ЕМЕЛЬКИНА И.А.

НЕДВИЖИМЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ, ИМЕЮЩИЕ ОСОБУЮ КУЛЬТУРНУЮ И ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ

ДЛЯ ФИННО-УГОРСКОГО НАРОДА

(НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО НАРОДА)

 

Ученая степень, ученое звание: доктор юридических наук, доцент.

Место работы, должность: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева», зав. кафедрой гражданского права и процесса.

E-mail: iemelkina@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей правового режима недвижимых памятников истории и культуры, имеющих особую культурную и историческую ценность для финно-угорского народа России (на примере мордовского народа) определения их понятия, видов, правовой охраны по законодательству Российской Федерации.

Ключевые слова: памятники истории и культуры, культурное наследие, финно-угорские народы, мордовский народ, памятники архитектуры, археологии, правовой режим, реестр прав, недвижимое имущество.

 

EMELKINA I.A.

CONCEPT AND TYPES OF IMMOVABLE MONUMENTS OF HISTORY AND CULTURE OF PARTICULAR CULTURAL AND HISTORICAL VALUE

TO THE FINNO-UGRIC PEOPLES OF RUSSIA

(ON THE EXAMPLE OF THE MORDOVIAN PEOPLE)

                           

Abstract. This article analyzes the features of the legal regime of immovable monuments of history and culture of particular cultural and historical value to the Finno-Ugric peoples of Russia (on the example of the Mordovian people) to determine their concepts, forms, legal protection under the laws of the Russian Federation.

Keywords: Historical and cultural monuments, cultural heritage, Finno-Ugric peoples, Mordovia people, monuments, archeology, legal regime, the registry law, real estate property.

 

В современной науке проводятся разнообразные исследования памятников истории и культуры, в том числе и финно-угорских народов  –  этнографические, археологические, исторические, культуроведческие и др. Исследования правового характера памятников истории и культуры, а точнее, определения их понятия как правовой категории, особенностей правового режима, правовой охраны встречаются не очень часто, и в основном сводятся к изучению общих характеристик, без учета их историко-культурного значения для отдельных народов, наций и этносов. Исследование современного состояния правовой охраны памятников истории и культуры, имеющих историческую и культурную ценность для финно-угорского народа, т.е. его культурного наследия до настоящего времени не проводилось.

С одной стороны, исследования правового регулирования отношений по поводу охраны объектов культурного наследия народов России осуществляются относительно всего российского народа, поскольку согласно Конституции Российской Федерации российский народ – носитель власти в нашей стране, и достаточно сложно определить для какого народа более важен и значим тот или иной памятник истории и культуры.

С другой стороны, изучение культурного наследия отдельных малых и коренных народов весьма актуально, поскольку проблема исчезновения отдельных народов России, в том числе и финно-угорского народа сегодня представляется весьма животрепещущей. Парламентской Ассамблеей Совета Европы в Резолюции 1998 года «Культура уральских национальных меньшинств под угрозой» (Резолюция 1171 (1998)) [1] отмечается, что в настоящее время финно-угорский народ на грани исчезновения и приводятся следующие данные. Пункты 1-2 Резолюции закрепляют, что более 23 миллионов человек в мире говорят на уральских языках и, по данным переписи 1989 г., почти 3,3 миллиона из них живут в России и являются меньшинствами. Не все из них регулярно пользуются своим родным языком. Ассамблея обеспокоена угрожающим состоянием уральских языков и культур в России. Существует ряд факторов, которые свидетельствует не только о постепенном сокращении финно-угорских народов, и как следствии – уничтожения их богатой и разнообразной культуры [2].

Поэтому правовая охрана национальной самобытности, языка, культуры, традиций наций и этносов направлена в первую очередь на сохранение коренных и малых народов. Важнейшей составляющей данного является выявление и охрана недвижимых памятников истории и культуры, которые выступают подлинными доказательствами культуры народов, подтверждают отдельные факты из истории развития финно-угорского народа.

Вошедшее в юридическую лексику выражение «культурное наследие народов России» не следует понимать в прямом значении слова, т.е. как принадлежность на праве собственности собственность культурных ценностей, недвижимых памятников истории и культуры народам России. В соответствии с п.2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в России возможны частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия народов (памятниках истории и культуры) Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Таким образом, как таковой «народной собственности», в том числе, и собственности какого либо народа, этноса, в том числе и финно-угорского народа закон не предусматривает.

