ШВЕЦОВ Д.В.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студент юридического факультета.

 

РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В МОРДОВИИ С 1924 ПО 1941 ГОД

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие судебной системы Мордовии в период с 1924 по 1941 год. Проводится анализ нормативных актов, касающихся организации суда, его компетенции и полномочий. Исследуется зависимость процесса образования Мордовской автономии, на развитие судебных органов. Выделяется значимость Народных судов при решении споров, возникающих между мордовскими трудящимися.

Ключевые слова: суд, система, Мордовия, орган, компетенция, развитие, состав.

 

SHVETSOV D.V.

Place of study: Ogarev national research Mordovian state University, student of the faculty of law

THE DEVELOPMENT OF THE JUDICIAL SYSTEM IN MORDOVIA

FROM 1924 TO 1941

Annotation. This article discusses the development of the judicial system of Mordovia from 1924 to 1941. The analysis of regulations regarding the organization of the court, its competence and authority. The dependence of the formation process of Mordovian autonomy on the development of the judiciary is investigated. The significance of the People's Courts in resolving disputes arising between Mordovian workers is highlighted.

Key words: court, system, Mordovia, body, competence, development, composition.

 

      Развитие современной судебной системы невозможно без обращения к опыту предыдущих лет. В связи с этим мы обратили свое внимание на развитие судебной системы Мордовии в период ее активного становления. С 1924 по 1941 год, в связи с перестроением всей системы государственных органов СССР, довольно стремительно изменялись судебные органы в субъектах и возникающих автономиях.

        Для начала обратимся к определению судебной системы – это совокупность судебных органов, наделенных специальными полномочиями для осуществления правосудия на конкретной территории.

       До 1926 года действовало Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 года, в соответствии с которым была сформирована следующая система судебных органов:

– народный суд в составе постоянного судьи;

 – народный суд в составе народных заседателей и народного судьи;

 – губернский суд;

 – Верховный Суд РСФСР.

     Фактически, все судебный органы были подконтрольны партийному аппарату и не имели собственной независимости. В соответствии с нормами закона, судьи народного суда избирались сроком на 1 год и рассматривали большинство дел на территории района и города [6].

      Большая часть территории нынешней Мордовии на тот момент входили в Пензенскую губернию, и на её территории были сформированы судебно-следственные районы, таких в Саранском уезде было создано 3, с 6 судьями и 3 следователями.

      Уже тогда судебная система имела существенные недостатки, одним из которых была удаленность судов, обусловленная отсутствием денежных средств на содержание дополнительных участков в бюджете уезда.

     Все решения народного суда, возможно было оспорить в губернском суде, и для некоторых дел, например, связанных с контрреволюционной деятельностью, он выступал судом первой инстанции.

     Стоит добавить также, что рассмотрение многих дел затруднялось недостаточной квалификацией судей, которые на тот момент председательствовали в судебной системе [17, С. 8].

     Постановление ЦИК от 29 октября 1924 года «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» являлся актом [7] на основании которого было принято Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 года, изменившее действующую систему органов:

–- народный суд;

 – губернский суд (и соответствующий нему);

 – Верховный Суд РСФСР [8].

     Существенно повлияло на систему судебных органов образование Средне-Волжской области, в состав которой вошел Мордовский округ. Уже на Первом съезде Советов Мордовского округа был избран окружной исполнительный комитет, в компетенцию которого входили следующие полномочия:

 – избрание состава окружного суда;

 – избрание и отзыв народных судей;

 – утверждение списка народных заседателей при окружном суде;

 – контроль за деятельностью коллегии защитников и др.

     Так, на территории округа фактически действовало два судебных органа: народный суд и окружной суд, о них мы поговорим далее.

     Особое значение в судебной системе СССР занимал суд первой инстанции, а именно – народный суд, в чью компетенцию входило рассмотрение большинства судебных дел.

     Мордовский окружной суд, созданный в августе 1928 года, избирался сроком на 1 год, уполномоченным на это органом – Окружным исполнительным комитетом.

