ОСТАНКОВА А.Д.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам научного осмысления современного состояния теории разделения властей. На основе анализа российского законодательства автор стремится доказать, что действующая Конституция Российской Федерации устанавливает и закрепляет целостную систему единства и дифференциации публичной власти.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Президент Российской Федерации, поправки, реформа, публичная власть, местное самоуправление, система.

 

PUBLIC POWER IN MODERN SOCIETY

 

Abstract. The article is devoted to the issues of scientific understanding of the current state of the theory of separation of powers. Based on the analysis of Russian legislation, the author seeks to prove that the current Constitution of the Russian Federation establishes and consolidates an integral system of unity and differentiation of public power.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, President of the Russian Federation, amendments, reform, public authority, local government, system.

 

Тема власти была и остается традиционно актуальной на протяжении всей истории человечества. Ученых и мыслителей как Античности, Средневековья, Реформации, Нового времени, так и современности интересовали и интересуют вопросы организации и управления человеческим обществом, способы и пути оптимального упорядочения общественных отношений, наиболее приемлемые варианты взаимодействия человека и государства. В основе всех этих вопросов лежит, так или иначе, вопрос о власти.

Интерес к власти и ко всему, связанному с ней, значительно усиливался в периоды кардинальных преобразований и революций. Данную тенденцию можно усмотреть и в современной России, в период формирования гражданского общества и правового государства.

С теоретической стороны это обусловлено следующим. В советский период рассмотрение проблем власти во многом увязывалось с целью построения сначала социалистического, а потом и коммунистического общества. Решение данных вопросов должно было служить теоретической базой для проводимых преобразований. А так как общество было практически полностью огосударствлено, то исследованию подвергались, в основном, только государственная власть в социалистическом обществе и общественное самоуправление в будущем коммунистическом обществе, а также в негативном плане государственная власть буржуазных стран. Господство марксистско-ленинской идеологии предопределяло конечные результаты проводимых исследований, что в конечном итоге привело к оторванности отечественного обществоведения от мировых научных течений. Тем не менее, следует отметить, что и в условиях научной изоляции советская наука достигла определенных высот в области изучения государственной власти и управления.

В последнее время ситуация в корне изменилась. Современные исследователи значительно чаще обращаются к зарубежным концепциям, чем к отечественным наработкам. Все это в полной мере относится как к власти в качестве общесоциологической категории, так и к ее разновидности - публичной власти.

В предыдущие десятилетия публичная власть не являлась самостоятельным предметом научных поисков. Беглые упоминания о ней можно встретить при рассмотрении власти в первобытном обществе и возникновении государственной власти, так как считалось, что публичная первобытная власть в процессе классогенеза трансформировалась в государственную власть. Нередко публичная власть отождествлялась с государственной властью. В целом, можно сказать, что изучение публичной власти находилось в тени изучения государственной власти.

 B Российской Федерации, согласно Конституции, принцип территориальности играет важную роль в организации публичной власти. Россия является федеративным государством, что подразумевает разделение властей на различных уровнях. Вертикальное разделение полномочий основано на принципе разграничения власти между уровнями государственной власти. Этот принцип также имеет горизонтальное значение, что означает его применение на одном уровне власти.

В федеративной форме российского государства, федерализм рассматривается как принцип конституционного строя и конституционно-правовая ценность, призванная обеспечить государственное социокультурное единство многонационального российского народа.

Федерализм в России может быть представлен как двухуровневая или трехуровневая система. Однако, применительно к России, такое разделение является спорным, учитывая некоторые особенности этой страны. В федеративных государствах, как правило, выделяют два уровня публичной власти - федеральный и уровень субъектов федерации.

Осуществление публичной власти в России происходит на различных уровнях. Центральные органы государственной власти отвечают за федеральный уровень, а субъекты федерации, образующие политико-территориальную структуру Российской Федерации, занимаются региональным уровнем. Однако природа третьего уровня публичной власти, а именно муниципального, неоднозначна согласно научным определениям. В то же время, Конституция Российской Федерации предоставляет основание для того, чтобы считать, что федерализм в России представляет собой систему власти, состоящую из двух уровней.

