БОРИСОВА К. В.

НАЧАЛЬНЫЕ ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА  МОРДОВСКОГО НАРОДА

 Место учебы: Средне-Волжский (г. Саранск) филиал ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

 

Аннотация. В статье содержится анализ начального этапа формирования национально-государственного устройства мордовского народа исходя из особенностей его исторического развития и расселения.

Ключевые слова: национальная государственность, автономия, национальный сельский совет, волость

 

BORISOVA K.V.

THE INITIAL FORMS OF NATIONAL STATE SYSTEM MORDVIN PEOPLE

Abstract. The article contains an analysis of the initial formation of the national Government of the Mordvin people based on the characteristics of its historical development and resettlement.

Keywords: national sovereignty, autonomy, national Village Council, parish

             

Впервые на официальном уровне мордовский народ заявил о стремлении обрести национальную государственность 5 мая 1918 г. на съезде представителей мордовского населения Алатырского уезда Симбирской губернии. Организатором практической работы по созданию мордовской автономии становится образованный 7 февраля 1919 г. Мордовский отдел Наркомнаца [1].

14 июля 1921 г. была создана комиссия в составе Д.С. Желтова, М.М. Евсеева, Ф.И. Завалишина, Т.В. Васильева, И.И. Московкина, Г.К. Ульянова и Е.С. Окина, которая  приступила к подготовке проекта автономии и сбору необходимых для этого данных.

На основе собранного и тщательно систематизированного материала, Мордовский подотдел Наркомнаца подготовил проект о выделении мордовской автономии на территории Краснослободского, Инсарского, Саранского, Рузаевского уездов Пензенской губернии, Темниковского и Спасского уездов Тамбовской губернии, Ардатовского и  Алатырского уездов Симбирской губернии, где исторически сложился и проживал мордовский народ. Предполагалось образовать Мордовскую автономную область с центром в Рузаевке – крупном железнодорожном узле, связывающим воедино все объединяемые территории.

5 октября 1922 г. данный проект был представлен на рассмотрение  Наркомнаца, поскольку именно это ведомство разрабатывало положение об автономиях и устанавливало их границы. 31 октября малая коллегия Народного комиссариата по делам национальностей в составе замнаркома Г.Е. Брейдо и членов коллегии Г.К. Клингера и М.Л. Павловича (М.Л. Вельтмана)  констатировала: для образования Мордовской автономной области в предполагаемых границах нет необходимых объективных предпосылок.

Летом 1923 г. в связи с образованием СССР Народный комиссариат по делам национальностей был ликвидирован, в связи с чем был упразднен  и Мордовский подотдел Наркомнаца. Вся работа по созданию национальной государственности мордовского народа была возложена на мордовскую секцию Агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП (б) и местные партийные и советские органы тех губерний, на территории которых проживало компактное большинство мордвы.

26-27 января 1924 г. в Москве по инициативе мордовской секции Агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП (б)  было проведено представительное совещание. В нем приняли участие секретари мордовских секций Нижегородского, Симбирского, Самарского, Саратовского, Пензенского и Казанского губкомов партии, заведующий Мордовской издательской секцией и два делегата от московских студентов-мордвинов. Участники проанализировали итоги работы по созданию мордовской автономии и определили приоритеты своей дальнейшей деятельности, направленной на реализацию стремления мордовского народа к самоопределению.

Во второй половине 1924 г. создание автономии стало предметом обсуждения на общем собрании мордовских работников партийного, государственного и хозяйственного аппарата Пензенского губернского центра, в августе – на первом мордовском губернском съезде работников просвещения и на собрании мордовских курсантов юридических, агитационно-пропагандистских и политпросветских губернских курсов [2], в октябре – на совещании партийных работников национальных меньшинств при Пензенском губкоме. Участники всех этих мероприятий высказались за создании национальной автономии мордовского народа и ходатайствовали перед центральными органами власти Советского государства о принятии соответствующего решения.

Итогом всей этой работы стало принятое в октябре 1924 г. решение Секретариата ЦК РКП (б), признававшего правильным и своевременным выделение мордвы в автономную единицу. Одновременно Президиуму ВЦИК предлагалось создать специальную комиссию в Москве, а также при Пензенском губисполкоме. 18 октября 1924 г. такая комиссия во главе с заведующим отделом национальностей Г.К. Клингером была образована при Президиуме ВЦИК [3]. Можно было заранее предугадать итог работы данной комиссии (которую возглавил бывший член  Малой коллегии Наркомнаца), вынесшей в 1922 г. отрицательное решение по итогам двух обсуждений проекта создания Мордовской автономной области.

 Действительно, собрав и изучив данные о расселении, быте, экономике и культуре мордовского народа, комиссия пришла к выводу о невозможности создать автономную единицу с преобладанием мордовского населения, так как оно чрезвычайно разбросано среди русских и татар. На этом комиссия по существу, прекратила свою работу.