 Категория «культурное наследие финно-угорского народа» следует рассматривать в самом широком значении слова. В данном случае не идет речь о праве собственности финно-угорского народа на недвижимые памятники истории и культуры, а об участии в отношениях по поводу охраны таких объектов культурного наследия, которые имеют культурную и историческую ценность для финно-угорского народа.

 Финно-угорские народы как народы одной языковой группы, участвуют в отношениях по охране культурного наследия, имеющего для составляющих данный народ этносов особую культурную и историческую ценность, опосредованно:

через некоммерческие организации – ассоциации (например, Ассоциацию финно-угорских народов России), общественные организации (Общественное молодежное финно-угорское движение), Национально-культурные  автономии союзы и др.;

коммерческие организации, например, хозяйственные общества, производственные кооперативы по производству продукции народно-прикладного творчества; а также государственные и муниципальные учреждения и органы власти. На сегодняшний день насчитывается боле 68 разнообразных организационных правовых форм некоммерческих организаций, участвующих в финно-угорском движении России.

Могут ли финно-угорские организации как юридические лица быть собственниками объектов культурного наследия? Потенциально, да. В настоящее время закон не запрещает иметь в собственности отдельные памятники истории и культуры, с обременением особым охранным обязательством. В реальной жизни финно-угорские организации как правило не обладают правом собственности на объекты культурного наследия, что обусловлено, прежде всего, тем обстоятельством, что недвижимые объекты культурного наследия финно-угров представляются давно выявленными (древние городища мордвы, крепостные стены, могильники и т.п.)  и, находящиеся в публичной собственности. Более того, поскольку подобные объекты являются памятниками археологии, согласно ст. ФЗ от 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» археологические не подлежат передаче из государственной собственности в частную.

Понятие объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) вытекает из Федерального закона от 25 июня 2002 г. №72 -ФЗ г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации",  который к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации  относит объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

  Поэтому под правовой категорией  «недвижимые объекты культурного наследия финно-угорских народов» следует понимать объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры финно-угорского народа.

Правовая связь финно-угорского народа с объектами культурного наследия состоит не в возможности финно-угорского народа, впрочем, как и любого другого народа Российской Федерации  иметь право собственности на недвижимые памятники истории и культуры, а в праве на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности народов и иных этнических общностей.

В соответствии с п. 1. Ст. 20  Федерального закона 9 октября 1992 г. N 3612-I  «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Российская Федерация гарантирует всем народам Российской Федерации равные социальные, экономические, политические и национально-культурные права. Равноправие народов Российской Федерации обеспечивается равными возможностями их участия в управлении делами общества и государства, распоряжении природными ресурсами, сохранении и развитии исторической, национальной, культурной и языковой самобытности.

В целях обеспечения этих прав народы и иные этнические общности могут: создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование; разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;  заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры и др.

Как уже отмечалось, финно-угорские народы, не обладают самостоятельной правосубъектностью, в том числе и возможностью иметь право собственности на недвижимые памятники истории и культуры. Согласно п.2 ст.8 Конституции в Российской федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Мы не найдем в законодательстве положений о ведение специального реестра объектов культурного наследия финно-угорского народа. Однако, возможность создания такого реестра не запрещается, он может быть создан по волеизъявлению финно-угорского народа, например через некоммерческую организацию или граждан. Очевидно, что в случае создания такого реестра он не будет иметь официальной обязательной силы для третьих ли. Его значение будет состоять в распространении информации об объектах культурного наследия финно-угров, т.е. будет нести информационный характер. Более того, достоверность сведений может вызвать сомнения. Конечно, его значение нельзя сравнивать с предусмотренным законом единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Согласно ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия» в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра.

 Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации:

 об объектах культурного наследия и их территориях,

а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности,

иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [3].

Согласно Паспорту культурной жизни Республики Мордовия за 2014 г., размещенном на сайте Министерства культуры и туризма  Республики Мордовия  (Раздел «Недвижимые памятники истории и культуры и исторические места») в Республике Мордовия поставлено на государственную охрану 855 памятников архитектуры, истории и культуры, в том числе 100 – федерального значения. [4].

