Лобанова И. Г., магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», Россия, Саранск, lobanovaiirina@yandex.ru, 89170045623.

 

Lobanova I. G., Student of the Department of Theory, History of State and Law and International Law of the Law Institute, Mordovian N. P. Ogarev’s State University, Saransk, Russia, lobanovaiirina@yandex.ru, 89170045623.

 

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

 

     Аннотация. В статье проводится анализ понятия и правового статуса Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия. Автором исследуется основные компетенции регионального Уполномоченного, его деятельность и перспективы развития. На основе теоретических и практических источников по итогу работы формируется соответствующий авторский вывод.

     Ключевые слова: защита прав и свобод человека, Республика Мордовия, Уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия, институт Уполномоченного по правам человека, правовой статус Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия.

 

OFFICER FOR HUMAN RIGHTS IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA

 

     Abstract. The article analyzes the concept and legal status of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Mordovia. The author studies the main competencies of the regional Commissioner, his activities and development prospects. On the basis of theoretical and practical sources, an appropriate author's conclusion is formed based on the results of the work.

     Keywords: protection of human rights and freedoms, Republic of Mordovia, Commissioner for Human Rights in the Republic of Mordovia, Institute of the Commissioner for Human Rights, legal status Commissioner for Human Rights in the Republic of Mordovia.

 

В современный период развития Российской Федерации происходит модернизирование механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Исходя из того, что Россия является развивающимся государством, ее становление происходит вместе со становлением определенных категорий, к которым непосредственно относятся права и свободы человека и гражданина. Отметим, что огромное влияние на указанный процесс оказало учреждение в Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека. Вместе с тем, существование института Уполномоченного по правам человека не исключает нарушения прав и свобод граждан, что несомненно говорит об актуальности выбранной темы исследования.

Особое внимание вызывает деятельность уполномоченных в субъектах России, в частности в Республике Мордовия. Исследование деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия связано с исследованием понятия данного института.

     Первой страной, учредившей институт Уполномоченного стала Швеция, сформировавшая в конце XIX в. свой правозащитный механизм прав и свобод человека, под названием омбудсмен. Со шведского языка «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Положительный опыт деятельности омбудсмена по правам человека способствовал формированию такой должности и в других государствах. Наличие международного законодательства в указанной области, а также наличия положительного опыта ряда стран предопределили создание должности омбудсмена во многих государствах мира. В большинстве современных развитых стран (Австрия, Люксембург, Швеция, Испания, Исландия, Канада, Дания, Германия, Италия, Финляндия и др.) учреждена рассматриваемая должность, ее наличие характеризует государство в качестве социального, заботящегося о благосостоянии человека.  Важность наличия института Уполномоченного в государстве было воспринята и Россией, в связи с чем, в июне 1990 г. была учреждена соответствующая должность.

     Ученые уделяют большое внимание вопросам, посвященным функционированию института Уполномоченного по правам человека. Вместе с тем, в настоящее время не существует единой точки зрения относительно понятия и сущности такого института.

     З. М. Шабанова в своем диссертационном исследовании приходит к выводу, что специализированные институты Уполномоченных в России являются достаточно молодыми, окончательно не сформированными и только набирают свою значимость. Несмотря на новизну складывающихся институтов Уполномоченных в России, они признаются российским обществом и являются необходимым механизмом защиты прав граждан[1].

     В свою очередь, М. Ю. Шамрин предлагает рассматривать Уполномоченных различного вида (по защите прав человека, ребенка, предпринимателей) в качестве независимого должностного лица, уполномоченным на осуществление опосредованного парламентского контроля[2].

     Теоретик Б. С. Галяутдинов рассматривает институт Уполномоченного в качестве правозащитного контрольного органа, гарантирующего в государстве защиту прав и свобод человека[3].

     В доктрине встречается мнение, что омбудсмен выступает в качестве публичного института, осуществляемого контроль за соблюдением прав человека в государстве, представляет собой специальное назначаемое должностное лицо, обладающее независимостью.

     По нашему мнению, Уполномоченный по правам человека - это независимое должностное лицо, наделенное широким спектром полномочий на осуществление опосредованного контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

     В Республике Мордовия должность Уполномоченного появилась в 2005 г. Республика стала 35 субъектом, учредившим такую должность. Идея создания института Уполномоченного по правам человека принадлежала руководству региона, осознающему необходимость создания дополнительного механизма защиты прав и свобод человека в субъекте. В 2005 г. Уполномоченный в Мордовии стал одним из важнейших элементов становления и развития гражданского общества в республике.

     9 февраля 2007 г. Государственным Собранием Республики Мордовия был назначен первый Уполномоченный по правам человека - Ястребцев Юрий Алексеевич.

     В октябре 2022 г. должность Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия занял Левин Валерий Федорович. Данную должность В.Ф. Левин занял 2 раз подряд.

