МЕЛЬНИКОВА К.А.

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», магистрант кафедры теории и истории государства и права.

 

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Аннотация. В статье исследованы особенности правовой культуры гражданского общества. Проведен анализ определения ценности правовой культуры для развития гражданского общества.

Ключевые слова: государство, гражданин, гражданское общество, правовое государство, правовая культура, правосознание, правовая система, современная Россия.

 

FEATURES OF LEGAL CULTURE IN CIVIL SOCIETY

 

Abstract. The article examines the features of the legal culture of civil society. The analysis of determining the value of legal culture for the development of civil society is carried out.

Keywords: state, citizen, civil society, legal state, legal culture, legal awareness, legal system, modern Russia.

 

В современном мире существует потребность в повышении правовой культуры общества, воспитания законопослушных граждан, а также нужда участия в нормотворческой деятельности страны, всё это содействовало бы созданию правового государства, и решались политические, экономические и социальные задачи.

Правовая культура представляет собой совокупность всех ценностей, созданных человечеством в правовой сфере: знание, понимание этих ценностей, совершение действий и поступков людей в соответствии с ними. Все это называется правосознанием как одной из форм общественного сознания, отражающего окружающую человека правовую действительность. Правовая культура подразделяется на культуру общества, культуру социальной группы, культуру особой профессиональной группы юристов и культуру личности [4, С. 5]. Однако представляется важным уделить внимание не столько особенностям видов правовой культуры, правовому воспитанию и его формам, сколько праву, ценности права и порождаемому им уровню культуры в праве.

Формирование правовой культуры в условиях современного российского государства как никогда актуальны, так как в настоящее время Россия находится в процессе становления правового государства и гражданского общества, которое невозможно без повышения уровня правовой культуры и формирования активной жизненной позиции гражданина. Важной движущей силой на этом пути является осознание гражданами их роли в этом процессе и ответственности за свою судьбу [1, С. 15-16]. Правовая культура – «необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод».

В то же время, формирование правовой культуры среди населения в современной России идет далеко не теми темпами, которые необходимы для превращения нашей страны в правовое государство с развитым гражданским обществом.

В связи с этим требуют научного осмысления формирования правовой культуры в условиях становления гражданского общества. Многозначность термина «гражданский» предопределяет значительное разнообразие определений гражданского общества в отечественной и зарубежной литературе. Обоснованным представляется подход, в основе которого для характеристики данного общества предлагаются высокий уровень самореализации, особое качественное состояние общественных связей и социальных взаимодействий, свободное и добровольное участие в общественных делах, преобладание горизонтальных связей между людьми, независимость или автономия индивидов как субъектов общественной жизни, наличие реальных гражданских прав и свобод. Исходя из данного подхода, можно определить гражданское общество как демократическую форму самоорганизации общества независимо от государства и вне рынка, где самоуправление личности, выраженное в свободе выбора и личной ответственности человека за свой жизненный путь, главная движущая сила формирования и развития данного феномена [5, С. 67].

Общеизвестно, что обязательным признаком гражданского общества является приоритет интересов человека, гражданина над интересами государства. Такое общество ориентируется на права, свободы и интересы человека и гражданина в своей деятельности, провозглашая их приоритет по отношению к другим ценностям. Гражданское общество жизнеспособно только тогда, когда его члены имеют высокий уровень социального и интеллектуального развития, свободны в своем выборе и способны самостоятельно отвечать за свои действия.

Вопрос о формировании в России гражданского общества представляется нам весьма актуальным, если учесть состояние, оценку и ход происходящих радикальных перемен. Анализируя научную литературу, можно выявить различные точки зрения в вопросе наличия и функционирования гражданского общества в России. Ученые отмечают, что гражданское общество в нашей стране еще только формируется, «его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоиндентификация» [5, С. 67].

Сегодня гражданское общество представляет собой скорее теоретический идеал, чем практическую реальность, больше движение к нему, чем уже достигнутое определенное состояние. И это касается не только России, но и всех других государств. Свидетельством тому является то обстоятельство, что сущностные характеристики, основные черты гражданского общества в действительности не нашли своего полного, исчерпывающего воплощения ни в одной стране мира [3, С. 115].

