ОБУХОВ Д.В.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье исследованы особенности реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. Проведен анализ проблемы практической реализации принципа разделения властей в российском государстве.

Ключевые слова: государственная власть, государство, демократическое общество, Конституция, механизм разделения властей, правовое государство, Президент.

 

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: the article examines the specifics of the implementation of the principle of separation of powers in the Russian Federation. The analysis of the problem of practical implementation of the principle of separation of powers in the Russian state is carried out.

Keywords: state power, state, democratic society, Constitution, mechanism of separation of powers, rule of law, President.

 

Важнейшей чертой демократической власти является разделение властей. Системное единство государственной власти предполагает интеграцию (синтез, взаимосвязь) не каких-то аморфных, не имеющих четкого правового статуса, иногда – всего лишь декоративных элементов государственной организации, которыми могут манипулировать те или иные политические силы (например, советы, управляемые партийной номенклатурой), а наоборот – проявивших всю полноту своего содержания, юридически полноправных, самостоятельных структурных образований, несущих реальную ответственность за выполнение своих определено очерченных функций и тем самым способствующих повышению эффективности государственной деятельности[1].

В демократическом правовом государстве организация и осуществление власти на основе ее необходимой дифференциации, т.е. разделения на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, означает использование в государственном механизме накопленного многовековой историей позитивного демократического опыта, имеющего общечеловеческое значение. Теория разделения властей впервые выдвинута Локком, затем развита Монтескье. В соответствии с современным уровнем этой теории для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимо друг от друга власти законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Принцип разделения властей закреплен конституционно. Данная теория является обоснованием политико-правового принципа разделения властей. По этому принципу построены конституции многих государств, в том числе в Российской Федерации.

В правовом государстве объективно невозможно поддержание и углубление подлинного демократизма всей политической жизни и неукоснительное обеспечение прав человека без четкой реализации принципа разделения властей.  Существенное значение для стабильности демократии и реализации всего комплекса прав человека имеет разделение властей не только по горизонтали на одном и том же уровне на законодательную, исполнительную и судебную, но и по вертикали – на общественную (центральную) и местную, между которыми может быть промежуточный уровень – региональный.

Длительное функционирование демократических обществ в странах, руководствующихся конституциями, построенными по принципу разделения властей, убеждает в необходимости четкого определения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа. Именно это условие является решающим для фактического действия взаимного контроля, системы сдержек и противовесов для достижения единства действий через поддержание динамичного равновесия в процессе преодоления противоречий.

Стабильность и эффективность деятельности правового государства достигается посредством баланса трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Разделение властей представляет собой разграничение полномочий и сфер деятельности между основными отраслями государственной власти при сохранении ее целостности и единства[2].

Исторически сложилось так, что существование правового государства заставляет использовать систему разделения властей для нормального функционирования демократического общества. Однако способы интерпретации такой системы разнообразны. Различия возникают в пределах наделения полномочиями законодательной и исполнительной органов власти, в способах и формах их взаимодействия, в федеративном государственном устройстве.

Самостоятельность каждой из ветвей власти гарантирована Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 10, в которой сказано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; и при этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти    самостоятельны» [3]. Соединение же всех функций – судебной, законодательной и исполнительной власти – в сфере деятельности одного органа привело бы к установлению в государстве диктаторского политического режима. Поэтому концепция разделения властей предполагает существование специальных способов сдерживания самостоятельных ветвей власти. Такие способы составляют систему сдержек и противовесов государственной власти. Эта система позволяет посредством предоставления каждой из властей своих полномочий, закрепленных на конституционном уровне, уравновесить и сбалансировать их в пределах единой системы.

У каждой из ветвей власти существуют свои способы воздействия (уравновешивания) на другие ветви власти. Так, например, законодательная власть (Федеральное Собрание) имеет возможность влияния на исполнительную власть посредством постановки вопроса недоверия Правительству (исполнительной власти). В свою очередь, исполнительная власть может воздействовать на решения законодательной власти посредством обязательности вынесения заключений на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств[4].

На законодательную власть в рамках системы воздействует Президент, который обладает возможностью роспуска Правительства. Судебная власть имеет возможность воздействовать на Президента, законодательную и судебную власть путем разрешения споров между ними и вынесения судебных решений о законности действий и принятых ими законодательных актах.