Состав недвижимых памятников по основным типологическим группировкам – памятники архитектуры и градостроительства – 129 из них 23 федерального значения, памятники археологии - 68, памятники истории – 545 из них 8 федерального значения, памятники искусства – 113, в том числе 1 федерального значения

По имеющимся данным из общего количества поставленных на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры передано: в собственность Республики Мордовия – 37, муниципальную собственность – 128, иные виды собственности – 68; находится в пользовании – учреждений культуры – 15, религиозных организаций – 65, юридических лиц – 123, физических лиц – 10.

В соответствии с Перечнем недвижимых памятников истории и культуры Российской Федерации размещенном на сайте Министерства культуры Российской Федерации 14 ноября  за 2014 г. по Республике Мордовия внесено 1178 записей по недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе  памятники археологии, истории, монументального искусства и памятники архитектуры (номера 17376 по 18553, код памятников для Республики Мордовии 1,3 Е+0,9 в реестре). Согласно сведениям Перечня, недвижимые памятники истории и культуры Республики Мордовия имеют федерального значения, часть памятников – регионального значения [5].

Министерство культуры не обозначает данный перечень как Государственный реестр объектов культурного наследия Российской федерации. И, это справедливо, поскольку, многим признакам данный перечень не содержит основных требований, предъявляемых к государственному реестру.  Каждому объекту присваивается свой идентификационный номер, субъекты Российской федерации имеют индивидуальный код памятника и код ансамбля.

В данном Перечне содержатся следующие сведения: о наименовании объекта, месте нахождения, основания охраны, категория (федеральная, региональная), типология (памятники архитектуры, археологии, истории, монументального искусства), состояния, даты создания.

Наряду с сформулированным выводом о том, что финно-угорские народы не имеют право собственности на недвижимые памятники культурного наследия, можно сделать еще одно утверждение.

Представляется, что признание перечисленных выше недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории Республики Мордовия исключительно культурным наследием финно-угорского народа является не совсем верным. Дело в том, что на территории Мордовии проживают и другие этносы, для которых данные памятники истории и культуры представляют также определенную культурную и историческую ценность. Несомненно, определенные памятники археологии, истории, архитектуры, монументального искусства обладают для этносов финно-угорской группы особой исторической и культурной ценностью, и они, как правило, не представляют большого интереса для других народов России. Древние городища, могильники, курганы, которые свидетельствуют о жизни мордовских племен, имеющих свои особые украшения, одежду, оружие, особенности устройства жилища, пищи, религиозных верований, обрядов и традиций имеет особое значение именно для мордовского народа и, соответственно, такие объекты можно признать культурным наследием финно-угорского народа, а часть нет. При этом, категория «культурное наследие финно-угорского народа» нельзя рассматривать как правовую категорию, имеющую юридическое содержание. Говоря о «культурном наследии финно-угорского народа» следует иметь ввиду недвижимые памятники истории и культуры, находящиеся в государственной, муниципальной, а в случаях, предусмотренных законом и частной собственности, которые обладают исторической и культурной ценностью для народов финно-угорской языковой группы.

Перечислим критерии, по которым можно отнести недвижимый памятник культуры к наследию определенного народа или этносу.

Во-первых, это объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате определенных исторических событий.

 Во-вторых, указанные объекты должны представлять собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры

В-третьих, данные объекты должны являться свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры финно-угорского народа.

Научные исследования авторитетных мордовских историков, этнографов содержат весьма интересные материалы о зарождении и развитии культуры мордовского народа как части финно-угорского народа. В качестве аргументации своих научных выводов мордовские ученые ссылаются на подлинные материалы по результатам проведенных археологических раскопок и обнаружения объектов быта, одежды, украшений, оружия финно-угров в ту или иную эпоху.

Исходя из представленных признаков, можно заключить то, что включенные в единый для всей России Перечень недвижимых памятников истории культуры памятники археологии (древние городища, стоянки, могильники, курганы и др.) представляют собой ценность для мордовского нарда с точки зрения, как истории, так и археологии, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, а в отдельных случаях и архитектуры, градостроительства.

