СТЕНЮШКИНА Я. Р.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студентка 2 курса юридического факультета

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ «ОКА ГОСУДАРЕВА» МОРДОВСКОЙ АССР

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы становления и развития прокуратуры Мордовской АССР в различные исторические периоды. Проанализированы изменения в законодательстве, в системе, в структуре, в правовом статусе прокуратуры в зависимости от эволюции национальной государственности мордовского народа.

Ключевые слова: «око государево», прокуратура, прокурорский надзор, законность, следователи, народный комиссариат юстиции.

 

STENYUSHKINA J. R.

Place of study: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», 2nd year student of the faculty

 

HISTORY OF THE FORMATION OF THE «EYE OF THE SOVEREIGN» OF THE MORDOVIAN AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC

 

Annotation. The article deals with the formation and development of the Prosecutor's office of the Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic in various historical periods. Changes in the legislation, system, structure, and legal status of the Prosecutor's office are analyzed depending on the evolution of the national statehood of the Mordovian people.

Keywords: "the eye of the sovereign", the Prosecutor's office, Prosecutor's supervision, law, investigators, people's Commissariat of justice.

 

     На протяжении почти трех столетий прокуратура служит интересам многонационального народа Российской Федерации, исполняя свое предназначение – надзор за соблюдением законности.

     Российская прокуратура была учреждена Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату 12 января 1722 г. Петр I ставил перед ней задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». Российскую прокуратуру так и называют «детищем» Петра Великого, а Петра I – ее творцом. Изначально, по замыслу Петра I, прокуратура олицетворяла «око государево». Так кратко выразился император, представляя первого генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинского Сенату.

      И в настоящее время работников органов прокуратуры именуют «зорким оком», дабы они зорко следят за соблюдением законности. А в любом правовом государстве должен торжествовать принцип законности, равноправия и реализации прав и свобод человека, и гражданина. Одним из гарантов фактической реализации таковых является прокуратура. Данный институт не входит ни в одну из ветвей власти Российской Федерации, этим обеспечивая действие системы сдержек и противовесов. «Защита прав граждан была и остается основной миссией прокуроров» [9].

     В данной статье, мы попытаемся обозначить процесс становления прокуратуры на территории Республики Мордовия. Изучать историю прокуратуры также важно, как и изучать историю страны в целом. Изучая прошлое, мы извлекаем уроки, чтобы избежать ошибки в будующим. Марк Туллий Цицерон актуальность исследуемого объясняет одним предложением: «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

      Истоки мордовской прокуратуры восходят ко времени создания окружной прокуратуры. Данное событие связано с качественно новой ступенью правового оформления национальной государственности мордовского народа – образованием Мордовского округа в составе Средне-Волжской области, и приходится на 20 июля 1928 года. Институт прокуратуры не был новым и чуждым для Мордовского округа, поскольку еще до этого функционировала камера Пензенской областной прокуратуры. которая представляла из себя не изолированное пространство, а государственное участковое учреждение [10, с. 21].

      8 августа 1928 года прокуратура Мордовского округа преображается. Президиум Мордовского окружного исполкома в целях установления прокурорского надзора по всей территории проживания мордовского народа утверждает штаты прокуратуры. Территория Мордовского округа была поделена на 20 участков. Участки по общему правилу включали в себя по одному административному району. Но в то же время три участка состояли из двух районов. Таковыми были Саранский и Кочкуровский, Атяшевский и Дубенский, Ардатовский и Тылызинский.

     Участковая прокуратура состояла из участкового прокурора, возглавляющего ее, и следователя. Апеллируя к истории Российской прокуратуры, необходимо отметить, что в 1928 г. в пределах своей компетенции прокуратура самостоятельно и независимо взяла под контроль ведение предварительного следствия. До этого следователи были подчинены наряду с прокуратурой еще и суду, но теперь же контроль был исключительным полномочием прокуратуры [7, с. 9]. Окружной прокурор стоял во главе окружной прокуратуры. Назначение на должность и смещение с должности окружного прокурора осуществлял прокурор РСФСР, функцию представления осуществлял прокурор. Средне- Волжской области [2].