Являясь главой государства, Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей власти. Часть 1 ст. 80 Конституции РФ провозглашает Президента главой государства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Таким образом, можно считать, что Президент находится вне системы разделения ветвей, т.к. Конституцией РФ устанавливается особое место Президента в механизме разделения властей и системы сдержек и противовесов. Можно сделать вывод, что это четвертая ветвь власти – президентская со своими качественными особенностями, обусловливающими ее в отдельную, самостоятельную ветвь государственной власти. Однако такое умозаключение противоречит ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей, что в России существуют только три ветви власти. Поэтому приходится констатировать проблему практической реализации принципа разделения властей в российском государстве. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что система разделения властей в Российской Федерации выглядит асимметричной и несбалансированной, с отягощением в сторону полномочий Президента, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему[5].

В большинстве современных зарубежных стран, так называемых президентских республиках, президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. В полупрезидентских республиках он является главой государства и разделяет высшую исполнительную власть с правительством. А в парламентских республиках президент является только главой государства, выполняет ряд представительских функций, но, тем не менее, осуществляет исполнительную, по своей природе, власть, согласованную с правительством. В Российской Федерации «являясь главой государства, Президент одновременно фактически в ряде случаев выполняет функции и главы правительства», что позволяет назвать нашу страну «суперпрезидентской» республикой.

В России, обладая самостоятельностью и сдерживая друг друга три ветви власти не всегда уравновешивают друг друга. Особенно данное утверждение качается взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Потому что в отношениях между ними доминирует исполнительная власть, к которой можно приплюсовать влияние Президента.

В отношениях с судебной властью это выражается в том, что Президент оказывает влияние на кадровый состав судебных органов в соответствии со ст. 83 и ст. 128 Конституции РФ. Он представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также назначает судей других федеральных судов.

В отношениях с законодательной властью воздействие исполнительной власти проявляется в том, что Президент имеет право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право на внесение законопроектов в Государственную думу, подписания и обнародования федеральных законов. При этом у него есть право вето на принимаемые законы.

Еще одной дестабилизирующей систему сдержек и противовесов мерой можно назвать следующее. В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в качестве одной из возможностей влияния на исполнительную власть может дать или не дать согласие Президенту на назначение Председателя Правительства, а также решать вопрос о доверии Правительству. Однако, в связи с выражением недоверия Правительству или отказом Государственной Думы от утверждения кандидатуры Председателя Правительства, может возникнуть вопрос о существовании самой Государственной Думы в ее действующем составе. В связи с тем, что в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству и несогласия Президента на такое решение Государственная Дума имеет право повторно в течение трех месяцев выразить недоверие, но в таком случае рискует быть распущена Президентом, если он объявит об отставке Правительства (в соответствии со ст. 117 Конституции РФ).

На этом полномочия Президента в очерченных рамках не заканчиваются. Государственная Дума может быть распущена еще по одному основанию, а именно, если она три раза отклонит кандидатуры Председателя Правительства, представляемы ей на утверждение Президентом. При таком стечении обстоятельств Президент распускает Государственную Думу, назначает Председателя Правительства и назначает новые выборы. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод,  что законодательная власть, несмотря на предоставленные ей права, легко подавляема исполнительной властью. Можно сказать более, наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти в будущем, о чем свидетельствует предпринимаемые Президентом меры по реформированию Совета Федерации, которые приведут к ослаблению власти и влияния верхней палаты парламента на федеральную и исполнительную власть.

Положение ст. 10 Конституции РФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне (разделение властей «по горизонтали»), но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации (разделение властей «по вертикали»). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отнесено ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Здесь очень важно, чтобы из предоставления тех или иных полномочий не вытекало дисбаланса конституционно-правовых интересов[6].

Согласно ст. 77 Конституции РФ субъектам Российской Федерации предоставляется право устанавливать самостоятельно в соответствии с принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, систему органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Таким образом, субъектам Федерации предоставлено право принимать собственные законы, регулирующие порядок формирования, сроки полномочий и назначение выборов в свои законодательные органы. Но при обязательном условии, что субъект Федерации обладает собственной нормативной базой, которая бы соответствовала Конституции РФ и другим федеральным законам. Однако, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат этому закону, применяются нормы данного Федерального закона. Таким образом, Федеральный закон противоречит Конституции РФ, ст. 76 которой закрепляет право субъекта Федерации самому осуществлять правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации, т.к. согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В свете всего сказанного главным является то, чтобы все ветви власти существовали в прочном соотношении друг с другом и механизм государства действовал слаженно, не склоняясь от одной стороны к другой. При реализации своих функций ветвям власти необходимо пытаться находиться в рамках действующей Конституции, не претендуя на принятие новой.

