ЛЕВЦОВА Р.С.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,  магистрант юридического факультета

 

 

ПОЛИТИКО – ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ТОМАСА ДЖЕФФЕРСОНА 

 

Аннотация. В статье рассматриваются политико-правовые взгляды выдающегося политического деятеля Томаса Джефферсона, третьего по счету президента США, первого государственного секретаря, автора Декларации независимости.

Ключевые слова: Томас Джефферсон, Соединенные Штаты Америки, Декларация независимости, Статут Вирджинии, демократия.

 

LEVTSOVA R.S. 

POLITICO - LEGAL VIEWS OF THOMAS JEFFERSON

 

Abstract. The article discusses the political and legal views of the prominent politician Thomas Jefferson, the third president of the United States, the first secretary of state, the author of the Declaration of Independence.

Key words: Thomas Jefferson, United States of America, Declaration of Independence, Virginia Statute, democracy.

13 апреля 1743 года в графстве Олбимарль родился третий по счету президент США, первый государственный секретарь, автор Декларации независимости, выдающийся политический деятель – Томас Джефферсон [10]. Его отец, Питер Джефферсон – первопоселенец, принципал, по роду деятельности был картографом и землемером [8, с. 261]. После смерти отца сын унаследовал значительное состояние и получил неплохое образование продолжив обучение в колледже. В учебном заведении Т. Джефферсон наладил дружбу с медиком У. Смоллом, адвокатом Дж. Уитом, губернатором колонии Ф. Фокъером. Этим людям он обязан полезными знаниями в области естественных наук, исследовательской деятельности и особым отношением к праву как к средству понимания истории, культуры, а также нравов народа. После колледжа Джефферсон пять лет посвятил изучению юриспруденции под наставничеством адвоката Уита, был принят в адвокатуру в 1767 году, а в 1769 году был избран в нижнюю палату законодательной асамблеи и вступил на путь долгой политической карьеры [1]. По описаниям современников, Джефферсон превосходно знал несколько языков (французский, испанский, итальянский, греческий, латынь) и был высокообразованным человеком. Он имел много увлечений: его интересовала религия, естествознание, коллекционирование палеонтологических древностей, экспериментаторство с воздушными шарами и субмаринами, механические устройства, архитектура, агротехника,

лингвистика – многие области интересовали его пылкий ум. Описанные увлечения он умел сочетать с политической деятельностью, заботами по управлению своими значительными имениями. Следует отметить, что он был наделен самодисциплиной, уравновешенностью, простотой в общении, отзывчивостью и великодушием.

Следует пояснить, что в преддверии образования новой формы государственности (которая впитала лучшие начала известных прежде демократических режимов) американцы не имели теоретической базы, отвечавшей потребностям того времени – принципам гражданского правления в связи с законами природы и до провозглашения независимости США в 1776 году, юристы активно использовали английское право. Необходимо было переработать английский прецедент в целях создания единой правовой системы штатов. Несомненное влияние на развитие права оказывали правовые системы европейских стран, переселенцы из которых активнейшим образом включились в строительство нового государства [2, c. 2].

Т. Джефферсон, отец современной демократии, «человек народа», оказал огромное влияние на мировое политическое развитие. Он никогда не боялся истины, разума и боролся с любой силой, стоявшей на их направлении. Он был твердо убежден: «все люди рождаются свободными, каждый приходит в мир с правом на его собственную личность, которое включает в себя свободу перемещения и пользования ею по собственной воле» [3, c. 277].

Джефферсон входил в состав «Комитета Пяти» по созданию проекта Декларации независимости вместе с Джоном Адамсоном, Бенджамином Франклином, Робертом Шерманом и Робертом Ливингстоном. Текст Декларации, «манифест подлинной демократии», с небольшими поправками одобрил Континентальный Конгресс. Существо документа состояло в объяснении причин, приведших к революции и провозглашению независимости США 2 июля 1776 года. Колонисты – не бунтовщики, а свободные люди, обладающие правами, которые узурпировал английский монарх.

