СОКОЛОВ В.Б.

ПРАВОВые ОСНОВы стратегического управления

продовольственными ресурсами

 

ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва»

 

Аннотация: В статье рассматривается механизм стратегического управления продовольственными ресурсами региона, как составляющая часть национальной и экономической безопасности региона.

Ключевые слова: продовольственная стратегия, продовольственные ресурсы, баланс продовольственных ресурсов.

 

Sokolov V.B.

LEGAL BASIS OF FOOD RESOURCES

STRATEGIC MANAGEMENT

 

Abstract: The article discusses the mechanism of strategic management of food resources in the region, as an integral part of national and economic security of the region.

Keywords: food strategy, food supply, balance of food resources.

 

Право на полноценное питание и на защиту от голода составляет неотъемлемую часть Международного билля о правах человека от 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Это право также закреплено в Конвенции о правах ребенка от 1989 г. и других международных правовых актах.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Право на питание относится к основополагающим правам человека, так как пища входит в систему первичных жизненных потребностей человека, обеспечивая само его существование. Поэтому в Декларации подчеркивается, что человек имеет право на такой уровень питания, который является достаточным для поддержания здоровья.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. не только указывается на фундаментальное право человека на свободу от голода, но и вменяется в обязанность государства обеспечение реализации на практике этого права.

Право на питание закреплено и в других международных правовых актах. Среди них Конвенция о предотвращении всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Женевские конвенции о защите гражданского населения во время военных конфликтов и другие.

Важнейшим международным документом универсального характера является Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1974 г. Она, в частности, гласит, что каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей [4].

В Риме 17 ноября 1996 г. состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам продовольствия. Это первое глобальное совещание глав государств и правительств после Всемирной продовольственной конференции 1974 г. по проблемам голода. Главы государств подписали Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности и план действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. В ней, в частности, сказано: "Мы подтверждаем нашу политическую волю и наше общее национальное обязательство по достижению продовольственной безопасности для всех и продолжению усилий по искоренению голода во всех странах, намереваясь не позднее чем к 2015 году вдвое снизить число недоедающих по сравнению с нынешним уровнем. Мы считаем недопустимым, что более 800 млн. человек по всему миру, особенно в развивающихся странах, не получают достаточно продуктов питания для удовлетворения своих основных продовольственных потребностей...".

Продовольственная безопасность на международном уровне, по данным ФАО, определяется объемом переходящего запаса зерна, соответствующего 60 дням его потребления (17% среднегодового потребления). Эти критерии применимы и для национального уровня обеспечения продовольственных потребностей и интересов личности и общества государством.

Таким образом, на международном уровне создана определенная правовая основа для обеспечения права каждого человека на получение достаточного питания, чтобы поддерживать и восстанавливать здоровье. Международные правовые акты по вопросам питания конкретизируются и реализуются в нормативных правовых актах на уровне национальных государств.

Экономические санкции Запада и ответные шаги российского правительства вновь привлекли внимание к проблеме стратегического управления продовольственными ресурсами. Возник вопрос о том, что важнее сегодня: развитое собственное производство и независимость от импорта или налаженная логистика и высокая конкуренция импортных поставщиков?

Государству необходимо создавать условия для роста национального потенциала производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В связи с этим требуется принципиально новая модель организационно – экономической системы формирования и использования продовольственных ресурсов страны и регионов, основанной на реализации механизма стратегического управления, которое является одним из общепринятых инструментов эффективного развития [1, с. 112-122].

Современные социально-экономические условия, характеризующиеся сложными производственными отношениями, обострением конкурентной борьбы, динамичностью внешней среды, предъявляют новые требования к развитию механизма стратегического управления. Особенности организации стратегического управления и развития его инструментов, несмотря на их возрастающую актуальность, недостаточно изучены в современной науке. В научных разработках и публикациях имеются противоречивые подходы к стратегическому управлению, поэтому требуют уточнения теоретические и методологические аспекты данной области управления [3, с. 50-56].

Стратегическое управление продовольственными ресурсами представляется как специфичный тип управления, который базируется на применении экономических, организационных, правовых и мотивационных инструментов реализации долгосрочной стратегии социально-ориентированного формирования и использования продовольственных ресурсов с учетом территориальной и отраслевой специфики регионов [5].

Долгосрочная продовольственная стратегия развития системы формирования и использования продовольственных ресурсов региона должна базироваться на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года [2, с. 2-9].

Тем не менее, Правительство заявило о намерении увеличить финансирование сельского хозяйства. По словам вице-премьера А.Дворковича, курирующего развитие АПК, основное внимание планируется уделить проектам по выращиванию крупного рогатого скота и индейки, производству молока и тепличному производству. На решение проблем импортозамещения потребуется порядка 5 лет и 40-50 млрд. руб. ежегодной господдержки. При этом пока не упоминается о немаловажном человеческом факторе. Российские села вымирают ускоренными темпами, а политика по закрытию сельских школ, оптимизации больниц и здравпунктов в совокупности с удорожанием транспортных расходов возрождению села отнюдь не способствуют.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                                     Зинина Л.И., Бурлакова О.А. Производство конкурентной сельскохозяйственной продукции: формирование стратегии развития // Проблемы теории и практики управления.  - 2010.  - №8.

2.                                     Зинина Л.И., Глухова Т.В. Организация регулирования продовольственного обеспечения региона // Региональная экономика.  - 2014.  - №8.

3.                                     Зинина Л.И., Зинин Е.М. Стратегическое управление продовольственной системой. – Саранск: Мордовский государственный университет, 2007.

4.                                     Право ВТО: теория и практика применения: Монография / Под ред. Ануфриевой Л.П. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 528 с.

5.                                     Право и институты Европейского Союза. Современный этап эволюции: Учебное пособие / Энтин Л.М., - 2-е изд., перераб. -  М.:Юр.Норма,  НИЦ ИНФРА-М,  2016. - 288 с.