Если рассказывать о ситуации внутри Российской Федерации, то гражданская деятельность действительно активизировалась в 90-х гг., когда президентом страны было объявлено развитие гражданского общества одной из основных задач при проведении реформ. Работа властей по установлению формальной структуры гражданской деятельности привели к тому, что был проведен созыв в 2001 году Гражданского форума, а затем конструирование Общественной палаты Российской Федерации в качестве дополнительной возможности для установления гражданского общества в стране.

На Гражданском форуме было подчеркнуто, что сегодня нельзя заявлять о наличии в каком-либо государстве окончательно сформированного развитого гражданского общества. В одних странах они только начинают складываться, в других уже приобрели вполне зримые очертания, в значительной степени воплотились в действительность.

Гражданское общество является в России возникающим феноменом. Сегодня важно, что до сих пор имеется вопрос оптимального соотношения между функциями гражданского общества и функциями демократического правового социального государства [2, С. 154].

Организация правового государства и гражданского общества должно происходить синхронно. Хотя есть основание предполагать, что гражданское общество должно формироваться с некоторым «опережением», поскольку только институт гражданского общества, а не институт власти ставит на повестку дня правовое государство.

«Гражданское общество − социальный инвариант правового государства, а это последнее − юридический инвариант гражданского общества. Жить они могут только одновременно. Гражданское общество − есть самодостаточный социум, способный для достижения всех своих целей и выполнения, необходимых для этого функций конструктивно распоряжаться всеми своими потенциалами и прежде всего своим государством. Правовым будет государство, уже подчинившее себя собственным законам на основе верховенства над собой», − справедливо утверждает В. Г. Беляев [1, С. 15-16].

Представляется, что и гражданское общество, и правовое государство в нашей стране выступают ныне не как данность, а как модальность – обязательный для действительности социальный и юридический идеал, по критериям которого оценивается действительность. В этой связи, весьма важно то, что «государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот». При этом следует отметить, что связь гражданского общества и государства построена на взаимодополнении друг к другу.

Правовая культура – особое уникальное явление, которое может быть воспринято как правовое состояние личности и государства, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры [7, С. 118].

Если подходить с позиций повышения роли человека в правовой жизни, то в первую очередь необходимо обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Правовая культура общества представляет из себя разновидность общественной культуры, которая отражает определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права. В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаются категориями: «правомерное – неправомерное», «законное – незаконное».

Правовую культуру можно рассмотреть и как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Она занимает обособленное место в социокультурном обществе, которая полностью не совпадает с видом культуры (материальной, духовной, политической и т.д.), а создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

В настоящее время очевидно, что благоприятное решение экономических, политических, социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении нормативных положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно считать как одну из важнейших предпосылок формирования правового государства. «До тех пор, пока правовая культура российских граждан не вырастет до нужного уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, готовая объединить все общество, сподвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека» [3, С. 115].

Благосостояние правовой культуры каждого государства является важным показателем степени зрелости правовой системы. В правовой культуре, как в зеркале, отражается достигнутый уровень прогрессивного развития общества.

Формирование правового государства неотделимо от процесса развития правовой культуры населения. Это, в свою очередь, способствует созданию развитого гражданского общества. Наиболее важными представляются следующие направления:

– утверждение в общественном сознании отношения к праву как к особой социальной ценности на основе социальной справедливости и гуманизма;

– совершенствование правотворческой деятельности: учет различных мнений и подготовка альтернативных правовых актов; проведение социологических опросов и референдумов и т.д.

Для повышения правовой культуры граждан и всего общества в целом необходим комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных мер, призванных привить уважение к праву и стимулировать положительную правовую активность. Главная цель правовой культуры заключается в достижении правомерного поведения каждого члена общества.