Правовой статус Уполномоченного в Республике Мордовия регламентируется как федеральным, так и региональным законодательством. Большим шагом в развитии правовой базы рассматриваемой сферы в РФ стало принятие Федерального закона от 18.03.2020 г. № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»[4], регламентирующего общие положения об уполномоченных в субъектах РФ, их цели, задачи и компетенции.

     Статус Уполномоченного в Республике Мордовия устанавливается Законом Республики Мордовия от 10.11.2020 г. № 74-З «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия» (далее – Закон Республики Мордовия от 10.11.2020 г. № 74-З) [5]. В соответствии с Законом Республики Мордовия от 10.11.2020 г. № 74-З, должность Уполномоченного является государственной должностью Республики Мордовия, на которую может быть назначен гражданин возрастом от 30 лет, при наличии постоянного проживания на территории РФ, безупречной репутации, высшего образования. Уполномоченный в Республике Мордовия назначается на свою должность Государственным Собранием РМ.

     В соответствии с федеральным и региональным законодательством рассматриваемое должностное лицо обладает целым спектром различных направлений деятельности, связанных с защитой прав и свобод человека. В 2022 г. особое место в деятельности Уполномоченного в Республике Мордовия заняли такие направления, как рассмотрение обращений, соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях специальной военной операции, а также в условиях миграции, правовое просвещение и др.

     По нашему мнению, наиболее важным направлением деятельности Уполномоченного является направление, связанное с рассмотрением обращений граждан в целях восстановления их нарушенных прав и принятия мер к защите таких прав.

     Рассматривая указанное направление, обратимся к докладу Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия за 2022 г.[6]. В данном акте подчеркивается, что институт Уполномоченного в Республике Мордовия за годы своего существования претерпел значительное развитие, так за прошедшие 2007-2022 гг. в его адрес поступило 19200 обращений. По нашему мнению, работа с индивидуальными обращениями граждан позволяет Уполномоченному выявить системные проблемы и сформулировать свою позицию относительно общей ситуации, связанной с правами человека в регионе.

     Рассматривая статистику обращений к данному должностному лицу, отметим, что в сравнении с 2007 г. в 2022 г. количество обращений увеличилось в 5,8 раза: с 293 до 1693 обращений. За 2022 год общее количество обращений, в сравнении с 2021 годом, увеличилось на 8,6%, при этом существенную часть составляют устные обращения граждан, принятые к рассмотрению в установленном законом порядке.

     Обращения к Уполномоченному поступают из всех муниципальных районов республики. В 2022 г., как и в 2021 году большая интенсивность обращений регистрируется по городскому округу Саранск (68,9%). С учетом предыдущих лет, этот показатель уменьшается (2020 год – 89,7%, 2021 год – 75,8%).

     В 2022 г. Уполномоченным по правам человека в Республике Мордовия было зафиксировано, что количество обращений, поступивших от пенсионеров и инвалидов, увеличилось на 8,9%. На 18,3% увеличилось количество обращений, поступивших от обвиняемых в совершении преступлений, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также в их защиту от адвокатов, правозащитных организаций. Ежегодно фиксируется, что активность обратившихся женщин выше активности мужчин.

     В 2022 году претерпели некоторые изменения вопросы, с которыми граждане обращались к Уполномоченному. Согласно проведенному анализу, в приоритете у граждан по-прежнему остались вопросы обеспечения их жилищных прав.

     Актуальными являются вопросы:

 − частной собственности (займы, кредиты и др.);

− предоставления социальных выплат инвалидам;

− льготного лекарственного обеспечения;

− состояния атмосферного воздуха;

− транспортные вопросы и др.

     Менее задаваемыми вопросами являются: условия пребывания в социальных стационарных учреждениях, обращение с безнадзорными животными, а также увольнение работников.

     В отличие от 2021 года, в 2022 году в почте Уполномоченного отсутствуют обращения по вопросам отсутствия лекарственных препаратов, сокращения медицинских организаций в сельской местности.

     В 2022 г. одним из важных направлений в деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия является соблюдение прав граждан в условиях специальной военной операции. С начала реализации Указа Президента России от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в российской федерации» и до сегодняшнего дня работает телефонная «горячая» линия Уполномоченного по правам человека в РМ, которая остается одним из важных каналов, поддерживающим связь между гражданами, подлежащими мобилизации; мобилизованными и их родственниками.

     В октябре – ноябре 2022 года осуществлялось бесплатное консультирование при военкомате в г. Саранске, а также в Кочкуровском, Старошайговском и Чамзинском муниципальных районах, в военных городках учебного центра Ульяновской области, которые являются местом боевого слаживания мобилизованных.

