РОМАШОВ К.А.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Аннотация: в статье исследованы особенности определения государственной власти. Проведен анализ значения государственной власти и ее роль в функционировании общества.

Ключевые слова: государство, государственная власть, должностные лица, население, общество, политическая власть, полномочия, субъект властвования, суверенность.

 

FEATURES OF THE DEFINITION OF STATE POWER

 

Abstract: the article examines the features of the definition of state power. The analysis of the importance of state power and its role in the functioning of society is carried out.

Keywords: state, state power, officials, population, society, political power, authority, subject of power, sovereignty.

 

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Это социально-психологическое, волевое явление, которое находит свое материальное воплощение в различных органах, учреждениях, общественно-политических институтах, которые в своей совокупности образуют механизм государственной власти. Она является фундаментальной категорией государствоведения и самым труднопостижимым феноменом общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений [2, С. 74]. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей. Как указывал Дж. Локк в своем труде «О целях политического общества и правления», в естественном состоянии человек обладает двумя видами власти. Во-первых, это власть делать то, что он считает необходимым для охранения себя и других в рамках закона природы. По этому закону, общему для всех, он и все остальное человечество представляют собой одно сообщество, отличное от всех других творений. Другая власть, которой обладает человек в естественном состоянии, – это власть наказывать за преступления, совершенные против данного закона. От обоих этих видов власти он отказывается, когда присоединяется к частному или отдельному политическому обществу и вступает в какое-либо государство, отдельное от остального человечества. От первой власти человек отказывается ради того, чтобы это регулировалось законами, созданными обществом, в той мере, в какой этого потребует сохранение его самого и остальной части этого общества. От второй власти он отказывается полностью и употребляет свою естественную силу для оказания помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются [4, С. 467]. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть является политической и содержит элемент классовости. Основоположники марксизма характеризовали государственную политическую власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государственная власть – политическое господство класса, осуществляющего руководство обществом. Государственная власть возникает с расколом общества на классы и является продуктом непримиримости классовых противоречий». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства. Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения. Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится не способной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но, пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие учреждения пенитенциарного характера. Государственная власть представляет собой политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата, выступает в качестве инструмента осуществления общеобязательной воли господствующей элиты или всего общества [5, С. 38]. Власть функционирует на трех уровнях социальной структуры общества: на уровне всего общества; личном или в малых группах. На всех уровнях действия власти власть осуществляется посредством определенных учреждений, должностных лиц. Государственная воля находит свое выражение в социальных и, что самое главное, в юридических нормах. «Средством осуществления власти, – считает Р. З. Лившиц, – служат прежде всего правовые нормы». Правовые нормы «способны достаточно точно, в деталях, в частностях фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований» и этим способствуют развитию общества в нужном для государственной власти направлении. Свое выражение правовые нормы получают не только в форме соответствующих правил, но и в форме правовых принципов. Главным носителем властных отношений является государство. Оно в лице конкретных органов в центре и на местах выступает (или должно) основным субъектом властвования. Для науки и практики большое значение имеет структурирование властных отношений, олицетворяемых государством.

Вниманию многих исследователей привлекают вопросы власти, что обусловлено её значением и ролью в функционировании общества. Особо остро такие вопросы встают на различных переломных этапах развития общества, когда существует угроза дестабилизации механизма управления социумом и состояние общества напрямую зависит от деятельности власти, прежде всего, государственной. Проблема власти является настолько значимой в области гуманитарного знания, что с течением времени её изучение оформилось в самостоятельное направление научного поиска – кратологию, в качестве объекта исследования которого выступает государственная власть и прочие виды и проявления власти, что позволяет аккумулировать разрозненную информацию, которая на протяжении длительного времени накапливалась в различных областях знания. В. Ф. Халипов определяет кратологию как науку, имеющую дело с властью, многообразием ее явлений, ее закономерностями и законами, с чрезвычайно сложной, своеобразной и часто очень динамичной и напряженной деятельностью.

Многообразием предпринятых попыток по смене традиционных взглядов на отношения государства и граждан в сторону идей западного либерализма характеризуется конец прошлого века. Среди них стоит отметить закрепление на конституционном уровне ряда ценностей, провозгласивших приоритетность индивидуальных интересов перед государственными и повлекших за собой принижение роли государства в качестве субъекта политической системы общества, что, в свою очередь, не могло не сказаться на эффективности государственной деятельности по обеспечению правопорядка. Анализ научной литературы, посвященной проблемам государственной власти позволяет говорить о том, что само понятие «государственная власть» широко используется в практике правового регулирования, а значит, следует рассматривать её, в том числе, с позиции правоведения.