     Окружной суд являлся кассационной инстанцией по отношению к народным судам.  Его решения было возможно оспорить лишь в специально созданных коллегиях Верховного Суда РСФСР.

    Обратимся к событию, которое значительно повлияло на развитие судебной системы. Мы хотели бы затронуть процесс преобразования Мордовского округа, в автономную область. Отправной точкой данного события можно назвать принятие решения Президиума ВЦИК, в соответствии с которым, автономная область получила значительную самостоятельность, что привело к изменению всех государственных органов [15, С. 61].

     Также актом, внесшим изменение в судебную систему, было Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года. В соответствии с которым, в каждом районе и городе были созданы участки народных судей, которые назначались райисполкомом и городскими Советами [11]. Областной суд рассматривал только одну особую категорию дел – касающихся контрреволюции.

     Областной суд был имеет гораздо больший объем полномочий. Так, он занимал положение судебного центра и фактически руководил всей судебной системой на местах. И особой компетенцией, было право пленума рассматривать вопросы, связанные с неточностью законодательства и его недостаточной разработанностью.

     Данный судебный орган действовал в следующем составе: президиум, отделы по гражданским и уголовным делам, которые подразделялись на коллегии. Председателя и членов областного суда назначал облисполком сроком на 1 год с одобрением Наркома юстиции РСФСР. Президиум суда в соответствии со своей компетенцией осуществлял распределение членов суда по отделениям, осуществлял контрольную деятельность за деятельностью нотариата и коллегии защитников, назначал ревизии в народные суды                               [14, С. 127]. Областной суд должен был направлять отчет о своей деятельности в облисполком и Наркомюст РСФСР. Оспорить его решения было возможно лишь в ВС РСФСР.

     Существенным этапом развития государственности мордовского народа является образование Мордовской АССР в составе Куйбышевского края. [16, С. 14].

      Получение автономии предполагало изменение всего государственного аппарата, поэтому основываясь на Постановлении ЦИК СССР от 19.10.1924 г. (ред. от 23.02.1932) «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», судебная система МАССР была реформирована и состояла из Главного суда и народных судов [9].

      Главный суд избирается Президиумом ЦИК МАССР. Его структура: председатель суда, заместитель председателя и 12 членов суда. Имел президиум, коллегии по гражданским и уголовным делам и свой технический аппарат.

      Пленум Главного суда являлся главным судебным центром в МАССР, он созывался не реже 2 раз в месяц, в его компетенцию входило истолкования законов по вопросам судебной практики.

      Судебные коллегии состояли из 1 постоянного члена и 2 народных заседателей, в соответствии со своими полномочиями они рассматривали обращения по первой инстанции, а из 3 постоянных членов проводили кассационное рассмотрение жалоб и протестов.

     Народные суды МАССР рассматривали большинство споров и обращений граждан на низовом уровне. На ее территории таких судов было создано 24, они избирались райисполкомами и горсоветами сроком на один год. Народные заседатели избирались трудящимися, что говорит о некоторой демократизации аппарата, так как раннее весь аппарат назначался исполкомами разных уровней.

     Важным органом, осуществлявшим инструктирование и ревизию судебно-следственных органов МАССР, а также истолкование нормативно-правовых актов принятых на уровне СССР и РСФСР, по запросу соответствующих органов, являлся Наркомат юстиции МАССР. Данный государственный орган не имел в своем составе специальных подразделений, свою деятельность он осуществлял через своих уполномоченных, выбранных из числа народных заседателей. Ранее ревизию осуществлял Президиум областного суда, но теперь данное полномочие перешло специализированному органу.

     Таким образом судебная система получила свою определенную форму, в которой она могла функционировать, полностью удовлетворяя запросам местного населения. Она не была громоздкой или несправедливой, все полномочия были распределены между советующими отделами и судебными органами, каждый гражданин мог обратиться в суд, и в случае несогласия с решением, подать кассационную жалобу.

