ПЬЯНЗИНА А. А., ЛИСОВА А.В.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студент юридического института.

 

ОСОБЕННОСТИ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ

 

Аннотация: в настоящей статье рассматриваются основные особенности, касающиеся института усыновления детей, имеющих российское гражданство, иностранными гражданами. Проанализирован опыт применения данной процедуры и дана её объективная оценка, отраженная в выводах.

Ключевые слова: семейное право, усыновление, иностранный гражданин, гражданство, ребенок.

 

FEATURES OF THE ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

 

Annotation: this article discusses the main features related to the institution of adoption of children with Russian citizenship by foreign citizens. The experience of applying this procedure is analyzed and its objective assessment, reflected in the conclusions, is given.

Key words: family law, adoption, foreign citizen, citizenship, child.

 

Институт усыновления является одним из самых востребованных в наше время. За последние десятилетия Российская Федерация получила возможность участвовать в международных отношениях, связанных с институтами семьи. Из этого следует, что приблизительно с 1991 года в России стало возможным проводить процедуру усыновления, где усыновителями являются иностранные граждане, а усыновляемыми – дети, обладающие российским гражданством по принципу рождения, и проживающие на территории данного государства. Такая тенденция носит в большинстве своем положительный характер – согласно статистическим данным за последние десятилетия было проведено более 65 тысяч подобных процедур, где дети полностью адаптировались к иностранному образу жизни, находясь в приемной семье[1]. К сожалению, не всегда получается обеспечить полную адаптацию ребенка из-за психических особенностей детского организма. В частности здесь речь идет о языковых барьерах, привязанности к биологическим родителям, желании находиться в родной языковой среде и так далее. Также негативно на детей может влиять переезд в другую страну со своими порядками, законами и обыденностями.

Отдельного внимания заслуживают поведенческие особенности иностранных усыновителей, которые в силу своей неподготовленности или эмоционального потрясения ввиду усыновления ребенка из другой страны, негативно влияют на будущую адаптацию ребенка в новой для него среде. Исходя из этого факта, важнейшим моментом усыновления иностранными гражданами является достаточные основания полагать, что ребенок действительно сможет адаптироваться к новым условиям жизни и быть интегрированным в новую для него семью[2].

Подобные проблемы породили негативное отношение российского общества к проводимой процедуре усыновления, где усыновителями являются иностранные граждане. Ввиду негативного информационного воздействия и непонимания или игнорирования положительной практики, создается неправильное отношение к рассматриваемому институту, исходя из чего дети, нуждающиеся в семье, лишаются еще одного шанса быть частью новоиспеченной семьи для дальнейшей успешной интеграции в рамках общества и любого государства.

Подобное негативное отношение также формируется на уровне представительных и исполнительных органов власти, которые также исходят из внутренних убеждений, подчас игнорируя иные показатели процедуры усыновления российских детей иностранными гражданами, которые преследуют исключительно благие намерения, как для себя, так и для детей.

Стоит указать на тот факт, что в Российской Федерации процедура усыновления регулируется нормами семейного законодательства, представленного в виде Семейного кодекса РФ и отдельных положений федерального законодательства[3]. Так, согласно семейному законодательству, усыновление российских детей может осуществляться непосредственно от лица кандидатов в усыновители, либо посредством содействия представительств иностранных государств или отдельно взятых международных организаций, занимающихся усыновлением детей. На территории Российской Федерации данные органы, учреждения и организации могут осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с нормами национального законодательства, ранее применялось Положение № 654 от 4 ноября 2006 года, утвержденное Правительством РФ, о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле над её осуществлением.

Данное положение определяло, что указанные выше органы должны оказывать содействие в сборе документом на усыновление и передавать их в органы исполнительной власти того или иного субъекта или непосредственно в Министерство науки и образования РФ. После сбора документов и их подачи в соответствующие органы власти, осуществляться подбор детей на будущее усыновление. Когда все процедуры по подбору соблюдены и реализованы, инициатива передается в судебные органы для установления факта усыновления иностранными гражданами ребенка, проживающего на территории России и обладающего российским гражданством[4]. В настоящий момент основы деятельности данных органов не претерпели существенных изменений.

Указанные выше органы осуществляют поддержку кандидатов в усыновители путем их временного размещения на территории России для оформления всех необходимых документов и прохождения дополнительных процедур по усыновлению ребенка. Также следует указать, что порядок и условия пребывания регулируются нормами российского законодательства.

Примечательным является тот факт, что иностранные органы и организации, занимающиеся помощью по оформлению усыновления, обязаны собирать информацию об условиях жизни усыновителей и их фактической готовности обеспечить ребенку нормальное существование и должное развитие. Данная информация фиксируется документально и передается в соответствующие органы власти Российской Федерации. Также необходимо отметить, что кандидатам в усыновители необходимо встать на соответствующий учет в консульские учреждения Российской Федерации. Анализируя деятельность указанных выше организаций, следует отметить их приверженность и ответственность к выполняемым ими функциям и непосредственной деятельности. Иными словами, нарушения или ошибки, совершаемые данными органами, являются техническими, то есть предполагают человеческий фактор, когда внесена опечатка в подданные документы. Причем такие нарушения не носят характер заведомо фиктивного усыновления детей, где документы, подтверждающие условия нормальной жизни ребенка в новой семье, являются подложными[5]. В российском законодательстве предусмотрены условия, в соответствии с которыми при нарушении указанными выше организациями правил их деятельности и пребывания, на них накладываются некоторые ограничения, вплоть до их полной ликвидации и прекращения деятельности на территории нашей страны.

