КОНОВАЛОВ Д.В.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация. В статье рассматривается система публичной власти, включающая в себя органы государственной власти и местного самоуправления как элементы механизма современного Российского государства. Представляются нормативное регулирование, различные взгляды ученых на положения органов государственной власти и местного самоуправления как элементов механизма современного Российского государства, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, публичная власть, Российская Федерация, Конституция Российской Федерации.

 

PUBLIC AUTHORITIES AND LOCAL GOVERNMENTS IN THE SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract. The article considers the system of public power, which includes bodies of state power and local self-government as elements of the mechanism of the modern Russian state. Regulatory regulation, various views of scientists on the positions of state authorities and local self-government as elements of the mechanism of the modern Russian state are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: state authorities, local governments, public authorities, the Russian Federation, the Constitution of the Russian Federation.

 

В Российской Федерации создана трехуровневая система управления, основанная на принципах федеративного устройства. В нее входят федеральные органы государственной власти, государственные органы субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления. При этом, федеральные органы и органы субъектов Российской Федерации относятся к государственной власти, тогда как местное самоуправление к муниципальной. Другими словами, органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти. Однако они не отделены от государства и являются органами управления «на местах», подотчетные органам государственной власти.

Органы власти всех уровней в Российской Федерации формируются исходя из принципов разделения властей и территориального деления. Это означает, что помимо вышеназванной трехуровневой системы органов публичной власти, деление происходит на судебную, законодательную и исполнительную. В Российской федерации вошел в оборот термин «публичная власть», к которой относятся все уровни власти в России: государственная и муниципальная власть.

Первым, и наивысшим звеном публичной власти в Российской Федерации являются федеральные органы государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют: Президент РФ; Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума РФ; Правительство РФ, суды РФ.

При этом Президент РФ занимает особое положение в этой системе – он не относится ни к одной из ветвей власти, при этом, фактически, обладает правом:

  1. Законодательной инициативы,

  2. Издания правовых актов (указов и распоряжений),

  3. Воздействия на Государственную Думу и Совет Федерации;

  4. Корректировки деятельности Правительства РФ;

Помимо перечисленных, Президент РФ обладает полномочиями выработки правовой политики Российской Федерации, а также выступает гарантом Конституции РФ. Находясь над всеми ветвями власти, Президент РФ обеспечивает принцип разделения властей, а также контролирует деятельность всех государственных органов.

Федеральное Собрание РФ является двухпалатным парламентом обладающим правом принятия федеральных и федеральных конституционных законов. Это представительный и законодательный орган государственной власти, палаты которого заседают раздельно, имеют различный порядок формирования и решают различный круг вопросов. 

Совет Федерации – это законодательно-представительный орган Российской Федерации, который занимается принятием законов, назначением и освобождением от должности высших должностных лиц в государстве, в том числе отрешением Президента РФ, дает согласие на введение чрезвычайного и военного положения, а так же использования вооруженных сил за территорией Российской Федерации. Так, например, 22 февраля 2022 года, Совет Федерации единогласно дал согласие Президенту РФ права на использование вооруженных сил за рубежом [1.].

Совет Федерации формируется путем назначения сенаторов, по два от каждого субъекта РФ – один от исполнительного органа субъекта Российской Федерации, другой от представительного (законодательного) органа. Такой механизм формирования закреплен в ФЗ № 439 «О порядке формования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» [2.] и позволяет регионам иметь своих представителей на федеральном уровне власти. Такой путь формирования является механизмом взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов субъекта РФ. Сенаторы должны действовать в интересах своих субъектов, лоббируя те законы, которые направлены на улучшение условий жизни их граждан. Противоположного мнения придерживается А.А. Керимов. В своей статье он пишет: «Совет Федерации формируется не путем избрания, а делегированием полномочий «сенатора» представителям законодательной и исполнительной ветвей власти субъекта федерации. В таком случае неправомерно рассматривать верхнюю палату парламента как орган народного представительства, поскольку член Совета в своей деятельности руководствуется не интересами определенных социальных групп, а установками, получаемыми им от руководства региона. Таким образом, подобное представительство более правомерно называть административным» [3, С. 81.].