     Следующим этапом стало принятие Конституции МАССР в августе 1937 года. В ней появились главы, посвященные суду и прокуратуре.

    Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» существенно изменил действующую судебную систему, закрепив основные постулаты.

     Так, правосудие может осуществляться только судебными органами, которые образуются на основах выборности, рассмотрение дел проводится с соблюдением национального языка.

     Так, в МАССР в районах с преобладающим мордовским населением, судебные разбирательства проводились на мордовском языке, а в центральны районах – на двух языках. Если лицо не знало какого-либо языка, то ему обязательно должен быть предоставлен переводчик [13].

     Данный закон кардинально поменяли судебную систему СССР, теперь вышестоящие суды освобождены от выполнения организационно-административных функций. Выборы судей и определение судебных участков были переданы в ведение Наркоматам юстиции. Были закреплены такие принципы как: независимость судей; язык судопроизводства, участие граждан в осуществлении правосудия, самостоятельность судов, равенство всех перед законом, законность решений [1].

     Если ранее судебная система была направлена только в качестве карательного института, способствующего развитию военного коммунизма и продразвёрстки в частности, то теперь нормативные акты закрепили воспитательную функцию. Так законодатель дает нам понять, в какую сторону должны развиваться судебные органы, хоть и политика большого террора не сходится с установками этих годов.

    Главный суд, был переименован в Верховный суд МАССР, судебная система имела следующую структуру:

 – Верховный суд Мордовской АССР;

 – народные суды;

–- специальные суды, создаваемые по распоряжению ВС МАССР.

    Верховный суд МАССР избирался на срок 5 лет и  состоял из: председателя, заместителей, членов суда и народных заседателей. В его компетенцию входили дела особой важности, в основном касающихся государственности и политической направленности, а порядок их рассмотрения был подобен Главному суду [13].

    Народный суд рассматривал по-прежнему около 90% всех уголовных и гражданских дел. В качестве новеллы, под его рассмотрение стали направляться дела, касающиеся политических прав граждан, также он обеспечивал выборность органов и соответствие избирательных списков.

     Особым отличительным фактором народного суда, были выборы народных судей путем прямого, всеобщего и равного голосования, что в наибольшей степени приближало судебные органы к населению [14, С. 230.].

     Обратим внимание на то, как развивался институт народных заседателей, напрямую показывающий осуществление судебных функций непосредственно гражданами государства. Привлечение трудящихся к принятию судебных решений существенно повысило авторитет судебных органов в глазах мордовского народа.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976) // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923) // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (вместе с Конституцией) // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925 «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР (вместе с Конституцией (Основным Законом) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики)» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Постановление ВЦИК от 11.11.1922 (ред. от 19.11.1926) «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924 (ред. от 29.10.1924) «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8 Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «Об утверждении Положения о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924 (ред. от 23.02.1932) «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Постановление ВЦИК от 16.07.1928 (ред. от 01.04.1932) «О составе округов, районов и их центрах Средне-Волжской области» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.10.1930 «О реорганизации местных органов юстиции в связи c ликвидацией округов» // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 Постановлении ЦИК СССР от 19.10.1924 г. (ред. От 23.02.1932) Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Закон СССР от 16.08.1938 О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик // [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 Букин М. С. Становление Мордовской советской национальной государственности / М. С. Букин. – Саранск: Морд. книжн. изд., 1990. – 287 с.

15 Бочкарева С. В. Мордовская автономная область в составе Средне-Волжского края как один из этапов становления национальной государственности мордовского народа /                            С. В. Бочкарева, Д. В. Садомская, А. И. Мокеева // Контентус. – 2017. – №10 – С. 56-66.

16 Букин М. С. Мордовская автономия: страницы истории / М. С. Букин. // Вестник МГУ. – 1990. – № 1.                 – С. 12-15.

17 Правосудие в республике Мордовия //Журнал правосудие. – 2018. – № 17. – URL: http://files.sudrf.ru/2656/user/JurnalPravosudie_17_2018.pdf