ЕРЕМИНА К.Ю. 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

УСЛОВИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВЫХ НОРМ

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные общетеоретические подходы к выделению условий и критерий эффективности правовых норм. Представляются различные взгляды ученых на условия и критерии эффективности правовых норм, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: государство, право, норма права, социальная норма, условия, критерии, эффективность.

 

CONDITIONS AND CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF LEGAL NORMS

 

Abstract. The article discusses various general theoretical approaches to highlighting conditions and the criterion for the effectiveness of legal norms. Different views of scientists on the conditions and criteria for the effectiveness of legal norms are presented, their own conclusions are made on the problem under consideration.

Keywords: State, law, rule of law, social norm, conditions, criteria, effectiveness.

 

Эффективность действия правовых норм зависит от определенных субъективных и объективных условий. Такие условия являются частью как содержания права, так и его реализации. Норма права взаимосвязана и взаимозависима от общества, его развития. И само общество в этой связи создает условия для эффективной реализации и самого права в целом, и его нормы в частности.

Рассматривать условия реализации правовых норм можно по разным критериям и основаниям. Наиболее эффективным является рассмотрение возможности реализации условий через механизм реализации самого права. В этом случае, условия эффективности действия нормы права будут относиться, во-первых, к самой норме; во-вторых, к деятельности правоприменительных органов; в-третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы [1, С. 19.].

Содержательным наполнением условий реализации правовых норм в первую очередь нужно раскрывать через повышение эффективности системы законодательства. Такое рассмотрение можно определить, как проведение соотношения норм права и условий общественной жизни, в частности идеологической, социальной, экономической и др., в рамках которых они найдут свою реализацию.

Для существования эффективных условий необходимо разработать базу и механизм подготовки и принятия правовых норм. Причем все это должно быть научно обосновано, укладываться в цели и задачи российской правовой политики и обеспечивать нужды всего общества. В связи с этим становится понятна задача правовой науки – разработать систему критериев (показателей), характеризующих степень качества и совершенства принимаемых норм как в содержательном, так и в технико-юридическом смысле [2, С. 94.].

Как отмечает И.В. Шмaрoв, «критерии эффeктивнoсти нельзя смешивать с показателями, а каждому критерию эффeктивнoсти должны соответствовать определенные показатели» [3, С. 25.].

В перечисленных выше определениях понятия «эффективность» перечислены три необходимых компонента – цель, средства и результат.

Критерием оценки эффективности правовых норм являются их цели, для достижения которых была создана норма. Для правильного решения вопроса о целях необходимо исходить из общетеоретических положений о целях. Цель – это категория, обозначающая заранее предполагаемый результат сознательной деятельности человека, общества и государства в целом [4, С. 44.]. 

Цель в правовых источниках может использоваться с разным смыслом. Ей могут определять цели конкретных нормативных правовых актов, юридической помощи, юридической ответственности и т.д.

Все цели можно разделить на виды. Например, на общие и частные, промежуточные и конечные и т.д.

В юридической науке выделяют юридические и материальные цели. Все материальные цели относятся к неправовой сфере общественных отношений. А вот, юридические цели включают в себя главный компонент, собственно само право, его реализацию, соблюдение и исполнение.

Материальные цели – это такие цели, которые имеют политический, экономический и идеологический, а также другой характер, при этом возможны различные комбинации указанных целей.

Для исследования эффективности правовых норм целесообразно учитывать деление целей на предметные и функциональные, данная классификация должна в обязательном порядке учитываться при оценке эффективности права.

Цель является идеальной моделью результата, к которому стремиться законодатель. Когда данная модель претворяется в жизнь, можно говорить, о том, что достигнут положительный эффект. И чем полнее достигается такой результат, тем выше будет эффективность. Причем этот уровень эффективности может иметь равное отношение, как к правовой норме, так и к деятельности по ее применению. Это происходит потому, что при надлежащем осуществлении правоприменения реальные достоинства нормы не искажаются, не умаляются, а наступает оптимальный вариант благотворного воздействия правовых средств [5, С. 96.].