     Также важным направлением деятельности Уполномоченного стала работа по обеспечению прав человека и гражданина в области миграции. Жители Донецкой и Луганской народных республик и Украины, в связи с проведением специальной военной операции, были вынуждены экстренно и массово покинуть свой дом. На территории России оказались тысячи эвакуированных. Прибывшие на территорию Республики Мордовия беженцы были размещены в заранее подготовленных пунктах временного размещения (далее – ПВР), которыми выступали общежития, гостиницы и т.д. Всего создано было 18 таких пунктов в 12 муниципальных районах и г. Саранске. Одной из первостепенных задач Уполномоченного стало оказание содействия прибывшим гражданам в обеспечении соблюдения их прав на социально-бытовое обустройство, правовую и социальную поддержку. Личное общение с эвакуированными происходило и происходит посредством выездов в ПВР, в т.ч. с представителями других органов государственной власти. Прибывшим гражданам оказывается консультативная правовая помощь по всем вопросам: определение статуса, оказание медицинской помощи, трудоустройство и т.д. По нашему мнению, оказанная помощь гражданам, переехавшим на территорию Республики Мордовия, минимизировала наступление многих проблем.

     Кроме того, со стороны переехавших на территорию Республики Мордовия было подано в адрес Уполномоченного множество обращений, среди которых: вопросы получения единовременной денежной выплаты, назначения пенсионных выплат, компенсации за утраченное или поврежденное жилье и имущество на территории ДНР и ЛНР, предоставления дошкольного учреждения.

     Таким образом, подводя итог исследованию характеристики Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия, мы приходим к выводу, что Уполномоченный является независимым должностным лицом, наделенным широкими полномочиями на осуществление опосредованного контроля над соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

     Уполномоченный по правам Республике Мордовия является составным элементом защитного механизма прав и свобод человека, гарантирующего достойную жизнь граждан в Республике Мордовия.

     Анализ практической деятельность Уполномоченного показывает, что в настоящее время рассматриваемое должностное лицо обладает целым спектром различных направлений деятельность, связанных с защитой прав и свобод человека. В 2022 г. особое место в деятельности Уполномоченного заняли такие направления, как рассмотрение обращений, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина в условиях специальной военной операции и миграции, правовое просвещение и др.

Список используемых литературных источников

1                 Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2020. –  № 12. – Ст. 1640.

2                 Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия: Законом Республики Мордовия от 10.11.2020 № 74-З (ред. от 30.12.2022) // Известия Республики Мордовия. – 2020. –  № 124-61.

3                 Галяутдинов Б. С. Правовая природа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Российской Федерации / Б. С. Галяутдинов // Вестник Пензенского государственного университета. – 2014. – № 2 (6).  – С. 40-47.

4                 Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах :  дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / З. М. Шабанова. М., 2004. 189 с.

5                 Шамрин М. Ю. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / М. Ю. Шамрин // Актуальные проблемы российского права. –  2022. – № 1. –                      С. 41-48.

6                 Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия. – [Электронный ресурс] : URL.: https://e-mordovia.ru/upch/.

 

List of used literary sources

1 On Human Rights Commissioners in the subjects of the Russian Federation: Federal Law No. 48-FZ of 18.03.2020 (ed. of 10.07.2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. – 2020. – No. 12. – Article 1640.

2 Promulgation of the law of the man in the Republic of Mordovia: the law of the Republic of Mordovia from 10.11.2020, 74-H (Ed. from 30.12.2022) / / notifications of Republic of Mordovia. – 2020. – № 124-61.

3 Galyautdinov B. S. The legal nature of the institution of the Commissioner for Human Rights (Ombudsman) in the Russian Federation / B. S. Galyautdinov // Bulletin of the Penza State University. – 2014. – № 2 (6). – Pp. 40-47.

4 Shabanova Z. M. Specialized Human rights commissioners in Russia and foreign countries : diss. cand. jurid. Sciences : 12.00.02 / Z. M. Shabanova. – M., 2004. – 189 p.

5 Shamrin M. Yu. Institute of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation / M. Yu. Shamrin // Actual problems of Russian law. – 2022. – No. 1. – pp. 41-48.

6 Official website of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Mordovia. – [Electronic resource] : URL.: https://e-mordovia.ru/upch /.



[1] Шабанова З. М. Специализированные уполномоченные по правам человека в России и зарубежных странах: дис. канд. юрид. наук : 12.00.02 / З. М. Шабанова. –  М., 2004. – С. 161.

[2] Шамрин М. Ю. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / М. Ю. Шамрин // Актуальные проблемы российского права. –  2022. – № 1. – С. 5.

[3] Галяутдинов Б. С. Правовая природа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Российской Федерации / Б. С. Галяутдинов // Вестник Пензенского государственного университета. – 2014. – № 2 (6). – С. 7.

[4] Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 18.03.2020  № 48-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2020. –  № 12. – Ст. 1640.

[5] Об Уполномоченном по правам человека в Республике Мордовия: Законом Республики Мордовия от 10.11.2020 № 74-З (ред. от 30.12.2022) // Известия Республики Мордовия. – 2020. –  № 124-61.

[6] Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия.  – [Электронный ресурс] : URL.: https://e-mordovia.ru/upch/