Как член Асамблеи Виргинии, Джефферсон подготовил также проекты о религиозных свободах, государственных школах, всеобщих библиотеках, всячески способствовал становлению демократической республики. В 1779 году Джефферсон написал «Статут о религиозной свободе штата Вирджиния», ставший законом в 1786 г. и повлиявший на содержание Первой поправки к американской Конституции, которая установила принцип свободы совести [9; 6, с. 47 - 49]. После губернаторства в Виргинии, последовало избрание в Конгресс США. Далее Т. Джефферсон продвигается в своих начинаниях и становится государственным секретарем при первой и второй администрации Вашингтона. В 1796 году он участвовал в президентских выборах, возглавил пост вице - президента. Обобщив увиденное и услышанное в работе, политический деятель написал учебник о парламентской деятельности, неоднократно переиздававшийся. И наконец, наиболее успешное время для страны − время вступления Т. Джефферсона на пост президента США. Известна история инаугурации президента, одна из самых демократичных в истории Соединенных Штатов Америки. Т. Джефферсон верхом на коне проскакал по Филадельфийскому авеню (столице Вашингтона), самостоятельно привязав коня к опоре, поднялся к трибуне и присягнул на верность Конституции и народу Америки. В течение восьми лет (20.03.1801 − 20.03.1809) на демократических началах он преобразовывал жизнь страны.

Политико - правовые взгляды политического и общественного деятеля основывались на воле народа. Воля народа – основа демократического государства и целью любого государства должна стать защита ее свободного выражения. Единственный возможный путь к достижению данной цели – принятие решений большинством народа.

В современном языке термин «демократия» рассматривается в нескольких значениях: первое, как синоним слова «народовластие» или, по мнению А. Линкольна, «правление народа, избранное народом и для народа», т. е. есть как тип политического режима, при котором народ признается единственным законным источником власти; второе, как форма устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии решений большинством голосов, в этом смысле говорится о партийной, производственной и даже семейной демократии; третье, как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение, к этой системе ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и ряд других; четвертое, как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов [5, с. 112]. Несмотря на значительный период развития, термин «демократия» различные источники интерпретируют по − разному. К примеру, Т. Джефферсон считал необоснованным взгляд на то, что попадая в общество, народ лишается естественных прав и получает обратно последние только под защитой закона или совсем лишается их (идеи Гоббса, Монтескье). Он также был утвержден и в том, что ошибочным является мнение о том, что исключительно небольшие по территории государства могут быть республиками (взгляды Монтескье и других теоретиков). Его отличительная позиция – страны с многочисленным населением, обширные территориально, могут быть республиками, но с представительной демократией.

Т. Джефферсон считал, что что цель правления заключается в том, чтобы обеспечить гарантии жизни людей в счастье и безопасности. Правительство создано в интересах управляемых, не правящих. Он часто произносил утверждение Б. Франклина − в свободных государствах правители являются слугами, а народ единственным законным собственником государства и земли, которому принадлежит власть, является их начальником, сувереном. Народ достоин равенства в правах, неотъемлемости прав, существования правительства во имя их беспрекословной защиты.

Т. Джефферсон указывал на то, что выборы должны быть частыми, и следовал утверждению: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, возникает тирания». Или: «Представительное правительство, ответственное за дела в короткие периоды времени между выборами, приносит наибольшее благо стране и человечеству» [3, с. 277]. Он продолжал думать, что сроки мандата сенаторов и нахождения судей в должности продолжительны и способствуют их отрыву от избирателей. Людям необходимо предоставить право избирать сенаторов чаще и на наименьшие возможные сроки, чем раз в шесть лет. По проекту конституции Виргинии, Джефферсон предложил установить трёхлетний срок в сенат с обновлением трети сената ежегодно.

«Кого избрать и допустить к власти?», − вопрос, обсуждавшийся людьми во все времена. Джефферсон давал ответ на него. Среди людских масс наличествует естественная аристократия, в основе которой достоинство, таланты. Существует в том числе искусственная аристократия, в основе которой богатство и достоинства рождения, но без истинного достоинства и талантов [7, с. 261]. Сравните зерна и плевела. Естественная аристократия – подарок природы, необходимый для образования общества и управления им. Люди без достоинства, мудрости не способны и не должны управлять народом. Наилучшая форма правления, позволяющая производить честный выбор в офисы из естественной элиты.