Можно достигать определенных целей различными средствами. Например, с помощью затратой ресурсов, которые обеспечат наибольшую эффективность достигаемого результата. Однако здесь необходимо учитывать, что объем затрат должны соответствовать полученным результатам.

Для достижения поставленной цели в правовом регулировании всем субъектам участвующим в этом процессе, а это и правотворцам и правоприменителям, необходимо проводить оценку инструментов и технологий обеспечивающих этот процесс.

Соотнесение средств и целей является определяющим, так как при этом конкретизируется цель. Именно в средстве своей реализации та или иная цель получает свою определенность и конкретность. Если между целью и результатом не было бы препятствий, тогда отпала бы необходимость в средствах. Средства представляют собой реакцию на возникающие препятствия.

Также, категория «эффективность» включает в себя и третью составляющую – результат. Посредством него для оценки эффективности всего правовоприменительного процесса можно судить по тем реальным последствиям, которые были достигнуты.

Результат всегда отражает какие изменения в правовом регулировании возникли в общественных отношениях, а также как изменилось поведение субъектов в процессе правоприменения.

Можно утверждать, что правоприменение имеет результат, который олицетворяет общественные отношения, всю общественную жизнь и таким образом, представляет самостоятельное явление.

Для того чтобы оценивать эффективность правоприменения необходимо изучить сам результат правоприменения и определить имеет ли он место в конкретном случае или это были иные факторы. Также необходимо выяснить, что послужило источником данного результата. И наконец, как цели и задачи повлияли на конечный результат.

Для всех правовых категорий определителем их эффективности являются объект, цель, затраты и результаты правоприменения. Эти категории определяют степень эффективности законодательных норм и их применение.

Для условий эффективности правовых норм можно назвать следующие условия:

1. Верный выбор цели регулирования. Издание той или иной нормы осуществляется для достижения определенных целей. Для получения задуманного законодатель должен четко представлять себе, что он хочет добиться путем издания той или иной нормы права. При этом цель должна быть реальной, достижимой и соответствовать уровню развития общества и государства в целом, так в связи с отсутствием социальных, экономических либо иных предпосылок не все положения норм права могут быть полностью выполнены.

2. Правильный выбор средств для достижения поставленных целей. Важно ответственно определять обязывания, запреты и дозволения.  Эти средства в полной мере должны соответствовать различным видам общественных отношений.

К числу условий, которые необходимо создавать для обеспечения эффективности правовых норм при реализации права необходимо:

– соответствующие правовые нормы должны доводиться до соответствующего адресата;

– ориентировать существующие государственные органы на реализацию нормативных предписаний;

– определить меры ответственности государственных органов за реализацию нормативных предписаний;

– обеспечить правореализационный процесс необходимыми материальными, финансовыми, кадровыми и другими ресурсами;

– обосновывать любую принятую норму идеологически.

Очень важно понимать, что не только качество принятых правовых норм влияет на их эффективность, но и соответствующие условия, в которых право реализуется.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Плохова В.И. К вопросу о понятии и критериях эффективности / В.И. Плохова // Некоторые вопросы эффективности законодательства. – 2013. – № 9. – С. 19.

2.     Шаргородский М.Д Наказание, его цели и эффективность / М.Д. Шаргородский / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. – 160 с.

3.     Шмaрoв И.В. Критерии эффективности / И.В. Шмaрoв // Право и закон. – 2012. – № 5. – С. 25.

4.     Эффективность действия правовых норм / [Пашков А.С., Явич Л.С., Спиридонов Л.И. и др.; Редкол: проф. Пашков А.С. (отв. ред.) и др.]; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова, Науч.-исслед. ин-т комплексных социальных исследований. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. – 143 с.

5.     Проблемы эффективности способов правоприменения в механизме реализации прав человека // Khakhalev K.R. Способы правоприменения в механизме реализации прав человека. – М.: Издательство: АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права». – 2015. – С. 95-113.