнения придерживается А.Р. Ратинов, который на основе функций правосознания выделил основные его компоненты. «Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений ими пользоваться, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, т.е. оценочные отношения к праву, практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет правовых установок, организуемых в систему ценностных ориентации» [7, С. 91]. Данного мнения придерживается Т.Л. Тенилова, полагающая, что «структура правосознания состоит из трех элементов – правовой идеологии, правовой психологии и правовых установок» [8, С. 39-45]. Эту точку зрения разделяет также А.А. Кваша, считающий, что правовые установки являются важным составным элементом правосознания [9, С. 12]. Мелехин А.В. выделяет в структуре правосознания поведенческие элементы (привычки, установки, готовность к деятельности...) [10, С. 435].

Общественное правосознание делится на два этапа. Первый – становление общественного правового сознания. Второй – влияние общественного правосознания на становление правосознания отдельных личностей. Общественное сознание есть нечто абстрактное, наиболее устоявшиеся представления, идеи, концепции по поводу права и правовых институтов. Оно складывается из наиболее общего отражения правовой реальности, свойственного большей части данного общества. Новые люди, появившиеся в данном обществе, в большей мере принимают эти общие черты отражения правовой действительности, которые, можно сказать, навязывает им существующее государство и право [11, С. 56].

В правосознании как форме общественного сознания находит отражение как общий интерес, так и степень (форма) его правового закрепления. При этом различными социальными группами общий интерес соотносится с групповыми и частными интересами с различной степенью мировоззренческой (идеологической) и теоретической ясности.

Механизмы, с помощью которых разные социальные общности выдают собственный групповой либо личный энтузиазм за всеобщий, разнообразны. Формирующее воздействие на правосознание, неадекватное беспристрастному положению главных социальных групп и действенной организации публичной жизни, оказывают сначала экономически господствующие группы.

Правосознание может формироваться как преднамеренно, так и стихийно. При этом зачастую то, что выглядит стихийным, на самом деле является элементом целенаправленного воздействия через различные каналы [12, С. 17].

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1.      Руф В.С. Правосознание и правовая культура как показатели уровня развития общества / В.С. Руф // Уральский журнал правовых исследований. – 2022. – № 3 (20). – С. 64-68. – Текст: непосредственный.

2.      Большая юридическая энциклопедия : самое полное современное издание : более 2000 юридических терминов и понятий / [В. В. Аванесян и др.]. – Москва : Эксмо : Форум, 2007. – 686 с.– Текст: непосредственный.

3.      Юрашевич Н. М. Эволюция понятия правового сознания / Н. М. Юрашевич // Правоведение. – 2004. – № 2. – С.165-181. – Текст: непосредственный.

4.      Баранов П. П. Проблемы теории правосознания и правовой культуры : учеб. пособие / П.П. Баранов, В. В. Русских; М-во внутр. дел Рос. Федерации. Рост. юрид. ин-т. – Ростов н/Д : РЮИ МВД России, 1999. – 76 с. – Текст: непосредственный.

5.      Социология правосознания / В. А. Щегорцов. – Москва : Мысль, 1981. – 174 с. – Текст: непосредственный.

6.      Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания / Д. Чуйков // Юридическое образование и наука. –  2007. – № 3. – С.33. – Текст: непосредственный.

7.      Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования / А. Р. Ратинов // Методология и методы социальной психологии. – Москва: Издательство: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. – С. 82-94. – Текст: непосредственный.

8.      Тенилова Т. Л. Временные характеристики в сфере правосознания / Т. Л. Тенилова //  Юридический журнал. – 2005. – № 4. – С. 39-45. – Текст: непосредственный.

9.      Кваша А. А. Правовые установки граждан: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01 / А.А. Кваша. – Волгоград, 2002. – С. 12.

10.   Мелехин А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – Москва : Маркет ДС корпорейшн, 2007 (Можайск (Моск.обл.) : Можайский полиграфкомбинат). – 633 с.– Текст: непосредственный.

11.   Борисова Е.К. Функции правосознания / Е.К. Борисова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 24-3 (78). – С. 54-56. – Текст: непосредственный.

12.   Чеснокова М. Д. Влияние на правосознание населения социальных результатов действия закона (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции») / М. Д. Чеснокова // Журнал российского права. – 2013. – № 8. – С.17. – Текст: непосредственный.