Они также являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры финно-угорского народа. В частности, обнаруженные в Кельгиниском могильнике Республики Мордовия металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича (старшего сына Владимира Святославовича), занимавшего новгородский стол с конца 980-х гг. до1010 г., являвшиеся своего рода верительными грамотами, выдававшимися княжеским должностным лицам позволило ученым сделать важнейший вывод о том, что западные районы мордовского края находились в сфере «юрисдикции» русской княжеской администрации на этих землях [6, с. 34] Кроме того, об активной политике русских князей в мордовских землях X-XI вв. свидетельствуют и распространение в этом крае предметов русского дружинного вооружения, в том числе двулезвийных каролингских мечей [7, с.34].  По утверждению исследователей находки такого оружия на периферии Древней Руси связаны с начавшимся процессом феодального освоения земель [8, с.34].

Приведем и другие интересные примеры подтверждения археологическими материалами конкретных исторических событий из истории зарождения мордвы как нации, ее культуры, самобытности, языка.  Подобные доказательства свидетельствует о наличие квалифицирующего признака (юридического основания) для отнесения того или иного памятника археологии, во-первых,  к объектам культурного наследия, и, во-вторых,  памятникам истории и культуры, дающих информацию о жизни, быте, традициях, религии, культуре мордвы как финно-угров на различных этапах развития (как правило, в древности).

На территории Республики Мордовии обнаружены 10 мезолитических стоянок (на р.Мокша в Краснослободском районе республики Мордовия найдены останки небольшого мезолитического жилья на стоянке Зарека. [8, с.25]. Орудия из кремневых пластин обнаружены на стоянке у пос. Клюквенного в том же районе и в с. Волгапино в Ковылкинском районе. К позднему мезолиту относится ряд стоянок, расположенных в Теньгушевском и Зубово-полянских районах Мордовии. Ученые утверждают, что на территории Мордовии первые крупные первобытные коллективы появились с VIII до VI тыс. до н.э. [9, с.25].  Согласно Перечню недвижимых памятников истории и культуры, Памятник археологии Волгапинское городище относится к тыс. до нашей эры [10, с.26]. Историки и археологи также утверждают, что мордовская культура существует уже на протяжении 1800 лет [11, с.35].

Наблюдения археологов за керамикой позволили установить, что «на «заре неолита» земельное пространство современной Мордовии заселяли племена, пришедшие с различных территорий. Всего обнаружено более 40 стоянок, расположенных в бассейнах крупных и малых рек (оз. Имерка Зубово-полянского района, пос. Клюквенного Краснослободского района и др.) [12, с.26].

Изучение памятников археологии, находящихся на территории Мордовии, позволили ученым разделить эволюцию мордовского народа и его быт, жилище, орудия в разные эпохи: эпоха неолита, эпоха бронзы, фатьяновской культуры, срубной культуры, городецкой культуры [13, с. С.28-33].

Любопытно заметить, что доказательство того, на территории Мордовии жили племена городецкой культуры (по наименованию с. Городец Рязанской области), возле которого было найдено их первое городище. В Мордовии до настоящего времени сохранилось большое число городищ данного периода [12, с.30].

Весьма интересные факты из истории мордовского народа подтверждают находки Андреевского кургана - памятника археологии начала 1 тыс. нашей эры. Археологические находки в составе Андреевского кургана: могильники, воинское снаряжение (меч, кольчуга, шлем, кинжал, колчан со стрелами свидетельствуют о проникновении на территорию Мордовии кочевых племен сарматов). Ученые сделали вывод о том, что «предками древней мордвы были племена городецкой культуры и, в определенной степени, сарматы. Первые из них являлись местными финно-угорскими племенами, которые проживали по всей территории формирования древнемордовской культуры. Вторые были пришлыми, скорее всего, иранского происхождения; постепенно они слились с местными племенами и приняли участие в формировании мордовского народа) [15, с.30-33].

Археологические раскопки позволили ученым определить и территории, где обитала древняя мордва, по найденным украшениям, свойственным мордовскому народу – особая височная подвеска, сделанная из бронзы или серебра, украшавшая головной убор мордовских женщин (подвеска представляла собой стержень, обмотанный тонкой проволокой с грузиком на нижнем конце и спиралью на верхнем) [12, с.35].

Таким образом, перечисленные аргументы позволяют сделать вывод о том, что памятники археологии на территории Мордовии имеют все признаки недвижимых памятников истории и культуры и представляют для мордовского нарда историческую и культурную ценность, свидетельствуют о зарождении мордвы как финно-угорского народа, на территории нынешней Мордовии.

