Паркина А. В.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант юридического факультета.

 

ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА ПИТИРИМА АЛЕКСАНДРОВИЧА СОРОКИНА

 

Аннотация работы: В настоящей статье дана характеристика идеациональной теории права Питирима Александровича Сорокина на основе его научных трудов, в том числе рассматриваются основные положения идеациональной теории права и взгляды Питирима Александровича Сорокина в целом на право.

Ключевые слова: Питирим Александрович Сорокин, идеациональная теория права, идеациональная этика, идеациональное право, интуитивное право

 

Parkina A.V.

 

IDEATIONAL THEORY OF LAW PITIRIM ALEXANDROVICH SOROKIN

 

Abstract. This article describes the ideational theory of law of Pitirim Alexandrovich Sorokin on the basis of his scientific works, including the main provisions of the ideational theory of law and the view of Pitirim Alexandrovich Sorokin in General on the law.

Keywords: Pitirim A. Sorokin, ideational theory of law, ideational ethics, ideational law, intuitive law

 

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – известный русский социолог, мыслитель, правовед. После эмиграции в 1923 году в Соединенные штаты Америки Питирим Александрович Сорокин создал собственное направление в социологии – интегральную социологию, являющуюся его собственным направлением в социологии и включающим в себя все достижения философии, психологии, юриспруденции, этики и культурологии.

В научном наследии Питирима Александровича Сорокина помимо многочисленных статей, монографий по истории социологии, выделяются прежде всего две  монографии – вышедшая в 1928 году (второе издание в 1964 году) «Современные социологические теории» и ее продолжение, опубликованное в 1966 году «Социологические теории сегодня», где Питирим Александрович Сорокин раскрывает свое понимание права, тенденции его развития и основные постулаты идеациональной концепции права, основателем которой он и является.

Право он рассматривал в контексте собственной социологической теории как форму социального контроля, наряду с моралью и религией способствующую упорядочиванию социальных взаимодействий[1]. Таким образом понимание права Питиримом Александровичем Сорокиным является подобным естественно-правовым доктринам и основывается на существовании права в вечном раздвоении (дуализме), а не как данной единой сферой[2].

По мнению Питирима Александровича Сорокина, право состоит:

-     из определенных (императивно-атрибутивных) психологических переживаний;

-     определенных символов, правовых учреждений; зданий суда и т.д., объективирующих первую категорию явлений, и т.д.[3]

Интуитивное право представлено в первичном психологическом пласте правовых явлений, а позитивное право относится ко второму, социологическому пласту, однако оно не является единственным правовым явлением, так как естественное право как метафизическая инстанция, надэмпирический феномен к явлению эмпирическому также находится в этом пласте.

Кризис юридического позитивизма, по мнению Питирима Александровича Сорокина, обусловлен отсутствием мировоззрения, что и приводит к абсолютизации юридической формы и отрицанию ценностного содержания в праве[4]. В связи с этим возродиться право имеет возможность на почве нового мировоззрения, иррационального и живого, проникнутого началами космизма. И на основе нового мировоззрения Питирим Александрович Сорокин указывал на необходимость человечеству совершенно иного и ценностного юридического мировоззрения.

Замену позитивистских конструкций системами морали и права, воплощающими именно метафизические ценности, Питирим Александрович Сорокин считал естественным выходом из современного кризиса права и правосознания. По его мнению, в современном обществе наступил невероятный упадок «чувственных» правовых норм, т.е. норм, ориентированных в рафинированной или грубой форме на чувственное счастье, наслаждение, полезность, комфортность как на ценности[5].

Таким образом, анализируя историю человечества, мораль и право всех народов, Питирим Александрович Сорокин рассматривал критерии правового прогресса и обращал внимание, что прямо или косвенно, в различных терминах, хорошим и должным поведением по адресу «ближних» считали поведение, совпадающее с заповедью любви и солидарности, поведение, полезное для группы, а не поведение, руководствующееся заветом ненависти к ближнем, причинения ему вреда[6].

Системы права, ориентированные не на чувственное счастье или удовольствие, а на единение человека с Богом, Абсолютом, сверхъестественным, сверхчувственным миром, которые преобладали в древности и в эпоху Средневековья, Питирим Александрович Сорокин называет идеациональными. Идеациональное право не руководствуется целью получения выгоды, пользы или же целесообразности, благополучия в производстве, обмене, потреблении экономических ценностей. Идеациональный закон запрещает или сдерживает принудительные отношения между индивидами и группами, он еще предписывает людям быть братьями, альтруистами, сострадательными, щедрыми и т.д., так как все люди – дети Бога[7]. В таких обществах, управляемых идеациональным законом, явно или скрыто политический режим является теократическим (средневековая Европа, браминская и индуистская Индия, Тибете, законы раннеархаических Рима и Греции).

Питирим Александрович Сорокин писал: «Когда общество освобождается от Бога и от Абсолюта и отрицает все связующие его моральные императивы, то единственной действенной силой остается только физическая сила»[8].

