ДЕВЯТКИНА К.В.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

 

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ

 

Аннотация: в настоящей статье проводится анализ политико-правового учения Платона о государстве, рассмотрены характеристики и причины происхождения государства, форм государства и проект наилучшего общественного и государственного устройства.

Ключевые слова: Платон, учение Платона о государстве, причины происхождения государства, диалог Платона «Государство».

 

PLATON POLITICAL DOCTRINE OF THE STATE

 

Abstract: this article analyzes Platon political and legal doctrine of the state, examines the characteristics and causes of the origin of the state, the forms of the state and the project of the best social and state structure.

Keywords: Platon, Platon doctrine of the state, the reasons for the origin of the state, Platon dialogue «The State».

 

Платон родился в Афинах в 427 году до нашей эры. Около 408 года до н. э. Платон становится учеником тогда уже знаменитого философа Сократа.  Когда его казнили, Платон задумался о причинах существования зла и несправедливости в мире, чтобы разобраться в этом, ему необходимо было построить целостную картину бытия и найти источник их возникновения.

Позже за такой подход немецкий философ Эдмунд Гуссерль назовет Платона «первым строго научным философом», а британский математик и философ Альфред Норт Уайтхед скажет, что «вся философия это – заметки на полях Платона».

Платон доносит свои идеи в форме диалогов. В научной литературе существует версия, что Платон описывает религиозный опыт. Об этом говорит, в частности, русский философ В. Ф. Эрн, С. Н. Булгаков. Почему Платон пишет диалоги? Потому что ему открылся сверхъестественный мир, который можно приблизительно описать, какими-то примерами. На этом опыте как уже готовом основании можно решать некоторые вопросы: что такое знание, что такое мужество, что такое красота и т.д.

Государство, являясь центральным местом, в политико-правовых взглядах Платона в диалоге «Политея» (в переводе с латинского языка «Республика»).  [1].   Политея – это некое общее дело, это то к чему все жители полиса призваны как к искусству совместной жизни. Политическая утопия Платона представляет собой первоначальный проект идеального государства, которое осуществляет высшую и правящую всем миром идею блага.

Как говорил великий философ: «…мы основываем это государство, вовсе не имея ввиду сделать как-то особенно счастливым один из слоёв его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом» [1, С. 188-189]. Т. к. непосредственно в таком государстве рассчитывается заложить идею социального равенства. В мире нет ни одного единого государства, потому как внутри все они расколоты на две части: одно государство бедняков, другое – богачей.

Рассматривая политическую философию Платона необходимо рассмотреть платоновские идеи – эйдосы. Согласно теории Платона, существуют два мира: один – вечный, нематериальный и неизменный, мир эйдосов, мир идей; другой – наш, материальный и изменчивый, который представляет собой отражение мира идей, материальную проекцию.

Высшим эйдосом, самым сложным для понимания людьми является эйдос блага. Понимать этот эйдос способны не многие люди, которые Платон называет философами. Именно это и раскрывается в диалоге «Государство» знаменитый миф о пещере, в которой сидят люди и за их спинами горит огонь, смотрящие на пляску языков тени на стенах, и думают, что это и есть их реальный мир. Именно философ способен выйти из пещеры, посмотреть на солнце и способен вернуться обратно, чтобы повести за собой людей, объясняя, что это и есть реальный мир. Именно он, согласно Платону, и достоен управлять идеальным полисом. Соответственно реализация идей существует в двух видах: справедливость человеческая и полис.

Диалог Платона «Государство» начинается с постановки вопроса о справедливости. Изначально понимается, что идея справедливости никак не может быть решена. Поэтому исследуется идея справедливости в наиболее большем масштабе, т. е. мысленно построить справедливое общество. Так как в масштабе одного человека невозможно решить, что такое справедливость. По мнению Платона, справедливое общество – это, где справедливость есть к каждому, каждый должен быть с справедливой позиции в обществе.

Полис выступает в качестве реализации идеи блага, из которых вытекают следующие характеристики полисов.

Прежде всего полис должен быть гармоничен. Он должен быть частью мировой системы, мировой гармонии. Как отмечает Платон, что в душе любого человека существует три начала: вожделеющее (алчущее), яростное и разумное. Они существуют и в любом полисе в разном соотношении и являются тремя основными началами космоса мироздания.

По учению Платона, космос (буквально «упорядоченное») не является единственно возможным состоянием мира. Космос был «построен» упорядочившим первоэлементы богом. Предшествующее космосу состояние Платон характеризует как то, для чего характерно отсутствие меры и разума.

Для Платона хаос – это состояние, в котором «свойственно находиться всему, чего еще не коснулся бог» [2, с. 456].

Платон обосновал идею социального неравенства как выражение высшей справедливости, имеющей божественное происхождение, как «самое истинное и наилучшее равенство, ибо это – суждение Зевса». В то же время подлинное равенство людей было не только признано второстепенным, но и случайным, вредным явлением, связь которого со справедливостью весьма проблематична [3, с. 26].

Концепция души у Платона имеет идею трехчастности, которые не могут быть развиты одинаково, а могут быть развиты в разных отношениях. Соответственно этим трем частям души Платон выделяет три добродетели, которые могут быть гарантами справедливости.

Полис Платона состоит из трех сословий: низшей, который Платон называет «стадом», следующее сословие стражи – «сторожевыми псами» и философы, которые правят, – «пастухи».