В нашей стране существует проблема незаконного посредничества в усыновлении российских детей иностранными гражданами. Так, физические лица или иностранные организации, занимающиеся сбором данных о детях, нуждающихся в усыновлении, передают информацию заинтересованным потенциальным усыновителям, минуя все законные требования и обязательные процедуры по подаче документов. Такая тенденция обусловлена тем, что далеко не каждый хочет заниматься бюрократической волокитой, тем более, если вести речь об иностранном государстве, хотя и преследуют сугубо положительные намерения по усыновлению (удочерению) российского ребенка. Другие же сознательно поступают противозаконно, преследуя свои низменные и противоправные действия, желая причинить боль и страдания их будущему ребенку. К сожалению, все это происходит по сей день и не все попытки пресечь данную деятельность, заканчиваются успешно. Однако следует указать, что за последние годы число незаконных процедур по усыновлению с последующими негативными последствиями для российских детей существенно снизились. Во многом этому способствовали события мирового масштаба, связанные с пандемией и ухудшением международных отношений с западными странами.

Также в нашей стране существует проблема, где при непосредственном усыновлении детей, с учетом всех требований национального законодательства, после передачи ребенка иностранной семье, прекращается подача отчетности о состоянии ребенка и условиях его проживания. Тем самым у уполномоченных на то органов власти отсутствует информация о ребенке с российским гражданством, что создает опасения о его нормальном существовании и условиях проживания в чужой для него стране.

Следует указать, что Российская Федерация взаимодействует по рассматриваемому вопросу с разными государствами в индивидуальном порядке, учитывая факт наличия международных договоров, регулирующих процедуру усыновления (удочерения) или наличия иных нюансов международного взаимодействия.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы по теме исследования: в Российской Федерации, несмотря на наличие возможности осуществления процедуры усыновления для иностранных граждан, существует несколько проблем, негативно влияющих на её реализацию в практической сфере. Во многом, проблемы строятся на негативном отношении российского общества на передачу наших детей в иностранные семьи, поскольку неоднократно в средствах массовой информации были подняты случаи негативного и противоправного отношения к детям, имеющим российское гражданство – в новых семьях над ними издевались, глумились и относились наихудшим образом, что подрывало их здоровье, психику и нормальную жизнь, лишая их право на детство. Однако такой резонанс обусловлен спецификой масс видеть плохое, не отмечая положительные моменты. Показатели статистики говорят об обратном, что большая часть процедур усыновления заканчиваются положительно и дети получают счастье в новой семье, пусть и проходя через ряд трудностей адаптации. С каждым годом иностранные граждане все более ответственно подходят к процедуре усыновления, подготавливая себя морально, психологически и педагогически. Также иностранные граждане все охотнее соблюдают процедуры усыновления, установленные российским государством, что подтверждает серьезность их намерений и желание соблюдать положения, как международного, так и национального законодательства Российской Федерации [2, С. 97][6].

Следующая проблема, связанная с институтом иностранного усыновления, заключается в слабой осведомленности россиян о проводимых процедурах и требованиях, предъявляемых к кандидатам в усыновители. Многие ошибочно полагают, что усыновление для иностранных граждан подчас проще, чем для граждан России, что не соответствует действительности – далеко не каждому кандидату удовлетворяют право на осуществление усыновления, учитывая ряд обстоятельств, отраженных в поданной ими документации или исходя из иных обстоятельств.

Дополнительно следует указать, что дети, получая возможность расти в новой иностранной семье, претерпевают массу изменений, которые далеко не каждый способен выдержать в позитивном ключе – это смена культурной и языковой среды, психологический барьер и ряд других моментов, которые необходимо учитывать при усыновлении детей. Важно соблюдать набор потребностей подрастающего человека, давать ему все необходимое в материальном, психологическом и физиологическом плане в целях его нормального развития и последующей интеграции в общество [2, С. 97][7].

Усыновление и его особенности в каждой стране определены по-разному, исходя из нюансов педагогического, организационного и психологического характера адаптивных процессов детей в других государствах и иностранных общества. В этой связи, дополнительно проводится работа среди детей по изучению иностранных языков и культур других стран, чтобы при возникновении подобных ситуаций, интегрироваться в иностранную среду было значительно проще.

 

Список использованных источников

1.      Аграшева О. Е. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами / О. Е. Аграшева // Вопросы российской юстиции. – 2020. –           № 9. – С. 181-191.

2.      Лапшова Е. В., Еремичев И. А. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан / Е. В. Лапшова, И. А. Еремичев // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 1. – С. 95-97.

3.      Мусаев М. Г. Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами / М. Г. Мусаев // Вестник Московского университета МВД России. – 2011. – № 6. – С. 176-184.

4.      Портнова Е. В., Кузьминкина Е. В. Правовой аспект усыновления иностранцами детей – граждан Российской Федерации / Е. В. Портнова, Е. В. Кузьминкина // Наука. Общество. Государство. – 2018. – № 4 (24). – С. 141-146.



[1] Лапшова Е. В., Еремичев И. А. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 95.

[2] Мусаев М. Г. Порядок усыновления российских детей иностранными гражданами // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 178.

[3] Лапшова Е. В., Еремичев И. А. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 96.

[4] Аграшева О. Е. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. С. 185.

[5] Портнова Е. В., Кузьминкина Е. В. Правовой аспект усыновления иностранцами детей – граждан Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2018. № 4 (24). С. 143.

[6] Лапшова Е. В., Еремичев И. А. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. С. 97.

[7] Там же. С. 97.