НАЙДА В.Д.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» студентка кафедры теории и истории государства и права юридического факультета.

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОЛЬТЕРА

 

Аннотация. В статье говорится о политических правовых учениях Вольтера. Анализируя его основные труды в основе которых лежит построение и развитие государства и права. Особо внимание уделяет принципу равенства людей перед законодательством.

Ключевые слова: Политические взгляды, государство, право, принцип равенства перед законодательством, принцип частной собственности.

 

NAYDA V.D.

 

VOLTAIRE'S POLITICAL AND LEGAL TEACHINGS

 

Abstract. The article talks about the political legal teachings of Voltaire. Analyzing his main works, which are based on the structure and development of the state and law. Particular attention is paid to the principle of equality of people before the law.

Keywords: Political views, state, law, principle of equality before legislation, principle of private property.

 

История политических и правовых учений относится к историко-теоретическим наукам о государстве и праве. Ее ведущей задачей считается изучить содержание и исторические развития наиболее значительных политико-правовых концепций, идей и взглядов.

В рамках философии и истории политических и правовых учений существуют различное количество взглядов таких историков-философов как к примеру, цивилизация во взорах мыслителей И. Гердера «Образ жизни народа. Духовный прогресс человечества», Ж.Ж. Руссо «Приобретение осмысленным существом возможности назначать цели, метод самореализации, И. Гете «Богатство познаний, эстетическое и умственное развитие», Ф. Вольтер «Политические взгляды». А еще культура во взглядах всевозможных мыслителей это главные идеи: А.Тойнби «Конкретный исторический тип общества», Ф. Шеллинга «Синоним мнения «культура».

В представленной работе хотелось бы рассмотреть политические и правовые взгляды Франсуа Мари Аруэ Вольтера. О величавом историке, философе, писателе, мыслителе и поэте было написано большое количество книжек и статей. Вольтер Франсуа Мари Аруэ годы жизни 1694-1778 гг., он является одним из вождей Просвещения. За все свое творения, в коих он ярко сказался его подлинно французский нрав Вольтеру многократно довелось быть заключенным в Бастилии. Вольтера изгоняли из Франции, его сочинения приговорили к сожжению – а он на равных переписывался с могущественными монархами, вершителями судеб христианского мира[1].

Рассматривая произведения Вольтера, к примеру, таких как: «Философские письма» писал о современных по сопоставлению с французскими общественных порядках и политических учреждениях Англии. Вольтер выступал напротив деспотической власти, против феодально-сословного неравенства, нетерпимости и религиозных гонений, практиковавшихся в то время на его родине. Это произведение запретили, а сам создать поселился в Лотарингии, дабы избежать наказания (санкции). Следующее произведение, поэма «Светский человек» было воспринято еще более отрицательно. В очередной раз Вольтер вынужден был бежать. В начале Вольтер уехал в Голландию, а позднее поселился в Берлине. Здесь свободомыслие Вольтера также не нашло места, ему в очередной раз пришлось уехать в Швейцарию.

В конце концов, писатель обосновался, купил три имения, владел несколькими мастерскими. Вольтер завел дружбу с могущественными монархами мира – Екатериной II, Фридрихом II, Густавом, Людовиком XV и Людовиком XVI.

Основные направления взглядов Вольтера (особенности):

1.                Вольтер был сторонником (приверженцем) деизма;

2.                Вольтер боролся против крепостничества;

3.                Выступал за равенство людей перед законодательством, свободу слова, отмену сословных преимуществ;

4.                Он считался приверженцем просвещённого абсолютизма.

 Просветитель отстаивал такой общественный порядок, в основе которого лежат принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности.

