Тимин Д. М.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студент юридического факультета.

 

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В НАЧАЛЕ XXI в.

Аннотация. В статье рассматривается характеристика государственно-правового положения Республики Мордовия в начале XXI в. В работе рассмотрены основные сферы общественной и государственной жизни субъекта, позволяющие создать его комплексную характеристику.

Ключевые слова. Государственно-правовое положение; субъект Российской Федерации; Республика Мордовия; глава республики; Государственное Собрание Республики Мордовия.

 

Timin D. M.

Place of study: Ogarev national research Mordovian state University, student of the faculty of law.

 

STATE AND LEGAL STATUS OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTUTY

 

Abstract. The article considers the characteristics of the state and legal status of the Republic of Mordovia at the beginning of the XXI century. The paper considers the main areas of public and state life of the subject, which allow creating its complex characteristics.

Keyword. State and legal status; subject of the Russian Federation; Republic of Mordovia; head of the Republic; State Assembly of the Republic of Mordovia.

 

Республика Мордовия имеет длительную историю своего становления. Многие годы мордовский народ боролся за свое самоопределение, самобытность, государственность, что не могло не отразится на современном государственно-правовом положении территориально-административной единицы. Народы республики на современном этапе своей истории, опираясь на прошлое, продолжают созидать свое будущее.

В настоящее время Республика Мордовия находится на достойном месте среди иных регионов России, активно участвует в решении сложных проблем, стоящих перед страной.

На наш взгляд, наиболее актуальным вопросами для изучения в современный период необходимо считать государственно-правовое положение республики в начале XXI в., так как именно этот этап следует определить в качестве толчка к стремительному развитию субъекта.

Государственно-правовое положение является одной из важнейших характеристик субъекта РФ, позволяющих сделать вывод о том, каким образом происходит функционирование в регионе той или иной государственной либо общественной сферы. Для полноценной характеристики государственно-правового положения Республики Мордовия, по нашему мнению, следует обратиться к изучению следующих значимых аспектов:

Во-первых, к характеристике социально-экономического развития республики в начале XXI в.

Во-вторых, к изучению политический жизни субъекта в начале XXI в., в том числе, к рассмотрению выборов главы региона, а также деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия.

В рассматриваемый период в Республике Мордовия сложилась положительная тенденция роста и развития реального сектора экономики. После переломных 90-х годов прошлого века начало активное стимулирование различных отраслей производства республики. Такое стимулирование в большинстве случаев базировалось на предоставление различных льгот субъектам предпринимательства, на содействии в финансировании перспективных проектов предприятий, на инвестиционном содействии, а также на предоставлении дотаций и субсидий предпринимателям. С 2002 г. по 2010 г. республика стала активно  привлекать дополнительные инвестиций за счет собственных средств предприятий, кредитных банковских ресурсов, прямых иностранных инвестиций, средств населения, бюджетных средств и др.

В рассматриваемый период валовый продукт, производимый в регионе, увеличился на 28 %. Его объем позволил опередить в развитии иные субъекты, например, такие как Республик Марий Эл, Пензенская области, Чувашская Республика и иные. Развитие экономического сектора, позволило говорить и о преобразовании в социальной сфере, в частности об улучшение систем здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального благоустройства и т.д. [1].

Ярким примером изменений социальной сферы, являются проводимые республиканские программы, такие как:

1) республиканская программа «Компьютеризация учреждений основного и среднего (полного) общего образования»;

2) республиканская программа «Развитие средств телефонной связи в сельской местности Республики Мордовия в 2002 г.-2006 г.»;                     

3) республиканская программа «Социальное развитие села до 2010 г.» и др.

Кроме того, важно отметить, что наиболее серьезные изменения произошли в сфере ЖКХ, так как с 2000 г. число семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, возросло с 6,2 до 15% от общего количества семей, проживающих в республике, улучшились условия ипотечного кредитования. На наш взгляд, улучшение социальной сферы подтверждает факт увеличение реальных доходов населения, которые в начале XXI в. характеризовались в положительном ключе. Исходя из федеральной статистики в 2002 г. Республика Мордовия вышла вперед по реальным доходом населения по сравнению с такими субъектами, как Республика Марий Эл, Республика Чувашия, Пензенская области и др.

Политическая сфера с начала 2000 г. характеризовалась относительной стабильностью. На наш взгляд, данное положение связано с тем, что в феврале 1998 г. Главой Республики Мордовия был избран Н. И. Меркушкин.

Кроме того, к началу XXI в. благодаря избранному главе сгладились противоречия и противостояния этнического характера, противостояния между политической элитой, противостояния между представителями региональных отделений всероссийских политических партий и движений и республиканской властью.

В 2003 г. произошедшие выборы Главы республики вновь отразили позитивный настрой населения в отношении политической сферы. В указанный год уверенную победу одержал Н. И. Меркушкин [3, c. 3].

Наравне с влиянием Главы республики на политическую атмосферу в республике в начале 2000-х г., положительную обстановку создавала деятельность второго созыва Государственного Собрания Республики Мордовия.

Проведение масштабной работы, связанной с приведением республиканского законодательства в соответствии с федеральным, со стороны Госсобрания РМ явилось важнейшим фактом развития законодательной базы республики. Отметим, что приведение в должный порядок законодательство РМ побудило Государственное Собрание принять 6 законов, которые внесли изменения в Конституцию Республики Мордовия. Кроме того, в период 2001-2003 гг. были приняты ряд законов, например, таких как закон «Об участии граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия, в обеспечении правопорядка» и др. [4].

Отметим, что важным событием, позволяющим говорить о целенаправленном становлении Республики Мордовии как демократического института, является подготовка и принятие в новых редакциях следующих нормативных актах: закон о «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», закон «О местном референдуме в Республике Мордовия» и др. Госсобрание РМ, кроме перечисленной работы, осуществляло свои полномочия в сфере контроля и надзора за соблюдением законодательства республики, в сфере разработки социально значимых для населения и малого бизнеса программ и др. [2, c. 53].

Подводя итоги исследования отметим, что Республика Мордовия сделала выдающийся прорыв во всех сферах государственной и общественной жизни. Проводимая политика позволила сформировать положительные тенденции развития в экономике, политике, образовании, культуре и др., что позволило Республике Мордовия улучшить свои позиции среди других регионов и наладить отношения не только с ними, но и с федеральными органами власти.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Об утверждении программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 г.: Закон Республики Мордовия                     от 08 декабря 2003 года № 62-З [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс». – Дата обновления: 25.04.2020.

2. Изергина Н. И. Государственное Собрание Республики Мордовия 2-го созыва в истории парламентаризма (1999-2003) / Н. И. Изергина,                        В. П. Изергина // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. ‒ 2016. ‒ № 1. ‒ С. 49-56.

3. Лашин Д. В. История выборов в Республике Мордовия: на пути политической стабильности / Д. В. Лашин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ‒ 2007. ‒ № 1. ‒ С. 3-7.

4. Официальный сайт Государственного Собрания Республики Мордовия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gsrm.ru/ (дата обращения: 26.08.2020).