СТЕНЬКИН Д.С., ЧЕЛМАКИНА А.А.

СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА НОРВЕЖСКОЙ НАЦИИ

 

            Место работы (учебы): ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

 

Аннотация: Конституционализм Норвежского королевства является уникальным феноменом в конституционном опыте европейских государств. Конституция Норвегии была принята более чем 200 лет назад, однако конституционные процессы в данном государстве продолжают развиваться и в настоящее время.

Ключевые слова: Норвегия, сравнительный анализ, конституционализм, правовой статус, высшие органы государственной власти.

 

STENKIN D. S., CHELMAKINA A. A.

THE FORMATION OF THE CONSTITUTIONALISM OF THE NORWEGIAN NATION

 

Abstract: The constitutionalism of the Norwegian Kingdom is a unique phenomenon in the constitutional experience of European states. The Norwegian Constitution was adopted more than 200 years ago, but the constitutional processes in this state continue to develop even now.

Keywords: Norway, comparative analysis, constitutionalism, legal status, higher bodies of state authority.

 

Зарождение конституционализма – всегда ключевое событие в национальном праве любого государства. Причем это явление сродни с этногенезом не только конкретной национальной правовой системы, но также и уникальных особенностей, которые определяют ее самобытность. Конституционализм Норвежского королевства не стал исключением и выступает неким феноменом конституционного опыта европейских государств.

Зарождение феномена «норвежский конституционализм» можно отнести к началу XIX в., и связано с борьбой норвежской нации с политической, культурной и языковой экспансией Дании. Именно в этот момент норвежская нация, посредством конституционных актов, осуществила попытку обрести собственную национальную идентичность и независимое государство. В 1814 г. была принята первая и единственная в Норвежском королевстве Конституция.

Длительное время Норвегия находилась под протекторатом Дании. После заключения Унии с Данией в 1537 г. и по начало XIX в. Норвегия управлялась государственным служащими из Дании. После утверждения в Дании абсолютизма в 1660 г. управление Норвегией стало централизованным, а власть исходила из Копенгагена [1].

Характерно, что из-за проведения «продатской политики» в этот исторический период норвежцы, упоминая свою страну, ассоциировали себя именно с Данией, а не с Норвегией [2]. Данная ситуация весьма интересна с точки зрения таких понятий как: язык, национальная идентичность и культура. Неужели в тот исторический период норвежская нация забыла свои корни и потеряла свою идентичность? Или эти обстоятельства стали следствием конкретных причин?

Известный российский юрист Г.Ф. Шершеневич в своё время отмечал, что, начиная с середины XVII в. наступает новый этап борьбы за права человека: – «Теперь вопрос о свободе ставится так. Существующий общественный строй, как результат случайной комбинации исторических условий, признается неестественным. Проблема мысли состоит в отыскании того естественного порядка, от которого история отклонила человечество и к которому необходимо возвратиться ввиду полной неудовлетворительности сложившегося порядка» [3]. Данный постулат был особо применим к Европе XIX века, не исключением из этого правила стала и Норвегия. Существовал ряд стран, в которых, по сравнению с западными странами отсутствовали такие важные права как: свобода мысли, слова и печати, а политика полностью зависела от привилегированной аристократии.

Аналогично тому, как в Венгрии, в ответ на длительно проводимую проавстрийскую политику Габсбургской аристократии, произошло национальное Венгерское восстание, в Норвегии так же не хотели мириться с угнетением языковых и национальных прав. Именно поэтому ключевым аспектом принятия Конституции Норвегии является национальный фактор.

Спустя 400 лет с момента утраты суверенитета у норвежцев возникла возможность для создания самостоятельного национального государства. Проект конституции разрабатывался в Конституционном Комитете (Konstitusjonkomiteen), состоящий из 15 членов – представителей буржуазии и чиновничества. 17 мая 1814 г. состоялось подписание проекта Конституции принцем-регентом Кристианом Фредериком и всеми депутатами Учредительного Собрания [4].

Вплоть до 2016 г. Одной из ярких особенностей Конституции Норвегии 1814 г. являлось отражение в ст. 2 сильного религиозного фактора: «Евангелическо-Лютеранская религия должна оставаться официальной религией, а жители, исповедующие её, обязаны передавать их веру своим детям». Как показывает сравнительный анализ, многие другие европейские государства в своих конституциях так же делают отсылку на христианские ценности. Например, признание основополагающих христианских ценностей можно увидеть в Конституции Греции и преамбуле Основного закона Ирландии. В ряде других конституций европейских государств, христианство устанавливается как официальная религия. К примеру, ст. 13 Конституции Болгарии, гласит, что «Православие должно считаться традиционной религией» [5]; а в преамбуле Основного закона Венгрии, принятого в 2011 г., закрепляются христианские ценности и традиции, направленные на моральное и духовное возрождение венгерской нации – как основу венгерских и общеевропейских ценностей [6].

После масштабных конституционных изменений 2016 г. данное положение было изложено следующим образом: «Наши ценности стремятся к достижению христианского и гуманистического наследия» [7], что позволяет говорить о светскости Норвежского государства в наши дни и об отходе от клерикальной идеологии.