Необходимо в процессе доработки существующей на сегодняшний день Конституции РФ дополнить ее ст. 77 понятием президентской государственной власти, чтобы полномочия Президента не «прибивались» к исполнительной власти, а действовали самостоятельно, регулируя систему сдержек противовесов, распределяясь по дисбалансу ветвей. Так же необходимо усилить законодательную ветвь власти путем наделения парламента большими полномочиями, создать широкую базу законодательных актов, облегчающих вынесение судебных решений и усилить судебную власть путем комплектации судов грамотными судьями, а также обеспечивать их беспристрастность и независимость. Посредством названного необходимо попытаться добиться баланса трех самостоятельных ветвей власти, которые бы могли действовать слаженно и бесперебойно, не подавляя одна другую и используя механизм разделения властей как средство гармонии в реализации полномочий между ними.

Таким образом, законодательная деятельность в России осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106,  Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

 

ЛИТЕРАТУРА:

1 Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – Текст: непосредственный. 

2 Российская Федерация. Указы. Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками: Указ № 445: [принят Президентом РФ 3 июля 2020 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 27. – Ст. 4196. – Текст: непосредственный.

3 Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник / В.К. Бабаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 582 с. – ISBN 978-5-534-12003-5. – URL: https://urait.ru/viewer/teoriya-gosudarstva-i-prava-468434. – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

4 Дементьев А.Н. Современное государство: вопросы теории / A.H. Дементьев// Государство и право; учредители Институт государства и права РАН, Российская академия наук, Москва, 2010. – № 12. – С. 120-123. – ISSN: 1026-9452. – Текст: непосредственный.

5 Козлова Е.И. Конституционное право России / Е. И. Козлова,  О. Е. Кутафин: учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юристъ, 2004. – 347 с. – ISBN 5-7975-0722-6. – Текст: непосредственный.  

6 Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов /  В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 521 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/ 468390. – ISBN 978-5-534-06539-8. – Текст: электронный.

7 Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2015. – 743 с. – ISBN 978-5-392-13072-6. – Текст: непосредственный.

8 Основы правовой политики в России. Курс лекций / С.С. Алексеев. – Москва, Екатеринбург: Де-Юре, 1995. – 128 c. – Текст: непосредственный.

9 Панченко В.Ю. Правовая политика: базовый курс: учеб. пособие / В.Ю. Панченко, А.А. Петров, А.В. Деменишин. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 51 с. – ISBN 978-5-16-010126-2. – Текст: непосредственный.

10 Перевалов В.Д. Проблемы теории и практики законотворческого процесса в Российской Федерации / В. Д. Перевалов, А. А. Югов // Российский юридический журнал; учредители Уральский государственный юридический университет, Министерство юстиции РФ: Екатеринбург, 1993. – № 2. – С. 15-19. – ISSN: 2071-3797. – Текст: непосредственный.

11 Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 516 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/449634. – ISBN 978-5-534-01323-8. – Текст: электронный.

12 Судебные органы России: учебник / под ред. Н. А. Петухова, А.С. Мамыкина. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 434 с. – ISBN 310-7-07- 023029-2. – Текст: непосредственный.

13 Чеботарев Г.Н. Конституционное право граждан на внесение изменений в Конституцию Российской Федерации / Г.Н. Чеботарев // Государство и право. – 2020. – № 12. – С. 7-15. – ISSN 1994-1471. – Текст: непосредственный.

14 Shershenevich G.F. The general doctrine of law and the State: lectures by G.F. Shershenevich / G.F. Shershenevich. – Moscow: I.D. Sytin's type t-va, 1908. – 159 p. – Text: electronic // The Russian State Library [website]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003754627. – Режим доступа: сеть Итернет.



[1] Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. К. Бабаев [и др.]; под редакцией В. К. Бабаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. –  С. 38 // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/445024. – ISBN 978-5-534-08578-5. – Текст: электронный.

[2] Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С. 330. – ISBN 978-5-534-06539-8. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/468390.

[3] Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – Текст: непосредственный.

[4] Эриашвили Н. Д. Система органов государственной власти России / Н. Д. Эриашвили, Б. Н. Габричидзе, В. Н. Белоновский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С. 369. – ISBN 978-5-534-06486-5. – URL: https://urait.ru/viewer/teoriya-gosudarstva-i-prava-474122. – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

[5] Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – С. 467 // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:   https://urait.ru/bcode/449634. – ISBN 978-5-534-01323-8. – Текст: электронный.

[6] Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – Текст: непосредственный.