В системе публичной власти в России, при более глубоком изучении, можно заметить, что институты местного самоуправления гармонично вписываются, хотя и с некоторыми особенностями. Конституционный Суд Российской Федерации впервые затронул вопрос муниципального уровня публичной власти в своей судебной практике в 1998 году, используя понятия «местная публичная власть» и «публичная власть на местах, осуществляющая функции самоуправления». Конституционный Суд Российской Федерации более подробно рассматривал данную тему.

Главный судья Конституционного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что местное самоуправление является третьим уровнем российского федерализма. Он утверждает, что субъекты Российской Федерации представляют собой форму децентрализации всего государства, а муниципальные образования внутри этих субъектов представляют собой еще большую степень децентрализации.

Таким образом, российский федерализм можно разделить на три уровня публичной власти: федеральный, региональный (субъекты Российской Федерации) и местный (муниципальный). Федеральный и региональный уровни считаются государственной властью.

Государственная власть, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, не включает в себя органы местного самоуправления. Однако, M.H. Марченко подчеркивает, что государственная власть является разновидностью общественной власти, которая осуществляется либо самим государством, либо с его санкции. Независимость местного самоуправления от органов государственной власти имеет условный и декларативный характер, так как каждое цивилизованное государство устанавливает рамки для него.

В России горизонтальное разделение власти основано на принципе распределения полномочий между властными субъектами в соответствии с дифференциацией власти на законодательную, исполнительную и судебную. Организация публичной власти в России по горизонтали вызывает много вопросов, связанных с принципом разделения властей.

Также следует отметить, что в современной России имеется дисбаланс между тремя ветвями власти, несмотря на то, что принцип разделения властей формально закреплен в Конституции Российской Федерации.

B Конституции Российской Федерации можно заметить гипертрофированный принцип разделения властей, как указал Н.И. Матузов. Его точка зрения основывается на условном разделении власти на ветви с единым стволом и корнями, представляющими волю народа. Однако в России такое единство трех ветвей власти минимизировано, что приводит к разобщенности в проведении правовой политики и конфронтации между законодательными и исполнительными структурами.

Когда говорят о противоречиях между объемом и содержанием полномочий ветвей государственной власти, обычно имеется в виду противостояние между законодательной и исполнительной властью. В настоящее время законодательная власть находится в прямой и сильной зависимости от Президента Российской Федерации.

Глубокие корни и противоречия, связанные с несбалансированностью законодательной и исполнительной власти в России, закладываются не только в законодательных положениях, но и в практике их реализации. Фактическое доминирование исполнительной власти и ее большое влияние на Президента Российской Федерации являются основными проблемами организации публичной власти в России. В этой связи, одной из острых проблем является неопределенность места и роли Президента в системе разделения властей.

Вопрос о форме правления в конкретном государстве оказывает большое влияние на реализацию и выражение принципа разделения властей. Чаще всего глава государства находится вне всех ветвей власти или одновременно входит в законодательную и исполнительную власти, а иногда только в исполнительную. В России, при анализе формы правления, особое внимание уделяется президентской власти, поскольку она проявляется более ярко, чем другие. После внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, президенту страны фактически присваивается главенствующая роль в исполнительной власти.

Подводя итог, можно отметить, что организация публичной власти в современной России сопровождается рядом проблем и противоречий. Проблемы неопределенности места муниципальной власти в системе публичной власти страны отражаются в организации публичной власти по вертикали. В горизонтальной организации публичной власти возникают множество проблем, связанных с дисбалансом между тремя ветвями власти.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беспалова, М.П. Проблемы взаимодействия муниципальных образований с органами государственной власти РФ в свете конституционной реформы 2020 г. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 11. – С. 24-28.

2. Бредихин, А.Л. Федеративная система Российской Федерации: учебник. М.: ЛитРес: Самиздат, 2019. 121 с.

3. Тихомиров, Ю.А. Право: традиции и новые повороты. М.: Изд. Проспект, 2021. – 208 с.

4. Фомичева, О.А. Право на участие органов местного самоуправления в законотворческом процессе как один из вопросов местного значения // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 8. – С. 32-38.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-Ф3, от 30.12.2008 N 7-Ф3, от 05.02.2014 N 2-Ф3, от 01.07.2020 N 11-ФК3) // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.07.2020, N 31.

6. Пашкова, Т.В. Система органов местного самоуправления в системе публичной власти // Вестник Уфимского юридического института МВД России. –2023. – N 3/ – С. 31-35.