Изучение норм Конституции Российской Федерации позволяет говорить о широком применении терминов «власть» и «государственная власть». Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ [1]. В рамках данной статьи термин «власть» употребляется еще трижды. Любые проблемы государственной власти всегда непосредственно отражаются на различных типах отношений, что позволяет говорить о её практической значимости. Так, размышляя о феномене власти, В. Ф. Халипов говорил, что это явление исключительное, выдающееся, глобальное, требующее особого внимания к практике сотен веков человеческого рода, создавшего власть как социальный институт вообще, и власти самых различных предназначений в частности и настойчиво ищущего у власти ответы на свои жизненный вопросы и помощи в устранении своих бед.

Первые определения понятия власти начали формироваться ещё в античной философии, как результат освоения опыта государственного строительства Древней Греции и Древнего Рима. В период средневековья интерес к проблематике власти не спадал, что обусловлено, в первую очередь, суверенностью необходимости формирования идеологии власти. Однако, максимально всеохватывающее внимание власть получила все же в ХХ веке. Советский период не исключил вопросы власти и характеризуется достаточно глубокими исследованиями в области данной проблематики.  Литература  советского  периода  обобщает три центральных  направления в подходах определения власти:

– власть как функция коллектива по управлению своими членами для устройства совместной деятельности;

– власть как способность осуществлять волю, навязывая ее другим («волевая» концепция власти);

– власть как организованная сила, способная обеспечить единство действий и необходимый порядок в общественных отношениях [3, С. 330].

Толкование понятия «государственная власть» весьма вариативна. Здесь следует учесть и разнообразие методологической базы, и различные этапы исторического развития, основанные на соответствующей государственно-правовой идеологии. Так, юридическая литература дооктябрьского периода нередко посвящена исследованию государственной власти, ее сущности, формам проявления, методам реализации. В начале ХХ века известный российский юрист С. А. Котляревский отмечал недостаточное внимание к вопросам понимания и содержания государственной власти, предвосхищая от получения быстрого результата, и обращал внимание на необходимость правильной постановки проблемы, которая, в свою очередь, может играть большее значение, чем получение ответа на нее. Советский правовед И. Е. Фарбер предлагал определять государственную власть через функциональный подход, отмечая, что «общее понятие власти, приложимое к государственным и негосударственным властям, может быть сформулировано следующим образом: власть есть необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности».

Широкое распространение в юридической литературе получила и точка зрения рассмотрения государственной власти как реализации властной воли. Так, существует мнение, согласно которому государственную власть следует определять, как «возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект – государство, его орган, должностное лицо». Схожей позиции придерживается и М. А. Крашенинников, полагая, что сущность власти как волевого общественного отношения может быть определена через присвоение чужой воли или через отношение суверенитета и зависимости, проявляемое в неполитической и политической формах. Тогда, глубинная сущность содержания власти может быть раскрыта путем всестороннего рассмотрения видов власти и всестороннего обоснования социально-классовой ее обусловленности.

По мнению Н. М. Коркунова сущность государственной власти представляет совокупность полномочий органов, которые выполняют соответствующие функции: «Так как то, что выполняется органом, называется его функцией, то и те акты власти, на осуществление которых имеет право данный орган власти, также именуются функциями органа власти, а вне отношения к тому или другому органу, их осуществляемому, они именуются и просто функциями власти подобно тому, как и все вообще функции, осуществляемые отдельными органами живого…». Г. Н. Манов консолидирует функциональный и волевой подход, приходя к мнению, что «любая власть, в том числе государственная, – это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей».

Весьма известный теоретик права С. С. Алексеев определяет государственную власть как «отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных)».

При исследовании государственной власти, С. С. Митин указывает, что государственную власть следует рассматривать в двух смыслах. «Государственная власть как отношение включает в качестве субъекта властвования суверена в государстве, организованного для осуществления политического управления, объектом властвования выступает население государства, в том числе и суверен, организованное для подчинения указанному субъекту. Обязательным элементом содержания рассматриваемого отношения является зависимость объекта властвования от субъекта последнего, закрепленная в юридических нормах в виде прав и обязанностей отдельных лиц и организаций». По мнению Н. В. Ходова, государственная власть представляет собой «совокупность властных полномочий, реализуемых органами государства, осуществляющими воздействие на различные сферы жизнедеятельности общества с использованием соответствующих методов в целях обеспечения классовых и общечеловеческих интересов».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1    Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – Текст: непосредственный. 

2    Алексеев С. С. Государство и право: учебное пособие / С. С. Алексеев. – Москва: Юридическая лит-ра, 2006. – 337 с. – ISBN 978-5-392-26800-9. – Текст: непосредственный.

3    Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 521 с. // ЭБС Юрайт    [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/ 468390. – ISBN 978-5-534-06539-8. – Текст: электронный.

4    Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А.С. Пиголкин,            А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 516 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/449634. – ISBN 978-5-534-01323-8. – Текст: электронный.

5    Теория государства и права: учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.]; под ред. В.К. Бабаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 582 с. // ЭБС Юрайт : [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/. – ISBN 978-5-534-12003-5. – Текст: электронный.