ЛЕЗИНА Е.П., МОКРОВА А.А.

 

Лезина Е.П., к.и.н., доцент, доцент кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

Мокрова А. А.., студентка юридического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

 

РАЗВИТИЕ ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В ТРУДАХ

Б.Н. ЧИЧЕРИНА

 

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основные направления работы Бориса Николаевича Чичерина, связанные с развитием идей о естественном праве. Исследована совокупность правовых и политических воззрений ученого. Сделан вывод, что труды Чичерина Б.Н. актуальны и сегодня, а так же его по праву можно считать ярчайшим представителем либерализма и сторонником теории естественного права.

Ключевые слова: Б.Н. Чичерин, естественное право, юриспруденция, представители либерализма, философия права.

 

DEVELOPMENT OF THE IDEA OF NATURAL LAW IN THE WORKS OF B.N. CHICHERIN

 

Abstract: this article discusses the main directions of Boris Nikolaevich Chicherin's work related to the development of ideas about natural law. The set of legal and political views of the scientist is investigated. It is concluded that the works of Chicherin B.N. are relevant today, as well as he can rightfully be considered the brightest representative of liberalism and a supporter of the theory of natural law.

Keywords: B.N. Chicherin, natural law, jurisprudence, representatives of liberalism, philosophy of law.

 

Чичерин Борис Николаевич – один из видных деятелей России, чей вклад лег в основу конституционно-правовой науки, являлся философом и правоведом, живший в период с 1828 по 1904 годы. Его труды, написанные им при жизни, до сих пор являются предметом изучения ученых-юристов и историков. Многие из представителей данного направления считают, что труды Чичерина Б.Н. несправедливо мало изучаются в юридической науке. Такая несправедливость кроется в том, что результаты его деятельности существенно повлияли на развитие либеральных идей в России. Следует указать, что подобные воззрения активно формировались в нашей стране в середине XIX века [3, С. 36].

Здесь можно предположить следующее: государственно-правовые теории, существовавшие в то время и имеющие место в юридических науках сегодня – это непосредственный результат работы по защите конкретных политических и правовых систем.

Такая защита носит сугубо идеологический характер, за счет чего мы можем разграничивать политические и правовые теории, которые развивались в России в указанный период времени. Поскольку в XIX веке буржуазные идеи являлись главенствующими и активно развивались за счет проведения буржуазной политики, что постепенно формировало либеральные течения внутри страны. Чичерин Б.Н. один из первых отметил, что в России формировалось, так называемое, «третье сословие», которое отличалось своей радикальностью по отношению к либеральным идеям, давая вызов прошлым устоям государственности и права.

Анализируя период истории России с XIX века до начала XX века, можно прийти к однозначному выводу о том, что основным направлением либеральной политической и правовой теории являлись неогегельянство, неокантианство и юридический позитивизм. Здесь важно указать, что Чичерин Б.Н. придерживался неогегельянства [3, С. 37].

Системы научного познания, предложенные Чичериным Б.Н., в основной массе касались философских исследований и исследований в области права. Каждая из этих систем, так или иначе, преследовала единую цель – защита либеральных воззрений и либерализма в целом. Важно отметить, что данный исследователь считал, что наука должна быть партийной. Такой взгляд на науку был отличен от позиций позитивизма.

Чичерин Б.Н. приходил к выводу о том, что наука должна обслуживать политические и социальные идеалы общества, которые актуальны для конкретного исторического периода. Он писал следующее: «Кто хочет не принадлежать ни к какой партии, тот должен отказаться от борьбы. Стоять вне партий может только человек, который не принимает участия в действии, а обсуждает его со стороны, как беспристрастный наблюдатель. Да и тот неизбежно становится на ту или другую сторону, если у него появляется сколько-нибудь последовательный взгляд на предмет... Нейтральность обыкновенно служит признаком бесцветности и бездарности. Проповедовать ее как высший плод человеческой мудрости, значит обрекать государство на господство пошлости» [3, С. 174].

Вышесказанная позиция Чичерина Б.Н. позволяет констатировать, что основной задачей исследователя являлось обосновать идеалы либерализма за счет использования конструкций научного исследования. При этом то же самое касалось и изучения иных правовых теорий и идеологии либерализма. Важно указать на тот факт, что он сам являлся ярым сторонником и показательным представителем либерализма, поэтому старался придерживаться постулируемых им идеалов.

Как уже было сказано ранее, Б.Н. Чичерин был не только правоведом, но еще и философом. Его труды буквально пронизаны отсылками к ранее существовавшим философам различных эпох. Наиболее часто можно наблюдать упор в его работах на Гегеля, конкретизируя свои личные воззрения через либеральную модель. Философия права, по мнению ряда исследователей, существенно повлияла на содержание учений и трудов Чичерина Б.Н., который выделял следующие принципы: неприкосновенность права в рамках буржуазии, свобода рыночных отношений и предпринимательства, монархия, основанная на конституции и так далее.

Далее хотелось бы указать на тот факт, что либерализм имеет основополагающую характеристику, согласно которой человеческая личность и её свобода – это высшая ценность либерализма [1, С. 99].

По большей части Чичерин Б.Н., опираясь на позицию Гегеля, ссылался на необходимость реализации идей о свободе и свободной воле личности. Исходя из данной тенденции, прослеживается резкая критика в адрес теорий, где право отождествляется напрямую с политикой или законом, где игнорируется личность как таковая. Упор в таких теориях делается не на людях, а на ценности государства. Данные теории в общем понимании являются позитивистскими, делающие упор на правовое содержание.