Нижняя палата Парламента РФ называется Государственная Дума. На данный орган государственной власти возложена обязанность рассмотрения и изменения федеральных и федеральных конституционных законов Российской Федерации, контроль за деятельностью Правительства РФ, назначение на государственные должности, например Председателя Правительства по представлению Президента РФ.

Государственная Дума формируется путем всеобщего смешенного голосования. Кандидаты выдвигаются путем подачи партийных списков, а также независимо от партий.

Главной функцией Госдумы является законотворчество, именно на нее возложена обязанность подготовки, оценки, изменение и принятие текстов федеральных и федеральных конституционных законов РФ. В аппарате Государственной Думы создаются комитеты и комиссии, которые занимаются вопросами оценки и подготовки законопроектов, их предварительной оценки. После утверждения текста законопроекта он отправляется на парламентские слушания, где за него голосуют депутаты Государственной Думы. В трех чтениях законопроект рассматривается и по итогу принимается. При этом текст закона может быть изменен в ходе слушаний, или вовсе отклонен. Работа Государственной Думы проходит сессиями, и в отличие от Совета Федерации созывается два раза в неделю. Сама работа Государственной Думы РФ регулируется Регламентом ГД РФ [4.].

Деятельность Госдумы не подотчетна и не подконтрольна своим избирателям. Таким образом, депутатов ГД РФ нельзя лишить их статуса в связи с желанием избирателей и граждан. При этом у Президента РФ имеются полномочия по роспуску Государственной Думы.

Следующий орган государственной власти на федеральном уровне – Правительство Российской Федерации. Это орган исполнительной власти РФ, действующий на всей ее территории, осуществляющий внутреннюю и внешнюю государственную политику, руководящий работой федеральных органов исполнительной власти, в том числе и федеральными министерствами. У Правительства РФ имеется право законодательной инициативы, а также оно может издавать постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Правительство состоит из Председателя, назначаемого Президентом РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель, для решения оперативных вопросов может созывать президиум, в состав которого входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство РФ координирует действия и работу на всей территории РФ, ставя единообразные цели и задачи для всех субъектов государственной власти и экономики. Помимо этого, Правительство РФ реализует единую экономическую и финансовую политику совместно с председателем Центрального Банка. Пи этом председатель ЦБ РФ не входит в Аппарат Правительства РФ и не несет ответственности перед председателем Правительства РФ, в отличие от глав министерств и ведомств, входящих в Аппарат. Главы органов исполнительной власти субъектов РФ, подотчетны Правительству РФ и несут ответственность перед председателем Правительства.

Государственные органы, относящиеся к третьей ветви власти – это суды Российской Федерации. Суды обладают всеми признаками присущими органам государственной власти, а также обозначены в ст. 11 Конституции Российской Федерации.

На федеральном уровне, согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» действуют:

1. Конституционный Суд Российской Федерации. Высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, действующий на основании Конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», а также отдельного ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [5.], осуществляющий полномочия по контролю и проверки соответствия всех нормативно-правовых актов Конституции РФ, в том числе международных; дает заключения и разъяснения о действии нормативно-правовых актов и норм; выступает в качестве арбитра при возникновении споров между федеральными органами государственной власти, между федеральными государственными органами и органами субъекта РФ, между органами государственной власти субъектов РФ а так же другие полномочия, обозначенные в ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Верховный Суд Российской Федерации. Высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и другим делам. Верховный Суд РФ рассматривает вопросы об оспаривании нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также решения отдельных органов государства, рассматривает отдельные категории дел по существу, а так же дает разъяснения для единообразного применения норм права всеми судами Российской Федерации в форме Постановлений Пленума ВС. Помимо этого Верховный Суд РФ выносит заключения о наличии в действиях отдельных должностных лиц признаков преступления, а также, по аналогии с Конституционным Судом РФ выступает в качестве арбитра при возникновении споров между органами государственной власти. В пределах своих компетенций Верховный Суд РФ может выступать с законодательной инициативой, при этом он не обладает нормотворческими полномочиями.

3. Система арбитражных судов: арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Система арбитражных судов образует ответвление судебной власти, которой подсуден определенный круг экономических споров. При этом структура арбитражных судов выстроена так, что все стадии (первая, апелляционная, кассационная) осуществляются арбитражными судами соответствующего уровня без взаимодействия с судами общей юрисдикции. При этом руководство и надзор за деятельностью арбитражных судов осуществляет Верховный Суд РФ. Стоит так же отметить, что ранее переданные ВС РФ полномочия осуществлял Высший Арбитражный Суд РФ, однако он был упразднен 6 августа 2014 года.

