ДЕПУТАТОВА А.С.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности классификации правосознания. Представляются различные взгляды ученых на классификацию правосознания, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: правосознание, общество, состав правосознания, индивидуальное правосознание, групповое правосознание, общественное правосознание, правовая социализация, национальное правосознание.

 

CLASSIFICATION OF LEGAL AWARENESS

 

Abstract. The article considers the peculiarities of the classification of legal consciousness. Various views of scientists on the classification of legal awareness are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: legal awareness, society, composition of legal awareness, individual legal awareness, group legal awareness, public legal awareness, legal socialization, national legal awareness.

 

Многообразные области социальной действительности неразрывно связаны между собой и немыслимы в отдельности. Еще в античности установлено, что человек – существо не только социальное, но и политическое. В текущее время современный человек не воспринимается вне сферы политической действительности, его жизнедеятельность реализуется в сфере социально–политических отношений того общества, в каком он живет, того страны, гражданином которого он является. Таким образом, основой жизнедеятельности гражданина является его штатское сознание. Формирование штатского сознания связывается с пониманием обществом себя в качестве целостного субъекта. Можно утверждать, что важнейшую роль в структуре гражданского сознания играют уровень и характер развития самого общества. И прежде всего, степень институализированности общественных отношений. В определенном смысле можно сделать вывод, что гражданское общество  представляет собой одну из развитых форм реализации гражданского сознания.

Почвой формирования гражданского сознания следует именовать исторически и культурно заложенный тип социально–политических ожиданий определенного общества.

Как следует, личность формируется под воздействием процессов социализации, в процессе которого происходит процесс становления и развития личности, под воздействием норм, действующих в данном обществе

По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное.

Индивидуальное правосознание является сложным, многомерным, многоуровневым психофизиологическим и социальным образованием. В нем отражаются, понимаются и концентрируются абсолютно все реально существующие правовые явления и в большинстве своем процессы и результаты внутренней психической деятельности, а также процессы формирования и взаимодействия всех элементов психической деятельности. Через внутреннюю психологическую деятельность преломляется наружняя правовая социализация, процессы познания и формирования правовых познаний, в том числе о правовых предписаниях, в ней вырабатывается определенное отношение к положительному праву, положительное, негативное, нигилистическое, на базе которого совершаются поступки, имеющие юридическую значимость.

В юридическом аспекте правосознание личности рассматривается через социализацию, прежде всего – государственно–правовую, то есть через познание внешних по отношению к нему юридических норм и правил и правовое поведение – собственное, других людей, государства и общества в целом.

Анализ индивидуального правосознания в психологическом аспекте предполагает рассмотрение формирования и действия его как психологического механизма, который складывается в результате реагирования человеческой психики на внутренние – нейродинамические, соматические и др., а также внешние воздействия правовой и иной среды, в результате отражения как общечеловеческого бытия – социального, общего, родового, так и специфического, индивидуального, психического. Психологический механизм есть система частей психологической деятельности, спецефическим образом располагаемых, взаимосвязанных, взаимодействующих меж собой, обусловливающих формирование, состояние и осознание правосознания как специфичного элемента персональной психологической деятельности.

При анализе правового сознания акцент должен делаться на сущностную сторону самого правосознания и понимаемого им права, связанную с безусловными ценностями человеческого бытия. В юридическом понимании правосознание рассматривается в соотношении с позитивным правом, законом, другими юридическими формами его выражения, как результат познания внешних по отношению к человеку юридических предписаний, исходящих от государства, а также – с правовым поведением, не только, как субъекта права, поведением других субъектов права, но и в том числе государства.

Индивидуальное правосознание, будучи формой психической деятельности, есть результат деятельности, который может быть продемонстрирован рациональными (сознательными) образованиями телеологического, идеологического, ценностного, и др. характера; интуитивными, собственно бессознательными и вытесненными бессознательными состояниями, а также – эмоциональными, чувственными представлениями.

Многогранный образ правосознания подразумевает всеохватывающее исследование всех частей, составляющих личное правосознание, в их единстве и связи, разные варианты сочетания которых определяют специфику правосознания. Такое исследование может быть и даже нужно с позиции психоаналитической теории.

Индивидуальное правосознание помогает многое понять в самом человеке, выступающем в юридической сфере в качестве гражданина, субъекта права, субъекта правоотношения, в его поведении – правомерном и противоправном. Оно позволяет выявить причины внутренних рассогласований, внешних конфликтов, определить пути их устранения.