Правовая культура – явление очень активное, оно помогает способствовать развитию и упорядочению самой цивилизации. Исключительно важное место занимают в ней духовные ценности. Правовая культура как личности, так и общества немыслима вне нравственности. Возрождение нравственных, культурных ценностей в нашем обществе – непременный элемент не только высокой общей культуры, но и правовой культуры страны в целом и каждого индивида в отдельности.

Произошедшие в предыдущие годы перемены в социально-экономической и политической жизни России вызвали изменения в структуре и иерархии ценностных ориентаций многих ее граждан. Сегодня наблюдается практическое разрушение системы ценностей. Это ведет к катастрофической по масштабам социальной пассивности современной молодежи, а в будущем и к потере для государства целого поколения полноценных граждан.

Несовершенство российского законодательства, лоббизм в законотворчестве, правовая незащищенность личности негативно влияют на правовую составляющую общей культуры общества. По причине этого модернизационные процессы в стране требуют глубокого и всестороннего осмысления, так как происходит навязывание в агрессивной форме западной культуры.

Гражданское общество − это сфера «общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно существует не в силу законов рынка, а по причине общественной инициативы и самодеятельности разных групп и объединений лично свободных людей. Понятие гражданского общества является в некоторой степени политико-правовой и экономической свободы человека по отношению к государству». В более узком смысле гражданское общество − демократическая форма самоорганизации общества независимо от государства и рынка, где самоуправление личности, выраженное в свободе выбора, личной ответственности человека за свой жизненный путь, является главной движущей силой формирования [6, С. 471].

Осознание сущности правовой культуры общества позволяет оценить конкретно-исторический характер права, его тесную связь с существующим общественным строем и типом мышления. Именно поэтому данные факторы характеризуют ценности, находящие выражение в правовой системе. «Естественно, правовая культура общества оказывает прямое воздействие на правовую культуру личности, в том числе на индивидуальное правосознание, включающее компоненты: а) правовые знания, представления, взгляды; б) правовые эмоции и чувства; в) волю субъектов права. Правосознание отражает всю совокупность правовых явлений общества: как позитивных (культура), так и негативных (антикультура). Побудительными факторами к позитивному действию являются установки личности на соблюдение и укрепление правопорядка».

 

ЛИТЕРАТУРА

1      Беляев В. Г. Правовая культура в гражданском обществе / В.Г. Беляев // Правовая культура на рубеже веков. – Волгоград, 2015. – №1. − С. 15-16. – Текст: непосредственный.

2      Вандин А. Ю. Правовая культура и правовой нигилизм в современном российском обществе (на примере Владимирской области) / А.Ю. Вандин // Вестник Владимирского юридического института; учредитель Владимирский юридический институт ФСИН России: Владимир, 2013. – №4 (29). − С. 154-159. – ISSN: 2071-0313. – Текст: непосредственный.

3      Казанкова Т. Н. Значение правовой культуры в становлении гражданского общества / Т.Н. Казанкова // Вестник Самарского муниципального института управления; учредитель Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка»: Самара, 2014. – № 2 (29). − С. 110-118. – Текст: непосредственный.

4      Линейцева К. С. Основные подходы к пониманию правовой культуры / К.С. Линейцева // Сибирский юридический вестник; учредитель Иркутский государственный университет: Иркутск,             2010. – № 4 (51). − С. 3-9. – ISSN: 2071-8136. – Текст: непосредственный.

5      Месилов М. А. Правовая культура в механизме развития российской государственности: монография / М. А. Месилов. – Москва: Спутник+, 2012. – 141 с. – ISBN 978-5-9973-1886-4. – Текст: непосредственный.

6      Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник для вузов / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 516 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449634. – ISBN 978-5-534-01323-8. – Текст: электронный.

7      Русинов Р.К. Правовая культура как средство обеспечения законности: XXIV съезд КПСС и актуальные проблемы демократии и законности / Р.К. Русинов // Сборник ученых трудов: XXIV съезд КПСС и актуальные проблемы демократии и законности. – Свердловск, 1972, Вып. 17. – С. 117-128. – Текст: непосредственный.