4. Суды общей юрисдикции, в которые входят: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.

Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции действуют в качестве судов второй и третьей инстанции, как следует из названия. Они реализуют полномочия по повторному рассмотрению дел, в связи с соответствующими жалобами участников суда первой инстанции. В результате судебной реформы конца десятых годов, апелляционные и кассационные суды были введены как отдельное звено в системе судебных органов, действующих не по принципу прямой подсудности, а территориальной.

Районные суды совместно с мировыми судами составляют основное звено судебной системы Российской Федерации рассматривая по существу большую часть уголовных, административных, гражданских дел. Действуют районные суды по принципу территориальной подсудности, осуществляя свои полномочия на всей территории РФ. Вместе с этим районные суды являются апелляционной инстанцией в отношении решений, принятых мировыми судьями согласно их подсудности.

Военные и специализированные суды осуществляют правосудие по отдельным «специфическим» категориям дел. Как следует из названия, такие суды рассматривают военные и иные специальные правонарушения. Участниками таких судебных процессов являются специальные субъекты (военнослужащие), а сами суды формируются не только по территориальному признаку, но и на основании дислокации войск. Это так называемые гарнизонные и флотские военные суды. При этом в РФ есть постоянно действующие суды, располагающиеся в соответствии с военными округами.

Как отмечает в своей статье Фатыков И. А.: «Особенность, частично объясняемая названием органа, заключается в преобладании действий, осуществляемых в целях защиты прав и представления законных интересов военнослужащих. Первоначально военные суды рассматривали в основном уголовные дела, а данные о количестве обращений в военные суды за защитой прав военнослужащих были незначительными и не превышали тысячи» [6, С. 81.].

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют властно-управленческие функции на территории советующего субъекта РФ. Для них так же присуще разделение на ветви власти, а сами органы, во многом, повторяют систему федеральных органов государственной власти.

Органы местного самоуправления еще более неоднородны, чем органы государственной власти субъекта. Законодатель предоставил местным властям самим определять порядок создания и функционирования «аппарата» местного самоуправления».

Таким образом, федеральные органы государственной власти реализуют свои полномочия на всей территории Российской Федерации и решают глобальные, общегосударственные вопросы. Органы субъекта РФ обладают меньшей автономией, и реализуют федеральную политику на территории региона, при этом они могут вырабатывать свою социально-экономическую политику, не противоречащую федеральным и иным законам, они могут взаимодействовать как с органами местного самоуправления, так и с федеральными органами государственной власти. Муниципальные органы формально имеют большую автономию в вопросах местного самоуправления, но при этом подотчетны и во многом зависят от органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Совет Федерации дал согласие на использование ВС за пределами страны // Интерфакс. – 22.02.2022. – URL: https://www.interfax.ru/russia/823799 – Текст: электронный.

2.    Российская Федерация. Законы. О порядке формования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон № 439-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 29 мая 2023 года: [принят Государственной Думой 09 декабря 2020 года: одобрен Советом Федерации 16 декабря 2020 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Режим доступа: сеть Интернет.

3.    Керимов А. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: проблемы институционализации / А. А. Кармиов // Научный журнал «Дискурс-Пи». – 2020. – № 1 (38). С. 78-86. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovet-federatsii-federalnogo-sobraniya-rf-problemy-institutsionalizatsii – Текст: электронный.

4.    Российская Федерация. Постановления. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ: Постановление № 2134-II ГД: текст с изменениями и дополнениями на 20 февраля 2024 года: [принято Государственной Думой РФ 22 января 1998 г.]. – Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=835963#l2SSg7U4F1Wc98qJ1. – Режим доступа: сеть Интернет.

5.    Российская Федерация. Законы. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ: текст с изменениями и дополнениями на 31 июля 2023 года: [принят Государственной Думой 24 июня 1994 года: одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ.-правов. система]. – URL: http://www.consultant.ru/. – Режим доступа: сеть Интернет.

6.    Фатыков И. А. Система военных судов и их место в российской судебной системе, / И. А. Фатыков // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 11 [Электронный ресурс]. – С. 81. –  URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/11/93935 Текст: электронный.