В процессе персональной жизни для ублажения собственных потребностей человек обязан адаптироваться к условиям, в каких он существует. В связи с этим огромное значение имеет процесс самоучения, когда определенные способности и умения передаются от старших к младшим, от родителей детям. На ранних стадиях человеческого развития это могло быть просто неосознанным повторением действий и закреплялось в виде привычки. Такового рода подражание старшему поколению закладывает в личности привычку следовать обычаям предков, выступать носителем сложившихся в обществе традиций. На сегодняшний день следование традициям оказывает сильное влияние на поведение человека. «Каждая личность, – писал В.М. Бехтерев, – является до известной степени рабом обычая и формы, вырабатываемых обществом, и даже предрассудков и суеверий, в нем господствующих» [1, С. 69.].

Групповое правосознание – вид правосознания, носителем которого является социальная группа людей. Отличия в правосознании обоснованы: принадлежностью его носителей к определенному классу, соц.слою, либо стране (правосознание населения с низкими и правосознание лиц с большими доходами); выполняемой социальной роли либо занимаемой социальной «нишей» (правосознание журналистов и представителей власти); занимаемой правовой позиции, отношении к закону, праву, правовым учреждениям (правосознание законопослушных граждан и правонарушителей, граждан, вовлеченных в орбиту правоохранительной, судебной деятельности и работников правоохранительных органов, судей) и т.д.

Осознавая определенное влияние на поведение человека природных инстинктов и рефлексов, определим, что центральную роль в регулировании отношений в первобытном обществе выполняет общественное сознание. «Общественное сознание, сознание коллектива, как и формирующееся индивидуальное сознание, – отмечает Ю.И. Семенов, – носило на первых порах своего развития не теоретический характер, а чисто практический. Оно представляло собой имеющую своим содержанием производственную, экономическую потребность волю коллектива, общественную волю, формирующуюся мораль» [2, С. 273.].  Таким образом, обеспечивается ценностно–легитимное поведение посредством постороннего социального контроля, то есть через нормативные правила общества, так в первобытном обществе, это нормы морали и «табу», в настоящее время – нормы права. Норма оказывает воздействие на каждого человека, выступая основанием правомерности поведения субъекта.

«Ценность правовых норм не приближена их конкретно–нормативному содержанию. Ценность, как и норма, осуществляет регулятивные функции, однако способ или метод такой регуляции существенно иной. Ценность, прежде всего, есть идеал, который указывает не как делать, а к чему стремиться» [3, С. 234.].

Правовая социализации – основа любого правосознания, предполагает социокультурное поведение личности. Такая позиция выражается в совокупности действий, реализующих внутренние убеждения и установки, которые, в свою очередь, обусловлены социальными и культурными факторами. Социальная действительность формирует ценностно–нормативное основание социокультурного поведения, преобладание нормальных либо девиантных образов [4, С. 69.].

Самым важным инструментом приведения национального правосознания к общему знаменателю является Конституция Российской Федерации, которая закрепляет основы конституционного строя и другие положения, являющиеся «базой» для развития отечественного законодательства. Будучи принятой многонациональным народом Российской Федерации, Конституция закрепляет не только юридически, но и культурно значимые аспекты, позволяющие разрабатывать нормативные правовые акты, неразрывно связанные с теми позициями, которые поддерживает большинство населения страны.

Таким образом, Конституция Российской Федерации – это своеобразное выражение отечественного конституционного правосознания, что в очередной раз отражает преобразующую цель действующей Конституции (в чем выражается её главное отличие от дескриптивной роли советских конституций). По сути, действующая Конституция является мощным преобразующим инструментом, позволяющим постепенно общими усилиями преобразовывать реально существующие фактические отношения, реализуя закрепленные положения [5, С. 62.].

В заключении отметим, что измерение правосознания служит сначала публичной, беспристрастной оценке состояния правовой системы, ее нужным изменениям. Изучая правосознание, можно найти определенные правовые требования тех либо других групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т.п. [6, С. 11.].

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии / В. М. Бехтерев. – Москва: Наука, 1994. – 400 с. – Текст: непосредственный.   

2.  Семёнов Ю. И. Как возникло человечество / Ю.И. Семёнов; Гос. публ. ист. б-ка России. – 2. изд., с новым предисл. и прил. – Москва : Гос. публ. ист. б-ка России, 2002. – 788 с. – Текст: непосредственный.   

3.   Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / М. В. Пресняков / под ред. Г.Н. Комковой. – Москва: «ДМК Пресс», 2009. – 397 с. – Текст: непосредственный.   

4.  Шевченко И. В. Правовая социализация и правосознание молодежи: проблемы теоретического осмысления / И. В. Шевченко // Общество и право. – 2011. – № 2. – С. 69-72. – Текст: непосредственный.   

5.  Проценко Е.Д. Конституция Российской Федерации как «общий знаменатель» национального правосознания / Е.Д. Проценко, Я.Э. Черногородцева // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 1 (217). – С. 61-63. – Текст: непосредственный.   

6.   Мельников В. Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве/ В. Ю. Мельников // Культура: управление, экономика, право. – 2012. – № 3. – С. 11-18. – Текст: непосредственный.