Джефферсоном разработаны также непревзойдённые концепции демократии − социальной и международной. Он не был связан догмами и живо реагировал на требования жизни, даже ценой пересмотра собственных суждений. Менялись условия реальной жизни, и мыслитель сразу же учитывал их в своей деятельности. Было бы полезно, если бы этому примеру последовали государственные деятели всех стран мира.

Исследователям еще предстоят тщательные поиск и оценка ранних упоминаний о Т. Джефферсоне в русскоязычной прессе и литературе, возможна и углубленная характеристика тех суждений, которые высказывали о нем его российские современники. Первая же результативная попытка в указанном направлении была предпринята в начале ХХ в., когда приступили к публикации и изучению переписки за 1804 − 1806 гг. между императором Александром I и президентом США Т. Джефферсоном. Автор этой насыщенной публикации В. М. Козловский представил тогда еще мало известные тексты посланий, которыми обменивались император и президент, а также материалы, раскрывавшие роль организаторов контактов на высшем уровне. В ХХ в. письма царя и президента и связанные с ними материалы переиздавали. Они были включены в публикацию документов по истории внешней политики Российской империи и в сборник документов по истории становления отношений между Россией и США. Оценка названных публикаций и характеристика отображенной в них темы Джефферсона представлены в российской историографии.

Эти публикации также показали, что к началу XIX в. общественность в России уже имела представление о третьем в истории США президенте, поскольку краткую информацию о нем помещали газеты по мере того, как в Новом Свете и в Европе росла его известность [4, с. 118]

Джефферсону довелось пережить 50 − летие провозглашения независимости. Его не стало 4 июня 1826 г. в своем поместье Монтичелло, где он и был похоронен. На могильном камне − эпитафия: «Здесь покоится

Томас Джефферсон, автор Декларации американской независимости и статута Виргинии о религиозной свободе, основатель Виргинского университета».

Выдающийся идеолог Американской революции XVIII в., третий президент США Томас Джефферсон, в отличие от многих других мыслителей, являлся не только теоретиком, но и практиком утверждения демократии, будучи одним из идеологов и отцов − основателей США. Совместно с Д. Мэдисоном он разработал одну прогрессивную концепцию взаимоотношений государства с обществом и практически претворил её в жизнь. Итогом деятельности стала одна из самых передовых для своего времени политических систем, оказавших влияние на весь мир.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Исторические портреты приведены по изд.: Encyclopaedia Britannica. – L., 1998. –Перевод Е.Я. Додина. Электронный ресурс − https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-portrety-vilgelm-ii-krasnyy-vilgelm-lyudvig-tomas-dzhefferson-gaston-dumerg

2. Коханец Л.А.  Становление политико-правовых концепций США /Л. А. Коханец,  Мир науки и образования. − 2015. − № 4.  – С. 2.

3. Мутагиров Д.З.  Джефферсоновская демократия: единство теории и практики / Д. З. Мутагиров, История и теория политической науки. − 2013. – С. 277.

4. А. Ю. Талья.  Первые характеристики Томаса Джефферсона в России / Ю. А. Талья, Вестник СПбГУ. − Сер. 2. − 2011. − Вып. 2. – 118 с.

5. Ялаева К.Т.  Генезис представлений о природе и идеале демократии / К. Т. Ялаева, Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. − N 35 (250). − Право. Вып. 30. − С. 112.

6. Степанова Е.А. «Самый возвышенный и благотворный моральный кодекс, который когда-либо предлагался людям»: споры вокруг «Библии Джефферсона» / Е. А. Степанова, Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. – 2017. – Т. 35. − N 2. – С. 172 - 196.

7. Шелдон Г. Политическая философия Т. Джефферсона / Г. Шелдон. – Социальные и гуманитарные науки. − N 5. – 1998. – С. 303.

8. Рэндол У. Томас Джефферсон. Его жизнь / У. Рэндол. – Социальные и гуманитарные науки. − No 5. – 1997. – С. 261.

9. Джефферсон Т. Билль о религиозной свободе / Т. Джефферсон. – Американские просветители: избранные произведения. – М.: Мысль, 1969. С. 47 – 49.

10. Джефферсон Т. Декларация независимости США / Т. Джефферсон (под ред. О. А. Жидкова). – М.: Прогресс, Универс. – 1993.