Стоит отметить, что правовые взгляды Питирима Александровича Сорокина следует рассматривать в контексте его общего негативного отношения к упадку современной цивилизации. Питирим Александрович Сорокин полагает, что любое интегрированное общество имеет этические идеалы и ценности как наивысшее воплощение его этического сознания. Точно так же любое общество обладает своими законодательными нормами, которые определяют, какие формы поведения ожидаются, требуются и допускаются со стороны его членов, а какие запрещаются и наказываются. Этические идеалы и юридические нормы в обобщенном виде создают идеациональную, чувственную и идеалистическую системы этики и права[9].

Чувственная этика и чувственное право в современном обществе подмяты философией утилитаризма, гедонизма, релятивизма, что обусловило их девальвацию. Культ насилия и бездумного соперничества между людьми является ярким проявлением этого кризиса. Они привели к трагедии человека чувственного общества: «Лишая человека всего божественного, чувственное умонастроение, этика и право понизили его до уровня электронно-протонового комплекса и рефлекторного механизма, не имеющего никакой святости и телоса»[10].

Нынешнее право вернуть человеку его святость, его истинную цель и этика уже не в состоянии, ибо сами зашли в тупик. По мнению Питирима Александровича Сорокина, «без перехода к идеациональной этике и праву, без новой абсолютизации и универсализации ценностей общество не сможет избежать этого тупика. Таков вердикт истории в отношении прошлых кризисов чувственной этики и права, и таким должен быть приговор в отношении настоящего кризиса»[11]. В связи с этим дать эффект некоторой «депрагматизации» права способен каждый шаг по пути повышения «моральности права», укрепления его нравственного фундамента, однако этого недостаточно.

Также сущность государства Питирим Александрович Сорокин раскрывает в более поздних своих работах[12], в частности, отмечает, что наличие принудительной власти не является отличительным признаком государства: «Не является специфической чертой государства наличность принудительной власти, стоящей над населением, и принудительных мер, практикуемых ею для сохранения «государственного порядка»[13].

Не вызывает сомнений потребность в новом ценностном юридическом мировоззрении. Однако оно не будет чисто идеациональным, как полагал Питирим Александрович Сорокин, т.е. основанным на абсолютах, сверхчувственных ценностях, а в нем найдут свое выражение и эмпирические начала (формальное равноправие, выгода, надлежащие процедуры) и метафизические истины (добро, справедливость), которые до сих пор вместе плохо уживались. Речь идет об их глубоком взаимопроникновении и взаимном обогащении[14].

Таким образом труды ученого уникальны за счет широты обобщений, и огромным количеством гипотез, выдвигаемых им. Также стоит отметить, его новая теория представляет собой лишь немого новый и более сложный вариант социологического идеализма. А ориентированность на синтез является некой творческой изюминкой Сорокина и определила структуру его научного творчества.


ЛИТЕРАТУРА

 

1           Курач Т. Л. Государство и право в системе социологии Питирима Сорокина /  Т. Л. Курач // Наследие. – 2011. – № 1. – С. 142-150.

2           Лазарев В. В. История политических и правовых учений / В. В. Лазарев – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. – 800 с.

3           Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений / Р. Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 694 с.

4           Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество // Сорокин П. А. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

5           Сорокин П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. – М.: Наука, 1993. – 448 с.

6           Социологи России и СНГ XIX-XX вв. Библиографический справочник / под ред. Ю. В. Соколова. – М. : Эдиториал УРСС, 1999. – 368 с.

7           Сугакова Л. И. Этическая парадигма Питирима Сорокина и современность / Л. И. Сугакова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – № 206. – С. 71-78.



[1] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество // Сорокин П. А. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: пер. с англ. – М., 1992. – С. 500.

[2] Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений /  Р. Т. Мухаев. – М., 2019. – С.  584.

[3] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество // Сорокин П. А. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: пер. с англ. – М., 1992. – С. 501.

[4] Там же. С. 502.

[5] Там же.

[6] Сугакова Л. И. Этическая парадигма Питирима Сорокина и современность / Л. И. Сугакова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – № 206. – С. 73-74.

[7] Лазарев В. В. История политических и правовых учений / В. В. Лазарев. – М., 2016. – С. 785.

[8] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество // Сорокин П. А. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: пер. с англ. – М., 1992. – С. 508.

[9] Лазарев В. В. История политических и правовых учений / В. В. Лазарев. – М., 2016. – С. 784.

[10] Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество // Сорокин П. А. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: пер. с англ. – М., 1992. – С. 508.

[11] Там же. С. 504.

[12] Курач Т. Л. Государство и право в системе социологии Питирима Сорокина / Т. Л. Курач // Наследие. – 2011. –  № 1. – С. 143.

[13] Сорокин П. А. Система социологии / П. А. Сорокин. – М., 1993. – С. 155.

[14] Мухаев Р. Т. История политических и правовых учений /  Р. Т. Мухаев. – М., 2019. – С.  585.