ЛАВРУШКИНА А.А.

 

Место работы:  ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ОБЪЕКТАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Аннотация. В статье приведен анализ деятельности государства по обеспечению национальной безопасности страны, ее национальных интересов. С учетом проводимой политики в области национальной безопасности выделены внутренние и внешние угрозы, влияние которых на национальную безопасность страны детально рассмотрено в работе. Особое внимание уделено экономическому фактору, влияние которого может создать угрозу национальной безопасности страны. В заключение работы сделаны соответствующие выводы по теме исследования.

Ключевые слова: внешние угрозы, внутренние угрозы, государственная политика, национальная безопасность, национальные интересы.

 

MAIN DIRECTIONS OF THE STATE POLICY FOR PREVENTING INTERNAL THREATS TO NATIONAL SECURITY FACILITIES

 

Annotation. The article analyzes the activities of the state to ensure the national security of the country, its national interests. Taking into account the current policy in the field of national security, internal and external threats are highlighted, the impact of which on the national security of the country is considered in detail in the work. Particular attention is paid to the economic factor, the influence of which can pose a threat to the national security of the country. In conclusion of the work, the corresponding conclusions on the research topic are made.

Key words: external threats, internal threats, state policy, national security, national interests.

На протяжении всего существования государства существуют внутренние и внешние угрозы его национальной безопасности, с целью их предотвращения государство нередко проводит соответствующую политику по обеспечению национальной безопасности. Направления политики в данной области заключаются в проведении грамотной дипломатии, поиске союзников среди других мировых держав, охране национальных интересов, оперативном реагировании на возникающие угрозы и при необходимости нанесения соответствующего удара и др. Перечень средств и способов, с помощью которых может быть обеспечена национальная безопасность не является ограниченным, их общее предназначение – это защита интересов нашей страны в рамках закона [4, c. 125].

Обеспечение национальной безопасности невозможно без соответствующего государственного аппарата, к которым относятся правоохранительные органы (ФСБ, МВД, прокуратура), армия, в первую очередь в лице разведывательных и контрразведывательных подразделений.

Политика по обеспечению национальной безопасности обусловлена существующими угрозами, под которыми понимается система взаимосвязанных факторов, угрожающих существованию и реализации жизненно-важных государственных, общественных и личностных интересов. Как правило, именно характер угроз национальной безопасности обуславливает специфику и направление деятельности по их предотвращению [1, c. 201].

В зависимости от характера проводимой политики в области обеспечения национальной безопасности, угрозы ее существованию можно разделить на два самостоятельных вида – это внутренние и внешние.

Под внутренними угрозами, в общем и целом, понимают отставание в развитии по многим направлениям общественной жизни, а именно несовершенство государственного аппарата и проводимой им политики, неэффективность господствующей экономической системы, отставание в развитии научно-технического прогресса, недостаточное развитие навыков по урегулированию спорных ситуаций в конечном итоге обуславливает неспособность к самосохранению и саморазвитию.

Однако нельзя не отметить тот факт, что внутренние и внешние угрозы теснейшим образом связаны между собой. Например, распад СССР произошел не только из-за накопившихся массовых внутренних противоречий, то есть внутренних угроз национальной безопасности, но и вследствие наличия внешних угроз, выражавшихся в подстрекательских действиях относительно новой оппозиции. Многие государства противники СССР, например США, были заинтересованы в его ослаблении, а также последующим распаде. Достаточно распространенными являлись случаи, когда в период политического кризиса внутри страны, ее оппозиция получала хорошую материальную и иную поддержку из-за рубежа. Таким образом, внутренние угрозы национальной безопасности в лице оппозиции и внешние угрозы переплетались воедино и представляли собой серьезное негативное воздействие на национальную безопасность.

В качестве одной из угроз национальной безопасности выступает экономический фактор, а именно различие в уровне жизни и доходах населения. Значительный разрыв в доходах между небольшой группой населения с высокими доходами и социальными группами с низким уровнем дохода порождает социальную напряженность, что обуславливает возникновение различных социальных происшествий, дезорганизацию социальной жизни в целом, разрушение многих социальных институтов [3, c. 288].

Экономический фактор представляет одну из серьезных угроз национальной безопасности, его различные проявления обуславливают разрушение сложившихся социальных связей. Во многом российская экономика зависима от сырьевого фактора, то есть от добычи полезных ископаемых. Это означает, что их наличие в субъектах нашей страны обуславливает различное экономическое развитие регионов, что усиливает дезинтеграцию между ними и криминализацию российского общества в целом.

Низкий уровень жизни и доходов населения предопределяет совершение экономических преступлений, а именно грабежей, разбоев, бандитизма и т.д., развитие нелегальной занятости, получение нетрудовых доходов, что расшатывает существующие экономические устои, препятствует развитию стабильных экономических отношений. Теневая экономика также способствует укреплению криминальных структур, которые оказывают воздействие на государственный аппарат иные властные структуры для принятия выгодных для них решений [7, c. 326].

К экономическим факторам, подрывающим основы национальной безопасности относятся также колебания курса рубля, изменение мировых цен и конъюнктуры во внешней торговле, рост государственного и корпоративного долга, ориентирование экспорта на сырьевую продукцию, существенная зависимость от импорта, приток иностранных инвестиций.

