МОРОЗОВ Д. А., ОСТАНКОВ Д. Б.

 

Морозов Д.А.: магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

Останков Д.Б.: доцент кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

 

К ВОПРОСУ О «НЕПРИЗНАНИИ» ГОСУДАРСТВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

 

Аннотация. В статье рассматривается история непризнанных государств, формы существования таких автономий и способы их признания. Дается юридико-политическая характеристика статуса таких государств.

Ключевые слова: непризнанные государства, суверенитет государства, правовой статус государства, международное право.

 

INSTITUTE OF UNRECOGNIZED STATES

 

Annotation.The article examines the history of unrecognized states, the forms of existence of such autonomies and the ways of their recognition. The legal and political characteristics of the status of such states are given.

Key words: unrecognized states, independence, sovereignty, autonomy, legal status of states.

 

Институт непризнанных государств является сложным политико-правовым явлением, включающим в себя экономические, этнокультурные, геополитические аспекты. Все многообразие нюансов, связанных с рассматриваемой темой вызвано рядом факторов.

Во-первых, отсутствует формально закрепленный юридический статус «непризнанное» государства. В науке и международном праве, до сих пор не сложилось единой позиции, относительно данного термина. Не совсем ясно кто и как должен признавать то, или иное территориальное образование.

Существуют различные подходы к «признанию» государства. Основными научными подходами являются конститутивная и декларативная теории [1, с. 111-112], разработанные в конце девятнадцатого века известнейшими отечественными и зарубежными учеными-юристами. Например, сторонником конститутивной теории являлся Ганс Кельзен. Декларативной теории были посвящены труды О. И. Титунова, Мартенса Ф. Ф. и др. Стоит отметить, что отечественная юриспруденция в большей степени придерживается декларативной теории, тогда как на западе превалирует конститутивная.

В соответствии с конститутивной теорией, независимым государством, обладающим международным признанием является любое территориальное образование, признанное другим суверенным государством. Декларативная теория основывается на внутреннем стремлении государства к автономии, т.е. достаточно территориальному образованию, обладающему признаками государства и идентифицирующему себя как государство заявить о своем статусе, с этого момента оно является таковым и должно признаваться международным сообществом.

В современной теории международных отношений главенствующей является теория признания ООН. Согласно этому подходу, признанным является только то государство, которое входит в ООН на правах полноправного члена и имеет право голоса. Такая позиция является превалирующей среди большинства современных ученых, однако имеет ряд противоречий:

1.                  Государства, которые не являются ООН признанными, на практике реализуют свою международную и государственную правосубъектность. Так, например, Республика Абхазия, Нагорно-Карабахская Республика, Преднестровская Молдавская Республика, Южная Осетия входят в Содружество непризнанных государств, в рамках которого осуществляют торговые, культурные, военные взаимоотношения. Помимо этого, каждая из этих Республик взаимодействует с другими признанными государствами – Российской Федерацией, Грузией, Беларусью и другими.

2.                   Непризнанные государства, зачастую, имеют все признаки государственности и соответствуют конвенции Монтевидео [2, с. 95-96]. Например, у Республики Абхазии, Преднестровской Молдавской Республики, Южной Осетии, Тайваня имеется свой язык, своя армия, централизованный аппарат управления, определенную территорию и т.п. Стоит отметить, что, зачастую, непризнанные государства имеют определенную территорию, за суверенитет которой они выступают, не претендуя на земли соседних государств.

3.                  Государства, не входящие в состав ООН чаще всего реализуют большинство международных актов, договоров, конвенций и т.д. В свою очередь, страны входящие в ООН, могут не входить в международные отношения и ратифицировать основополагающие соглашения (например, Иран, Северная Корея, Сирия и др.).

Таким образом, вопрос признания и непризнания государства не может сводиться лишь к членству страны в Организации Объединенных Наций.

Еще одним способом легитимизации страны на международной арене является отсылка к международным актам ООН, в частности содержащих основополагающие принципы взаимодействия между государствами – права нации на самоопределение и территориальной целостности государств. Оба этих принципа содержатся в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном Акте СБСЕ 1975 г., а также непосредственно в Уставе ООН [3]. При этом, данные принципы вступают в противоречие между собой.

Так, при определении независимости Косова в 2010 году на Международном суде ООН в Гааге [4], основным аргументом участвующих сторон за признание независимости являлся принцип нации на самоопределение. Хотя, принятое решение и является рекомендательным, многие страны ссылаются на него, как на прецедент при определении независимости. Вместе с тем, данный прецедент, не является универсальным – в дело вступает геополитика. Так, при определении статуса Республики Крым, Республики Абхазия, Преднестровской Молдавской Республики им отказано в праве нации на самоопределения, ссылаясь на принцип территориальной целостности государства.

На данный момент не сложилось универсального правила признаний государства в международном праве. Данная проблема вызывает не только коллизии в правоотношениях между государствами, данная проблема ведет к обострению вооруженных конфликтов по всему земному шару. Закрепление механизма и критериев признания государства в международных актах, например, в Уставе ООН, позволило бы разрешить большинство спорных ситуаций на международной арене.

 

Литература:

1.             Хасанов А. А. Современные подходы к теориям признания новых государств в международном праве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. №3 (58). С. 109-113;

2.            Гассиев М.В. Актуальность критериев Монтевидео для исследования института признания государств в международном праве // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 3. С. 93-96

3.            Устав и другие нормативные акты ООН // Официальный сайт Организации Объединенных Наций URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text

4.            Голубок С. О соответствии международному праву односторонней декларации независимости Косово. Консультативное заключение Международного Суда ООН от 22 июля 2010 года // Международное правосудие. 2011. №1. С. 21-30