ОБРЯДЫ СВАДЬБЫ У МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

 

МОКШИНА Е. Н., доктор исторических наук, профессор кафедры истории России  МГУ им. Н. П. Огарёва

 

     Свадьба и связанные с ней обычаи и обряды до сих пор остаются важнейшей сферой в жизни этноса. Они, конечно, во многом обусловлены опытом и традициями предыдущих поколений, однако и новации все смелее заявляют о себе.

     Наиболее распространенным типом свадьбы у мордвы на современном этапе становится «банкетная», которая дополняется, особенно на селе, традиционными элементами. Прежде всего, надо отметить, что, свадебный ритуал сохранил присущую традициям предыдущих эпох структуру, включающую три этапа – предсвадебный, свадебный и послесвадебный, хотя их содержание значительно изменилось. Существенно перераспределились функции основных свадебных персонажей. Так, главным действующим лицом современного свадебного обряда часто является «тамада», выступающий в роли ее организатора и руководителя.

     В связи с тем, что многие вступающие в брак предпочитают торжественную регистрацию в Доме культуры или во Дворце бракосочетания, день регистрации брака а, значит, день проведения свадебного торжества определяется этим учреждением в соответствии с очередностью регистрирующих брак. Именно поэтому сегодня достаточно часто встречаются случаи, когда подача заявления предшествует сватовству.

     В силу того, что молодые предварительно сами договорились о женитьбе, сватовство как обязательный обряд свадебного ритуала приобретает во многом символический характер. Жених и его наиболее близкие родственники приходят в дом невесты, чтобы обсудить срок свадьбы, размеры расходов с обеих сторон, хотя некоторые элементы традиционного сватовства при этом сохраняются. Например, сваты, как и прежде, садятся под матицу, ведут разговор в аллегорической форме. После сватовства следует еще одна или несколько встреч роднящихся семей. Варьируются их количество и названия. Например, во многих местах традиционный термин, обозначающий у мордвы сватовство – «ладямо» (э.), «ладяма» (м.), заменен общероссийскими – «помолвка» или «запой».

     Из предсвадебных обрядов довольно стойко сохраняется традиция приготовления невестой подарков родственникам жениха. По традиции родители невесты должны приобрести ей свадебное платье, хотя в настоящее время начинает распространяться противоположная тенденция, что его должен купить или дать на него деньги жених.

     В предсвадебной обрядности довольно прочно бытует обычай «знакомства» родственников невесты с хозяйством жениха, который наполнен большим количеством шуток, смеха и различных розыгрышей. Сохраняется в современной свадьбе и традиция проводить накануне дня заключения брака прощальный вечер у невесты. Если раньше на него традиционно приходили замужние родственницы, которые приносили с собой кашу и подарки невесте от своих мужей, то теперь в этот вечер у невесты устраивается небольшая вечеринка, на которой главную роль играют подруги невесты.

     В день свадьбы по-прежнему обязательным является обряд благословления родителями невесты с использованием традиционных атрибутов – хлеба и иконы. Соблюдается и традиция применять различные обереги, преимущественно иголки и булавки, которые втыкают в одежду молодых. Еще М. Е. Евсевьев отмечал: «Мордва в высшей степени суеверна. Всякое растройство молодых во время свадьбы приписывает действию колдунов и нечистой силы». Подобные суеверия бытует до сих пор [1]. Собранную невесту перед приездом свадебного поезда сажают за стол в одной из комнат дома. Рядом с ней, как правило, садятся подруги. Конечно, главным, определяющим обрядом этого этапа свадьбы является выкуп невесты, а его основой – огромное количество самых разнообразных конкурсов.

     Во время официальной регистрации брака, а также последующего банкета достаточно сильно проявляются веяния современной культуры – девушки пишут плакаты для размещения их в помещениях, где проводится регистрация брака и банкет. Во время застолья происходят диалоги между сторонами жениха и невесты, которые включают в себя стихотворные тексты, частично сочиненные подругами невесты, а также заимствованные с других свадеб, из книг, интернет источников и т.д. Помещения к тому же украшаются разноцветными шарами, цветами, плакатами и др.