Все эти негативные тенденции в экономической сфере предопределяют отставание России от многих зарубежных стран по показателю уровня благосостояния граждан, росту экономики, конкурентоспособности [6, c. 45].

Особенно остро изменения в экономической сфере воспринимаются оппозиционными политическими силами, в лице политических партий и политических движений, которые обладая большим информационным ресурсам, оценивают, причем не всегда объективно, существующие опасности для общества.

С учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что наибольшую опасность для национальной безопасности нашей страны составляют все-таки внутренние угрозы, так как они ослабляют страну изнутри, в связи с тем, что ее граждане не верят в мощь своего государства и его способность справиться с существующими проблемами.

Угрозы национальной безопасности можно конкретизировать, исходя из сферы общественной жизни. Так, в социальной сфере к угрозам национальной безопасности следует отнести снижение профессионального и образовательного уровня населения, ухудшение его психического, физического состояния, падение нравственности, возрастание социальной напряженности и др.[8, c. 24].

В экономической сфере таковыми угрозами являются несовершенство финансовой системы, ее неспособность выйти из экономического кризиса и удовлетворить личностные потребности, а также государственные в сырье и энергетических ресурсах, рост экономической преступности и др.

В военной сфере, которая уязвима внешними угрозами, к угрозам национальной безопасности следует отнести снижение уровня военного потенциала и способности государства отражать внешние угрозы. Усиление подобной тенденции в военной сфере может крайне негативно сказаться на обороноспособности государства в целом. Особую опасность это приобретает, когда у государства снижается технологический, научно-технический потенциал.

В информационной сфере к таким угрозам относится использование СМИ в качестве средства для дестабилизации политической ситуации в государстве. Предотвращение рассмотренной угрозы должно находиться под пристальным вниманием органов государственной власти, как на федеральном, так и на местном уровнях [5, c. 40].

Осуществить оценку воздействия всех угроз национальной безопасности можно посредством совокупности показателей экономического и неэкономического благосостояния.

На неэкономическое благосостояние можно оказывать влияние посредством воздействия на использование дохода. Например, с помощью равной суммы денежных средств можно удовлетворить одни и те же потребности. Но при этом следует отметить, что разные виды потребления могут влиять на общее благосостояние. Учет данного обстоятельства имеет важное практическое значение, так как его учитывают при разработке социально-экономической политики в государстве, посредством оценки соотношения неравенства доходов и его влияния на общий уровень благосостояния [2, c. 329]. В свою очередь анализ и всесторонняя оценка неравенства в доходах позволит определить истинные потребности населения.

Следует также отметить, что уравнительное распределение общественных благ между членами общества без учета их индивидуальных особенностей не приведет к успеху, а скорее обусловит замедление экономического, культурного роста. Из изложенного можно сделать вывод, что экономические процессы во многом обуславливают проводимую политику, так как даже какой-либо экономический фактор обуславливает различные процессы, которые могут оказать существенной влияние на другие сферы общественной жизни [9, c. 232].

Определение в проводимой государственной политике интересов и централизованное управление ими будет свидетельствовать о том, что политика выше экономики. Учет экономических и неэкономических показателей в определении общего благосостояния общества позволят наиболее качественным образом защитить интересы личности, общества, государства.

Проведенный анализ угроз национальной безопасности позволил сделать вывод о том, что наиболее обширной классификацией служит разделение угроз национальной безопасности на внешние и внутренние. Безусловно, внутренние угрозы делают государство более уязвимее нежели внешние, так как при их наличии внешним угрозам противостоять фактически невозможно, так как государство теряет поддержку и доверие среди народных масс. Угрозы национальной безопасности выделяются в зависимости от сферы общественной жизни (социально-экономическая, военная, информационная и др.). Наиболее значимыми являются угрозы национальной безопасности в экономической сфере, так как она характеризует общий уровень благосостояния граждан, а, следовательно, и удовлетворенность проводимой политикой.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ващекин Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России / Н.П. Ващенкин. – М. : Юрайт, 2008. – 345 с.

2. Воробьев А.Е. Национальная минерально-сырьевая безопасность России. Современные проблемы и перспективы / А.Е. Воробьев. – М.: Норма, 2007. – 420 с.

3. Загашвили В.С. Экономическая безопасность России /  В.С. Загашвили. –  М. : Норма, 2013. – 462 с.

4. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21 веке /                                   М.Ю. Зеленков. – М. : Норма, 2015. – 365 с.

5. Иванов С.А.  Информационная война: сущность и основные формы проявления / С.А. Иванов  // Известия Алтайского государственного университета. – 2013.  – №5. – С. 36-42.

6. Мигачев Ю.И. Государственное управление в области обороны Российской Федерации (административные и информационные аспекты) / Ю.И. Мигачев // Административное право и процесс. – 2017. – № 9. – С. 44 - 47.

7. Проскурин С.А. Национальная безопасность страны. Сущность, структура, пути укрепления / С.А. Проскурин. – М. : Юрлитинформ, 2013. – 465 с.

8. Прохожев А.А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России / А.А. Прохожев // Материалы научно-практической конференции. – 2001. – №4. – С. 23-26.

9. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности / А.А. Прохожев. – М. : Проспект, 2015. – 490 с.