ЕФРЕМОВ А.В.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие функций государства, их принципы, классификацию, формы и методы их реализации, а также деятельность государства в осуществлении государственных функций на современном этапе.

Ключевые слова: функции государства, принципы функций государства, классификация функций государства, внутренние функции государства, внешние функции государства.

 

CLASSIFICATION OF STATE FUNCTIONS: PROBLEMS AND APPROACHES

 

Abstract. The article examines the concept of state functions, their principles, classification, forms and methods of their implementation, as well as the activities of the state in the implementation of state functions at the present stage.

Keywords: functions of the state, principles of functions of the state, classification of functions of the state, internal functions of the state, external functions of the state.

 

Классификация (классифицирование) функций государства как научно­исследовательский прием дает возможность представить деятельность государства как многоуровневую систему, в которой объект делится на видовые объекты, которые, в свою очередь, также могут подлежать дифференциации.

Функции государства нуждаются в исследовании при помощи классификационной методики и образуют сложный и противоречивый познавательный материал. В этой связи, точка зрения некоторых авторов о том, что «вопрос о классификации функций современного Российского государства особых проблем не вызывает» представляется далекой от истинного положения вещей. Напротив, если в полемике о понятии и признаках функций государства можно обнаружить относительное единодушие, то вопросы их классификации до сих пор остаются предметом острой научной дискуссии.

В юридической литературе можно насчитать более десятка вариантов классификаций функций государства. Причем ни одна из них не свободна от условностей. М.И. Байтин отмечал, что одной из причин подобной множественности является отождествление системы функций государства и их классификации, а также различие классификационных критериев. Классификация функций государства производится исследователями субъективно, на основании различных критериев, поясняет В.Е. Чиркин, поэтому множественность классификаций функций государства - явление закономерное [1, С. 39-41]. Исследование оснований классификаций и видов функций государства позволит выделять функции государства определенного типа на разном этапе развития общества, что имеет особую научную ценность для теории государства.

В настоящее время в правовой науке выработались общеизвестные модели классификации функций государства. Рассмотрим их далее.

Во-первых, в зависимости от того, где государство осуществляет свои функции внутри или за его пределами, выделяются внутренние и внешние функции. Данный вид классификации получил распространение в научной литературе прошлого века, соответствуя историческому периоду развития политических систем и типов государства (буржуазного, эксплуататорского, капиталистического, социалистического).

Делая поверхностную характеристику внутренних и внешних функций государства, необходимо отметить, что от содержания внутренних функций зависит характер целей и задач государства в пределах своих границ, а внешние, обращают внимание на специфические интересы в межгосударственных отношениях.

Во-вторых, в зависимости от степени социальной важности решаемых государством задач выделяются следующие функции государства основные и неосновные.

Основные функции государства - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период (например экономическая, социальная, экологическая функции государства);

Неосновные функции государства носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к основным функциям и представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни (например налоговая функция как производная от экономической; функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной).

Что касается данной классификации, то она считается спорной среди учёных.

Так, В.М. Сырых отметил терминологическое противоречие в классификации функций государства на основные и неосновные, объясняя это тем, что, с одной стороны, ключевой признак в определении функции государства это основные направления его деятельности; с другой стороны, неосновные функции в такой ситуации утрачивают важнейший признак понятия «функции» [2]. Исходя из этого, возникает необходимость либо изменить понятие функции государства, либо признать рассматриваемую классификацию неудачной.

Л.А. Морозова считает, что подразделение функций на основные и неосновные сомнительно, поскольку функции государства это основные направление его деятельности, а все другие виды деятельности функциями не являются. Деятельность же государства, в которой идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации тех или иных важных для общества задач, предпочтительнее было бы именовать подфункциями.

В-третьих, в зависимости от продолжительности осуществления функции государства классифицируются на постоянные и временные [3, С. 60].

Постоянные функции государства такие функции государства, которые осуществляются на всех этапах развития государства (например экономическая, налоговая);

Временные функции государства - такие функции государства, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, носят чрезвычайный характер (например решение задач вследствие стихийного бедствия).

В связи с тем, что функции государства необходимо рассматривать в динамике, дифференциацию функций на временные или постоянные следует осуществлять с учетом объективных историко-политических условий функционирования государства, которые зачастую грань между временными и постоянными функциями делают изменчивыми и трудноуловимыми.

Признана и широко употребляема в науке единая классификация функций государства, в основе которой лежит критерий обособленных сфер общества, которые влияют на выработку функций государства. В соответствии с этим критерием, выделяют экономическую, политическую, социальную и идеологическую функции государства. Т.Н. Радько включил в данную классификацию экологическую и охранительную функции государства; В.И. Червонюк финансовую функцию, функцию поддержки науки, культуры, образования и информационную функцию.

Определенный интерес представляет классификация, основанная на принципе разделения властей. В соответствии с этим критерием рассматриваются законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные функции государства, основанные на конституционно-закрепленном принципе разделения властей. Однако ни во всех странах мира общепринятыми считаются три ветви власти. Поэтому эта классификация применима только к отдельным государствам.

Особенностью этой классификации является то, что в ней отражается механизм реализации государственной власти. Классифицирующиеся функции реализуются в основном не одним органом, а их совокупностью, которые принадлежат к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Л.А. Морозова считает данную классификацию основной, поскольку «она отражает механизм реализации государственной власти» [4, С. 115].

Но стоит также учесть и мнение А.Б. Венгерова, который указывает на следующее: «Классификация функций, опирающаяся на членение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. По их мнению, происходит в этом случаи смешение функций государства и государственной власти» [5, С. 85-87].

Кроме рассмотренных научных классификаций существует ряд отдельных моделей классификации, которые заслуживают внимания в методологическом плане.

Например, В.Е. Усанов полагает, что наиболее приемлемой признается классификация, построенная по критерию властных актов государства, выделяющая такие функции, как: самопровозглашение государственного суверенитета; назначение и выбор (формирование самого государственного механизма); непосредственное управление обществом (совокупность всех видов властного воздействия на общество); законодательная и правоприменительная функция.

Таким образом, на каждом этапе развития государства как института власти и управления обществом виды функций государства влияют на его внутреннюю структуру, механизм реализации функций государства и формируют историю развития государственности. У современного государства в реальных условиях не может быть одной единственной главной функции, поэтому учёные предлагают дополнить существующую классификацию функций государства, выделив в ней «ведущие функции государства» и «дополнительные (факультативные) функции государства», из-за чего в современной теоретико-правовой науке возникает многообразие классификации функций государства.

Но несмотря на такое количество разделения функций государства, в юридической литературе чаще всего производится классификация функций государства по критерию сферы их деятельности внешние и внутренние функции государства.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение: учебное пособие / В.Е. Чиркин. Москва: Юридическое издательство Норма, 2019. 448 с. URL: https://znanium.com/335815.

2. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник / В.М. Сырых. Москва: Юстицинформ, 2012. 704 с.

3. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 5-е изд. Москва: Дело РАНХиГС, 2020. 528 с. URL: https://znanium.com/356668.

4. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе: статья / Л.А. Морозова. Государство и право. 1993. № 3. С. 115.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. 3-е изд. Москва: Юриспруденция, 2000. С. 85-87.