В его трудах, решается вопрос о путях осуществления выше названных перечисленных принципов. Данный вопрос, он считал особо важным, уделял ему достаточно большое внимания, но испытывая колебания между реформой и революцией, опасаясь активных действий народных низов. Просветитель высказал достаточно большой ряд противоречивых суждений и до конца жизни так и не пришел к окончательному решению[2]. Осуществление основных политических принципов, он считал возможным и при монархии, и при республике. Важно отметить, что, отстаивая свои излюбленные политические идеалы, Вольтер не придавал значения аргументам, заимствованным из теории естественного права и редко обращался к теории общественного договора.
         При этом стоит отметить, один  из главных принципов политического трактата Вольтера - принцип равенства. В его трудах деятели различают философскую и практическую постановку вопроса о равенстве. Необходимость такого различения определяется стилем политического мышления Вольтера. Он считал, что философские истины следует «взвешивать на весах политики»[3]. В результате такого взвешивания Вольтер нередко приходил к выводу, что конкретная истина в разбираемых условиях не полезна для общества или допустимо лишь, неполное ее осуществление в практической жизни. Свою позицию Вольтер оправдывал ссылкой на несовершенство человека и человечества в целом.

Просветитель также выделял принцип частной собственности, он считал это важным условием обустроенного общества. Также еще стоял за буржуазные публичные порядки, которые обязаны были заменить крепостничество, тормозившее последующее финансовое становление Франции[4].

 Одна из известнейших философских работ Вольера Вольтера – «Проблемы Энциклопедии».

Он написал более 28 трагедий. К примеру, «Эдип», «Цезарь», «Магомет», «Семирамида». Между иных популярных произведений Вольтера – «Задиг или же судьба», «Кандид».

Таким образом, социально-политические взгляды Вольтера имеют ярко выраженную антифеодальную направленность. Он боролся против крепостничества, выступал за равенство и т.д. Но критику личной собственности отторгал, пологая неминуемый дележ общества на богатых и бедных. Об этом он писал в всех научных трактатах, с поддержкой которого, он пробовал доказать собственные взгляды.

Вольтер – приверженец просвещенного абсолютизма. Он считал, что собственно король, обладающий просвещенными взглядами, может реализовать всю намеченную им программу реформ.

Первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия появляется позже в итоге покорения и возвышения военного предводителя. Соглашаясь примириться с монархией, Вольтер ограничивался притязанием реформ, которые были бы направлены на устранение основных феодальных институтов. Он добивался ликвидации преимущества духовенства, упразднения тех особенных церковных судов, которые действовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния, которая обязана, выполняться органами государства[5].

Вольтер, предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, ликвидировать таможни, находящиеся внутри Франции, на границах больших феодальных владений. Как и многие другие мыслители собственного времени, Вольтер воспользовался для критики мыслью естественного права. Когда он упоминал о равенстве, имел в виду не формальное равенство перед законодательством, то есть отмену феодальных преимуществ и установление равной для всех гражданской правоспособности.

Из вышесказанного можно сделать вывод и согласится с тем, что Вольтер влиял на общество самыми разнообразными способами, так как выступал в литературе в качестве поэта, философа, публициста, критика и историка. После себя Вольтер оставил великое множество поэм, трагедий, од, повестей, трактаты, исторические работы и так далее. К тому же, в личном характере Вольтера, в нравственных качествах были значительные недостатки, весьма часто понижавшие его величие и негативно гармонировали с его замечательным умом.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.                Вольтер Ф. М. А. Философские тракты и диалоги /                                  Ф. М. А. Вольтер. – М.: Эксмо, 2005. – 432 с.

2.                Засулич В. И. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность / В. И. Засулич. –  М.: Наука, 1907. – 362 с.

3.                Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / В. Н. Кузнецов. – М.: Наука, 1988. – 751 с.

4.                Марченко М. Н. История политических и правовых учений /            М. Н. Марченко. – М.: ИНФРА-М., 2017. – 656 с.

5.                Шахова А. Вольтер и его время / А. Шахова.  СПб., 1907. – 348 с.

 

 



[1] Засулич В. И. Вольтер. Его жизнь и литературная деятельность / В. И. Засулич. –  М., 1907 – С. 127.

 

[2] Кузнецов В. Н. Философское творчество Вольтера и современность / В. Н. Кузнецов. – М., 1988. – С.209.

 

[3] Марченко М. Н. История политических и правовых учений / М. Н. Марченко. – М., 2017. – С. 199.

[4] Вольтер Ф. М. А. Философские тракты и диалоги / Ф. М. А. Вольтер. – М., 2005. – С. 311.

 

[5] Шахова А. Вольтер и его время / А. Шахова.  СПб., 1907. – С 215.