Проблемы национальной идентичности выступают немаловажной особенностью норвежского конституционализма и в наши дни, например, проблемы коренных народов этой страны. Следует сказать о том, что на территории Норвегии используется два наиболее распространенных диалекта: Бокмал (Bokmål)одна из форм норвежского языка, трансформировавшаяся из датского языка; Найнорсr (Nynorsk) – литературная, более чистая форма норвежского языка, лишенная языковых заимствований из датского. Оба диалекта обладают государственной защитой. Однако наиболее яркой составляющей реализации права на использование родного языка выступает государственная политика в отношении коренного народа саамы. В Норвегии, на государственном уровне подчеркивается, что культура народа саамов представляет существенное значение и должна сохраняться как в интересах норвежской нации, а также как особая ценность для всего общества в целом и мирового культурного наследия [8].

К основополагающим нормативно-правовым актам Норвегии в отношении саамского этноса можно отнести Закон № 56 от 12 июня 1987 г. о Саметинге (саамском парламенте) и иных правовых вопросах, касающихся саамского народа [9]. Данный закон разрабатывался с целью создания особого представительного органа власти для саамов, который обладает функциями общественного контроля, правом законодательной инициативы и отчитывается исключительно перед Королем Норвегии. Характеризуя данный закон, можно отметить, что его нормы посвящены не только созданию саамского парламента, но и созданию условий для сохранения и развития саамского языка, образа жизни и культуры.

Королевство Норвегия формально не провозглашает себя правовым государством. Однако наличие принципа разведения властей, европейская правовая традиция и высокий уровень жизни, позволяют заключить, что с фактической стороны, Норвегия, безусловно, выступает правовым государством. В Норвегии не используется традиционный для нашей страны принцип «верховенства закона», а используется иной принцип – «принцип легалитета». Легалитет служит внешним выражением понятия правомерной компетенции государственного органа. Под легалитетом в Скандинавии понимают такое действие органа государственной власти и администрации, которое гарантируется санкцией закона [10]. Принцип легалитета, как полагает Г.Н. Андреева, трактуется разнообразно: в качестве одного из фундаментальных конституционных принципов, в качестве фундаментального принципа, регулирующего правовое положение личности в ряде северных стран и как принцип уголовного права, предусматривающий уголовное наказание в соответствии с законом [11].

Например, Конституция РФ закрепляет принцип «правового государства». Однако в среде отечественных конституционалистов до сих пор существуют различные мнения по данному вопросу: принцип правового государства — это идеал, к которому следует стремиться, или же конституционная данность, которую необходимо соблюдать и от которой не следует отклоняться.

Поводя итог, следует подчеркнуть основные отличительные черты норвежского конституционализма. Среди них можно выделить: длительное влияние религиозного фактора на быт норвежского народа и организацию высших органов власти; сохранение национальной идентичности норвежцев, особая охрана прав коренного малочисленного народа Норвегии; особенности формирования и организации высших органов власти в государстве. Двухвековой путь Норвежской Конституции и ее непрерывная модернизация, равно как и особая конституционная практика этой страны, выработали ряд уникальных принципов (принцип легалитета, длительное господство евангилико-лютеранской церкви на государственном уровне, принцип приоритета интересов коренных народов перед государством и т.д.). Данные принципы обусловили особенности конституционной практики этой страны.

Безусловно, в данной статье была сделана попытка осмысления лишь некоторых особенностей норвежского конституционализма, уникальность и многогранность которых требует дальнейшего изучения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.      Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии.  М., 2001. C. 8.

2.      Там же.

3.      Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб., 1907. С. 383-384.

4. Петрова Т. Л. Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 17 мая 1814 года // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. № 22. С. 95-99.

5. Конституция Республики Болгария. Принята VII Великим народным собранием Болгарии 12 июля 1991 г. На болгар. яз. // URL: http://www.parliament.bg/bg/const/.

6. Magyarorsyzág Alaptörvénye [Основной закон Венгрии] от 25 апреля 2011 года. (с изм. и доп. от 2013 г.). На венг. яз. // Magyar Közlöny. 2013.  № 55. [Electronic resource]. – URL: // http://www.kozlonyok.hu/nkonline/ MKPDF/hiteles/MK13055.pdf.

7. Конституция Норвегии 1814 г. (с изменениями от мая 2016 г.). На анг. яз. // https://www.stortinget.no/globalassets/pdf/english/constitutionenglish.pdf.

8. Helander E. The Sami of Norway I I Oslo: Ministry of Foreign Affairs, Norway. 1992. // URL: http://www.reisenett.no/norway/facts/culture_ science/sami.html.

9. Act of 12 June 1987 No. 56 concerning the Sameting (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act) as subsequently amended, most recently by Act of 11 April 2003 №. 22 // Statutes in force. // URL: http://www.ub.uio.no/ujur/ulovdata/lov-19870612-056-eng.pdf.

10. См.: Исаев М.А. Основы конституционного строя Норвегии. М, 2001. 213 с.

11. Андреева Г. Н. Основы конституционного строя Норвегии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: государство и право. Реферативный журнал. 2004. №2. С. 33-37.