Несмотря на то, что Чичерин Б.Н. часто опирался в своих трудах на Гегеля, он не считал его идеальным представителем либерализма. Более того, часть его трудов он вообще признавал как несоответствующими либеральной идее. В таких трудах Гегель ставил человека и его личность в качестве носителя духа, который является лишь переходящим явлением духовности. Такая трактовка лишает человека свободы и самостоятельности, делая его зависимым от государственных институтов. В этой связи, часть воззрений Гегеля была существенно переработана Чичериным Б.Н., приводя их в соответствие с актуальными на тот момент идеями либерализма [2, С. 38].

Чичериным Б.Н., в рамках его теории либерализма, выделялись следующие ступени свободы:

1) право в виде внешней свободы;

2) нравственность в виде внутренней свободы;

3) связь между внешней и внутренней нравственностью, выраженная в общественной свободе.

Примечательно, что в третью ступень Чичерин Б.Н. включал самые разнообразные институты: семью, церковь, общественные объединения и все гражданское общество в целом. Чичерин Б.Н. считал, что внешняя свобода является областью права. Если воли сталкиваются между собой при их непосредственной реализации, возникает потребность в использовании таких норм, которые смогли бы регулировать внешнюю свободу. Исходя из этого, исследователь выделял возможность ограничения свободы путем законодательного воздействия на индивидов. Так в его трудах прослеживается идея о норме свободы, где общество и его члены находятся в согласии между собой, когда речь идет об индивидуальной свободе. Все это определило развитие идеи об «общественном договоре», который способен ограничивать свободы и права отдельного человека, чтобы достигнуть справедливости и восстановить общественный порядок.

Также следует указать, что в трудах Чичерина Б.Н. прослеживается соединение права в объективном и субъективном смыслах. Такое объединение позволило исследователю прийти к следующему выводу: «Право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом» [4, С. 211]. Анализ данного высказывания позволяет сделать вывод о том, что его понимание права строилось на понятии внешней свободы, которая является основополагающей категорией либерализма.

Поскольку право с позиции Чичерина Б.Н. – это внешняя свобода, то она должна рассматриваться с позиции естественного права. Иными словами, здесь речь идет о разграничении права на позитивное и естественное право. Как считал данный исследователь, область права не может определяться лишь с позиции законодательства, которое создается, поддерживается и реализуется государственными институтами. Право, с его точки зрения, должно представлять собой существенную, глубокую и содержательную категорию, а закон – лишь одну из форм права [2, С. 38]. Данный подход определяет открытое противоречие идеям позитивизма, который также начал формироваться в России приблизительно в конце XIX века. Следует указать, что юридический позитивизм также имел место и в нашей стране. Поскольку позитивизм предполагает изучение явлений в области права с позиции лишь закона, Чичерин Б.Н. полагал, что такой подход не позволяет в полной мере составить представление о праве и его метафизической основе. Чтобы укрепить данную позицию, можно привести следующее изречение, принадлежащее Чичерину: «Нельзя разумным образом установить права и обязанности лиц, не зная, что такое право, где его источник и какие из него вытекают требования. Это начало тесно связано с самою человеческой личностью, и потому необходимо исследовать природу человека, ее свойства и назначение. Все эти вопросы философские. Отсюда та важная роль, которую играла философия права в развитии европейского законодательства» [5, С. 84].

Интерес также представляет мнение Чичерина Б.Н. о справедливости. Под ней он подразумевал непосредственное равенство. Иными словами, его позиция сводилась к тому, чтобы идеи либерализма были равны для всех без исключения. Он считал, что равенство напрямую порождено природными процессами, где человек является одним из ключевых участников. Проще говоря, равенство – это нечто обыденное, естественное и закономерное. Таким образом, естественное право возникает только тогда, когда за всеми членами общества признаются права и свободы, их равенство и гарантии их защиты. Исходя из этого, можно предположить, что равенство здесь – это формальное начало, согласно которому общий закон должен равноценно распространяться на всех, устанавливая одинаковые нормы для каждого человека. Важно, чтобы каждый член общества был равен перед законом – это основа либерализма [2, С. 39].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что политические и юридические труды Чичерина Б.Н. были сформированы исходя из сложившейся ситуации в рамках российского государства в период с конца XIX – начала XX века. Большая часть представителей буржуазии положительно оценила его вклад в юридическую науку. Категории, изученные в рамках настоящей статьи, подчеркивают нестандартный подход Б.Н. Чичерина к философии права и юридическим наукам. Именно поэтому его труды актуальны сегодня. Чичерина Б.Н. можно по праву считать ярчайшим представителем либерализма и сторонником теории естественного права.         

 

Список использованной литературы

1.    Вакула А. И. Концепция гражданского общества в трудах  Б. Н. Чичерина / А. И. Вакула // Философия права. – 2009. – № 6. – С. 97-101.

2.    Дубатовка Ю. Ю. Естественное право в трудах Б. Н. Чичерина и Вл. Соловьева / Ю. Ю. Дубатовка // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2006. – № 1. – С. 36-40.

3.    Руденко Д. А. Естественно-правовые взгляды Б. Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания / Д. А. Руденко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2007. – № 24. – С. 30-36.

4.    Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Часть 1: Общее государственное право / Б. Н. Чичерин. – М., 1896. – 424 с.

5.    Чичерин Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. – М., 1900. – 344 с.