     Первым прокурором Мордовского округа был Сафронов Николай Павлович [10, с. 21]. По характеристике первого мордовского прокурора, можно судить о более низком уровне требований, предъявляемых к кандидату, претендующему на данную должность, чем в настоящее время. Если сейчас прокурором может быть лица «получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» [1], то тогда окружным прокурором стал человек с неоконченным высшим образованием. Прокурор Сафронов Н.П. происходил из рабочих, поэтому не раз проводил чистку окружной прокуратуры, в связи с необходимостью выкорчевывания классово чуждых элементов. [10, с. 28]. Но чистка затрагивала не только прокуратуру, в этот период был «почищен» и советский аппарат.

     Активность прокуратуры состояла не только в энергичности работников прокуратуры, но в 30-е годы прошлого века повсеместно создавались группы при сельских советах, которые не оставляли прокуратуру без дела. В Ковылкинском районе было задействовано 120 человек, состоящих в 25 группах [10, с. 28].

     Следующий этап реформирования мордовской прокуратуры был следствием преобразования национальной государственности мордовского народа – преобразование Мордовского округа в автономную область.

     Юридическое оформление и закрепление Мордовской автономной области состоялось 10 января 1930 г. [6, с. 346]. Теперь была создана областная прокуратура, состоявшая из прокурора, заместителя, двух старших помощников, четырех помощников и двух следователей. По районам Мордовской автономной области назначались прокуроры и следователи [10, с. 21]. Здесь мы видим некий отклик в структуре современной прокуратуры. В пределах субъекта прокуратура имеет два уровня: прокуратура субъекта Российской Федерации и приравненные к ней; городские и районные прокуратуры и приравненные к ним [1]. Мы видим, что в настоящий момент прокуратуры, именуемые районными, имеют именной аналог, существовавший еще в 1930 году.

     1930 год был полон реформ для прокуратуры, просуществовав в указанном выше составе десять месяцев, она была преобразована. Реформацию претерпел аппарат областной прокуратуры. В нем создавались группы: общего надзора, по наблюдению за судебно-следственными органами, по наблюдению за местами заключения, по охране труда и производства, по наблюдению за органами ОГПУ. В полномочия областного прокурора теперь входило назначение на должность и смещение с должности прокуроров нижнего уровня – районных прокуроров. Районные прокуроры, в то же время, представляли следователей районным исполкомам и горсоветам, которые стали уполномочены – назначать и смещать с должности следователей. Вышеизложенные новеллы в истории Мордовской прокуратуры были введены Постановлением ВЦИК от 10 окт. 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов» [3], Постановлением ВЦИК от 10 окт. 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппаратов краевой (областной) прокуратуры и суда» и получили законодательное закрепление [4].

     Процесс становления и эволюции государственности мордовского народа вновь не стоит на месте. В 1934 году поднимался вопрос очередного преобразования мордовской государственности. Так 20 декабря решение насущного вопроса «преобразования автономной Мордовской области в автономную Мордовскую республику» был на повестке дня у Политбюро ЦК ВКП(б).  После рассмотрения Политбюро ЦК ВКП(б) в тот же день положительный ответ на данный вопрос дает Президиум ВЦИК. В рамках своих полномочий он постанавливает преобразовать Мордовскую автономную область в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР) [6, с. 349]. Преобразование осуществлялось в пределах территории существующей государственности мордовского народа.

     Спустя восемь дней создается прокуратура Мордовской АССР. В тот же день Президиум ВЦИК республики утверждает ее штаты. Штат прокуратуры теперь состоял из 13 человек. В него входили: прокурор республики, заместитель, четыре старших помощников, пять помощников и два старших следователя. Прокурором республики являлся нарком юстиции, он избирался Центральным исполнительным комитетом МАССР. В 22 районах республики также деятельность осуществляли прокуроры, общее число районных следователей было 32 [10, с. 21].

     Положение от 1933 г. о Прокуратуре СССР расширило круг полномочий прокуратуры, теперь прокуроры отвечали не только за законность обвинения в судебном заседании, но и за соблюдение законности судом [5]. Таким образом, прокуроры стояли выше судей, что определяет власть и престиж данной профессии на тот период. Прокуроры превратились в ведущих исполнителей уголовного процесса [7, с. 11].