Гармония платоновского полиса возможна, если изначально существует некая «команда» философов, стоящая у истоков полиса, которые смогут воспитать первое поколение.  Так, в основе полиса лежит индивидуальное воспитание.

Главенствующее значение для идеального государственного устройства имеет, согласно Платону, введение для стражей общности жен и детей. Семьи в обыкновенном смысле для двух первых сословий не существует. Детей полностью воспитывает государство [4, с. 7]. Они должны быть отлучены от родителей и их воспитанием должны заниматься философы, стоящие у истоков. Детей следует воспитывать, обращая внимание на то, как и во что они играют, какие социальные роли им ближе. Исходя из этого философы должны определить к какому из сословий относится ребенок.

Именно низшее сословие является основным для Платона. Это и есть основная часть граждан полиса. Стража не является господствующим классом полиса, так как не имеют частной собственности, семьи, женщины равны в правах с мужчинами. Это сословие обеспечивающее безопасность. Философы, правителей не должно быть много, а наоборот мало, которые способны вести полис к благу, видеть и осознавать его.

Таким образом, каждый человек в полисе занимает свое место, к которому он наиболее приспособлен. Перед нами предстает антитоталитарное общество, основанное на внимании к индивидуальным особенностям каждого конкретного человека.

В «Государстве» Платон формулирует принцип, что философия совпадает с политикой. Политик долен строить государство на началах блага и справедливости. Причем философ формулирует удивительную мысль о том, что в государстве достаточно одного человека, который видит божественные, абсолютные реальности такими какие они есть. Так как самим фактом бытия, участия в общественной жизни, бесед, как Сократ, будет менять государство. Но Платон знает, что в неправильно устроенном государстве с таким человеком поступают так, как поступили афиняне с Сократом. Он не сможет изменить общество, а, наоборот, оно его погубило. Поэтому такой человек должна быть другая модель, где такой человек управляет государством.

Следует отметить, что под государством понимаются не гигантские империи (такие как Россия, США, Китай и т. д.), для Платона это невозможно, и считает их варварскими образованиями. В «Законах» с помощью пифагорийских расчетов философ определяет идеальное количество граждан в государстве. Платон выбрал число 5040 граждан, т. к. делится последовательно без остатка на числа от 1 до 10. Возможно, с точки зрения современной десятичной системы оно кажется странным, однако для Платона такое число не случайно. Это граждане мужчины достигшие, как правило 25-35 лет. Поэтому должно быть удобно для распределения имущества, установления налогов, заключения сделок и союзов, разделения на отряды во время войны.

Так же Платон придумал миф, который нужно излагать детям, о том, что все люди равны и созданы богом, но в одних вложены крупицы золота, в других крупицы серебра, а в третьих, меди или железа. Гибельной ситуацией для идеального государства станет то, что управлять государством, защищать и охранять его будут люди, «родившиеся с примесью железа и меди». Такое государство уже не будет идеальным. Таким образом, можно сделать вывод, что, если в полисе перестают учитываться индивидуальные особенности людей случается дисгармония и наступает хаос.

Именно отсюда исходит теория форм правления Платона. Он отмечает, что идеальный полис, где правят философы, не достижим. Следующей формой, идущей за идеалом, является монархия. Она ближе к идеалу, так как во главе стоит один мудрый человек, который лучше понимает благо.

После монархии следует аристократия, где во главе стоят те, в кого подмешено золото и для кого первично благо. А если во главе встанут стражи, серебряное сословие, тогда образуется тимократия (воинская честь). Это воинственный полис, ориентированный на войну. Захватывая добычу и частично присваивая себе добычу, начнется коррупция и развращение нравов.

Как только наступит данный процесс, отмечает Платон, тимократия перерастет во власть немногих, власть богачей. Именно в таком государстве может вспыхнуть самая страшная война, говорит Платон, богатых и бедных, основанная на взаимной ненависти. Богатые будут обречены на поражение, так как их меньше, а соответственно установится самый худший режим – демократия.  Власть большинства, которое не способно видеть благо, будет править инстинктами. Соответственно полис может рухнуть.

Платон в «Государстве» верит в возможность практического осуществления своего проекта, хотя и признает немалые трудности этого дела. Но если даже идеальное государство будет создано на земле, оно все равно не будет существовать вечно, и в силу неизбежной порчи человеческой натуры, сменится другими формами правления [5, с. 6].

Таким образом, в диалоге «Государство» Платон пытается вывести формулу построения справедливого общества и государства.  Попытка воплотить этот проект у Платона не увенчалась успехом.

 

Список использованных источников

1     Платон Государство / Платон; [пер. С. С. Аверинцева] // Собрание сочочинений: в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. – Москва: Мысль, 1994. – Т. 3. – С. 79-420.

2     Платон Тимей / Платон; [пер. С. С. Аверинцева] // Собр. соч. в 4 т. / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. – Москва: Мысль, 1994. – Т. 3. – С. 421-500.

3     Юнусов С. А. Справедливость и право во взглядах древнегреческих философов / С. А. Юнусов // История государства и права. – 2014. – № 10. – С. 24-27

4     Каранина Н. С. Теории идеального государства: практическое применение теоретических разработок при построении современных государств / Н. С. Каранина. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 1. – С. 7 – 10.

5     Шумкина К. П., Лезина Е. П. Политико-правовое учение Платона: идеальное государство / К. П. Шумкина, Е. П. Лезина // Контентус. – 2019. – №1 (78). – С. 1-7