Итак, если памятники археологии напрямую свидетельствуют об определенных фактах из жизни мордвы, то другие более поздние памятники археологии, архитектуры, истории, монументального искусства (например, Оборонительная черта XVII в, «Пугачевская» палатка, с крыльца на  которой Емельян Пугачев выступал перед жителями города и войсками, обелиски воинам Великой отечественной фоны и др.), внесенные в Перечень объектов культурного наследия народов Российской Федерации, не содержат прямой информации о зарождении культуры и быта мордвы. Могут ли они быть признаны культурным наследием финно-угорских народов?   Отрицательный ответ на данный вопрос был бы неверным.

Очевидно, что памятники истории и культуры других типов (архитектуры, истории, монументального искусства), как правило, не содержат специальной информации о финно-угорском народе. Однако они также являются свидетельствами бытия мордвы, развития его культуры, участия в политической жизни России и конкретных исторических событиях. Так в частности, дворянские усадьбы (например, усадьба Макара Полянского, усадьба Н.П. Огарева, Усадьба помещика И.А.Арапова, многочисленные купечески лавки, купеческие торговые дома как памятники архитектуры) свидетельствует о наличие дворянских наделов на мордовских землях, о распространении русской культуры на территории Мордовии, ассимиляции мордовского народа с русским народом (своеобразной рецепции  обычаев, обрядов русского народа с сохранением богатейшего своего мордовского культурного наследия). О принятии русской культуры в архитектуре мордовских жилищ свидетельствуют и памятники архитектуры, купеческие дома, флигели, ограды с башнями и др. начала 19-20 столетия.

Об активном участи мордовского народа в гражданских войнах под предводительством С.Разина, а потом и Е.Пугачева (18 век) свидетельствуют такие памятники археологии как земляные валы, крепостные стены, засечные слободы и др.

Таким образом, можно сформулировать ряд выводов.

Финно-угорские регионы имеют богатое историко-культурное наследие, что обусловлено историческими условиями зарождения и эволюции финно-угорских этносов, богатством национальных традиций, обычаев, обрядов финно-угров, наличием фундаментальных исторических и этнографических исследований культуры финно-угров, особой государственной охраной многочисленных памятников истории и культуры.

В данном случае не идет речь о праве собственности финно-угорского народа на недвижимые памятники истории и культуры, а об участии в отношениях по поводу охраны таких объектов культурного наследия, которые имеют культурную и историческую ценность для финно-угорского народа.

Сформированный Министерством культуры Российской Федерации Перечень недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) содержит огромное количество памятников истории и культуры, которые можно отнести к наследию финно-угорских народов (т.к. имеют для него культурную и историческую ценность). Исходя из данного Перечня недвижимые памятники истории и культуры финно-угорского народов можно разделить на следующие виды; памятники архитектуры (городища, стоянки, могильники, курганы и др.); памятники истории (крепостные валы, крепостные стены, засечные слободы и др.); памятники монументального искусства (обелиски и др.), памятники архитектуры (здания купеческих домов, здания бывших поместий, торговых лавок и др.).

Наряду с тем, что данные объекты имеют статус памятников истории и культуры, они признаются законом объектами недвижимого имущества, в связи с чем, сведения о них как объектах истории и культуры подлежат внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Кром того, в реестр вносятся и сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, и другие недвижимые объекты, на которых расположены данные памятники истории и культуры.

             

 ЛИТЕРАТУРА

1.  Резолюция 1171 (1989). Культуры уральских национальных меньшинств в опасности (на англ. яз). URL:  http://www.suri.ee/doc/reso_1171.html.

2. Там же.

3. Приказ Министерства культуры РФ от 3 октября 2011 г. N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".  Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2011 г. Регистрационный N 22670 Приказ Минкультуры России от 3 июня 2014 г. N 966.

4.  См.: Паспорт культурной жизни Республики Мордовия за 2014 г.                                 URL: http://www.mkrm.ru/index.php?id=706.

5. Перечень недвижимых памятников истории и культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/opendata/ (Сайт Министерства культуры Российской Федерации).

6. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / (сост. С.С.Маркова); под общ. Ред. Н. П. Макаркина. Изд. 3-е. изд. Саранск, 2012. -720 с.

7.   Там же

8.  Там же.

9. Мордовия в истории России: дорогами тысячелетия / под ред. Н. М. Арсентьева, Саранск, 2012. – С.25. - 596 с.

10. Там же.

11. Там же.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.