     Жених и невеста обычно подъезжают к зданию, где предстоит бракосочетание, на украшенных легковых автомобилях. Молодых людей встречает заведующая загсом, которая приглашает их в зал. Здесь собираются родственники, друзья, коллеги молодых. Заведующая загсом произносит для виновников торжества напутственное слово. Жених и невеста расписываются в книге регистрации браков, обмениваются обручальными кольцами. Заведующая загсом объявляет жениха и невесту мужем и женой, под звуки музыки вручает новобрачным свидетельство о браке. Их поздравляют все присутствующие. Важнейшим ритуальным действием современной свадьбы после официальной регистрации брака является посещение ими памятных мест. Обычно молодожены возлагают цветы к обелиску в честь земляков, павших за Родину во время Великой Отечественной войны.

     Широко распространенным элементом современного свадебного ритуала мордвы стало венчание в церкви. Оно может проводиться как в день регистрации брака, так и перед ним или после него обычно в выходные дни – субботу, воскресенье. Это свидетельствует о высокой религиозности мордвы, что подтверждается и материалами этнографических экспедиций Мордовского университета 1995-2023 годов. Во время них были проведены опросы жителей мордовских сел по поводу их отношения к религии, где более 90 % респондентов назвали себя православными [2].

     Торжественная встреча новобрачных после регистрации брака или венчания происходит либо дома у жениха, либо в кафе, где организуется свадебное застолье. Поэтому в современной свадьбе встречать их могут как родители жениха, так и тамада. Во время этой встречи родители благословляют молодоженов иконами, а присутствующие осыпают зерном, конфетами, деньгами, чтобы их жизнь была сладкой и обеспеченной.

     В современной мордовской свадьбе по-прежнему большое значение придается хлебу как символу благополучия и богатства. Обычно это каравай домашней выпечки, который пекут специально к свадьбе. Им благословляют, либо просто встречают новобрачных родители или тамада. От каравая новобрачные отламывают, либо откусывают одновременно или по очереди. При этом считается, что у кого кусок больше, тот и будет главой семьи. Этим же караваем затем жених с невестой угощают гостей.

     Свадебное застолье, завершающее первый день свадьбы, сегодня приобрело новый характер. Это обусловлено тем, что функционирование традиции здесь определяется уже не только народной культурой, но и культурой профессиональной, специализированной. Так, в роли тамады нередко выступают профессиональные работники сферы культуры, сотрудники различных развлекательных фирм по проведению торжеств, юбилеев, презентаций, частные предприниматели, а также родственники и знакомые. Все современные ведущие свадебного застолья работают по сценарию, включающему в себя как празднично-развлекательную часть (игровую программу), так и ритуально-обрядовую (знакомство породнившихся родов, обмен подарками между новыми родственниками, обозначение нового семейного статуса членов породнившихся семей, порядок подачи блюд и др.). На мордовской свадьбе звучат преимущественно современные песни, но наряду с ними исполняются народные мордовские (на эрзянском и мокшанском языках) и русские песни, частушки, танцы под гармонь и баян. Предварительно общий ход гуляния оговаривается тамадой с молодыми и их родителями.

     Второй день свадьбы, в основном, проходит в доме родителей молодоженов. Традиционным блюдом за этим застольем является пшенная каша, которую подают в самом конце. Этот день остается наиболее насыщенным обрядами. Это, в первую очередь, обряды поиска «ярки» и испытания молодой. Поиски «ярки», как и раньше, совершают ряженые. Из испытаний молодой жены, прежде всего надо отметить те, которые были характерны и для традиционной свадьбы – определение ее хозяйственных навыков: умение готовить еду, убирать помещение, стирать и гладить белье и т.д.

     Таким образом, современная мордовская свадьба наряду со многими новыми чертами по-прежнему сохраняет немало традиционных элементов  и национальную специфику.

 

Библиографические ссылки

1. Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. – Т. 5. Историко-этнографические исследования / М. Е. Евсевьев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. – С. 93-94; Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – С. 252.

2. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX – начале XXI века / Е. Н. Мокшина; МГУ им. Н. П. Огарёва. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Саранск, 2006. – С. 210.