     До этого прокуратура не являлась самостоятельным органом, она входила в систему органов юстиции. В 1936 году данной зависимости был положен конец. 20 июля было принято постановление ЦИК и СНК СССР об организации Народного комиссариата юстиции СССР, в результате чего прокуратура вышла из состава Наркомата юстиции. Теперь она стала частью единой централизованной Прокуратуры Союза ССР и подчинялась Прокурору СССР.

     Прокурором Мордовской автономной области сразу после преобразования стал Петр Иванович Абмаев. Сталинские репрессии не прошли стороной и прокурора Мордовской автономной области, в отношении его было возбуждено уголовное дело о причастности его к право-нацистской организации, о создании им вредительской группы в системе прокуратуры и суда. Вместе с ним пострадал и его заместитель М. Д. Осипов. Они до конца не признали свою виду. Спустя два года, они остались живы, а их честь и доброе имя были восстановлены, но в прокуратуру они не смогли вернуться [10, с. 28-29]. Это очередной раз подтверждает чувство долга у работников прокуратуры, преданность служению Отечеству, их девиз «жить по закону».

     Подводя итоги вышеизложенного, можем сделать следующие выводы.

     Во-первых, прокуратура, являясь одним из инструментов реализации политики государства, должно непрестанно следовать всем изменениям, происходящим в государства, всем преобразованиям государственного устройства страны, субъекта. Изучая историю прокуратуры Мордовской АССР, мы убедились в оперативности ее изменения, преобразования. Прокуратура Мордовии на протяжении всей истории следовала всем государственным изменениям.   

     Во-вторых, не зря прокуратуру называют «детище Петра I». Несмотря на то что, почти за трех сот летнюю историю она изменилась, изменилась структура, организация ее деятельности, прокуратура выделилась в отдельный орган, а Следственный комитет стал самостоятельным органом, принципы и задачи, заложенные Петром Великим все те же – обеспечение законности и справедливости правосудия.

     В-третьих, прокурор всегда был наделен большим объемом властных полномочий, что порой может породить трепет трепет перед его личностью. Но вместе с тем, на протяжении всего существования данного института в Российской Федерации, основное качество должности прокурора заключается в том, что он является государственным служащим. А служить он должен и государству, и от его имени – обществу и обычному человеку. В этом и заключается главная миссия прокуроров.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1 О прокуратуре: Федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 6 фев. 2020 г.) // Рос. газ. – 1995. – 25 ноября.

2 Постановление ВЦИК от 19 нояб. 1926 г. «Об утверждении Положения о Судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15 апр. 2020 г.).

3 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10 окт. 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15 апр. 2020 г.).

4 Постановление ВЦИК от 10 окт. 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппаратов краевой (областной) прокуратуры и суда» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 15 апр. 2020 г.).

5 Постановление ЦИК СССР № 84, СНК СССР № 2621 от 17 дек. 1933 г. «Положение о прокуратуре Союза ССР» [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения 30 апр. 2020 г.).

6 Букин М.С. Национальная государственность мордовского народа. История становления и развития (Х-ХХ вв.): монография / М.С. Букин. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. – 384 с.

7 Грудинин Н.С. История становления и развития института прокуратуры в Российской Федерации / Н.С. Грудинин, О.Н. Ходакова // NAUKA-RASTUDENT.RU. 2015. № 12. 16 с.

8 Официальный сайт «Известия Мордовии». В Мордовии торжественно отметили 90-летие автономии республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://izvmor.ru/novosti/obshchestvo/v-mordovii-torzhestvenno-otmetili-90-letie-avtonomii-respubliki

9 Официальный сайт Российской газеты. Юрий Чайка в День работника прокуратуры рассказал о главной задаче прокуратуры в этом году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2020/01/12/iurij-chajka-rasskazal-o-glavnoj-zadache-prokuratury-v-2020-godu.html (дата обращения 15 апр. 2020 г.).

10 Прокуратура Республики Мордовия. На страже закона / Сост.: В.Б. Плеханова,    Л.И. Преснякова; Под общ. ред. В.М. Мачинского. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2011. – 248 с.