В создавшейся ситуации Оргбюро ЦК РКП (б) 8 декабря 1924 г.  принимает решение о выделении мордовской автономии «…при условии наличия мордвы на выделенной территории не менее 60-70 процентов» [4]. Однако, как пишет В.К. Абрамов: «Принимая во внимание, что такой доли коренного населения не имело в это время ни одно из государственных образований народов Поволжья и Приуралья, можно сделать вывод о явном ослаблении стремления центральной власти создать Мордовскую автономию» [5].

 Тем не менее, ЦК РКП (б) и Советское правительство в ответ на инициативу мордовского населения, поддержанную местными партийными и советскими органами, дали соответствующие поручения возобновить работу комиссии Президиума ВЦИК. В результате уже в январе 1925 г. на рассмотрение комиссии было представлено три варианта проекта создания Мордовской автономной области [6].

После того как все они под различными предлогами были отклонены, председатель комиссии Г.К. Клингер выдвинул идею о выделении компактно проживавшей мордвы в самостоятельные административные единицы (районы, уезды, волости) [7]. Однако и это предложение не нашло поддержки.

Выход из сложившейся ситуации виделся в подготовке нового проекта создания мордовской автономии. Для этого в составе комиссии Президиума ВЦИК была образована специальная подкомиссии под председательством заведующего Подотделом нацменьшинств при  ЦК РКП (б) С.М. Диманштейна ВЦИК [8].  

Новый вариант, разработанный подкомиссией, предполагал создать мордовскую автономную единицу в форме автономной области с включением в ее состав Темниковского, Спасского, Краснослободского, Саранского, Инсарского уездов Пензенской губернии и Ардатовского уезда Ульяновской губернии. Однако этот вариант также оказался несовершенным. К тому же количество мордовского населения в проектируемой области не достигало даже 50 %. Таким образом, директивное указание центрального органа правящей большевистской партии в очередной раз не было реализовано.

Казалось, что ситуация окончательно зашла в тупик. Однако выход попытались найти участники заседания Оргбюро ЦК РКП (б) в июне 1925 г., предварявшие разбирательство вопроса о создании Мордовской автономии на Президиуме ВЦИК. Отличительной чертой данного заседания от всех предшествующих являлось присутствие на нем генерального секретаря ЦК правящей большевистской партии И. В. Сталина [9].  Его участие в обсуждении вопроса о создании национальной государственности мордовского народа, на наш взгляд, объясняется обострившейся борьбой за власть после смерти В.И. Ленина, в ходе которой Сталин стремился заручиться поддержкой местных национальных элит, которые были введены в новые коммунистические руководящие сферы. В ходе дискуссии партийный лидер, признанный большевистский теоретик и практик в области решения национального вопроса, имея в виду территориальную разобщенность мордвы, сформулировал следующее предложение: «Придется ограничиться выделением мордвинов в самостоятельные административные единицы (районы, уезды) в тех губерниях, где они живут компактной массой» [10]. Мы считаем, что мнение Сталина оказалось решающим и было воспринято участниками заседания в качестве руководства к действию. В этом нас убеждают последующие события.

29 июня 1925 г. Президиум ВЦИК под председательством М.И. Калинина, рассмотрев внесенный комиссией проект образования Мордовской автономной области, пришел к выводу, что ее создания невозможно ввиду отсутствия необходимых предпосылок. Поэтому Президиум ВЦИК рекомендовал реализовать предложение Сталина, что нашло отражение в принятом постановлении «О выделении территорий, населенных мордвинами, в самостоятельные административные единицы» [11]. Одновременно, было принято решение о прекращении деятельности комиссии, которая выполнила свою миссию и была распущена.

Однако партийные и советские органы Пензенской губернии не были удовлетворены принятым решением и поэтому вновь с еще большим упорством ходатайствовали перед ЦК РКП (б) и Президиумом ВЦИК о выделении автономии мордовского народа.

В ответ на обращения местного партийно-советского руководства вопрос об образовании Мордовской автономии вновь был вынесен на рассмотрение Оргбюро ЦК РКП (б), которое 31 августа 1925 г., после очередного тщательного разбирательства возникшей проблемы принимает компромиссное решение: ЦК не возражает против выделения автономной единицы, но только в том случае «если можно будет составить целостную область с не менее чем 50 процентами сплошного мордовского населения» [12].

9 ноября 1925 г. Президиум ВЦИК, имея ввиду принципиальную позицию Оргбюро ЦК РКП (б), принимает документ с весьма примечательным названием «О пересмотре постановления Президиума ВЦИК от 29 июня 1925 года по вопросу об образовании Мордовской автономной области» [13]. Это еще раз доказывает, что в официальной практике политические директивы высоких партийных инстанций имели приоритетное  значение: «Оформленные (или же неоформленные) в дальнейшем актами советской власти они определяли весь ход общественной и государственной жизни, включая механизм взаимоотношений центра и периферии и определяя специфику советского механизма управления»[14].

При Президиуме ВЦИК в очередной раз создается комиссия (вторая по счету), но уже под председательством заведующего административным отделом ВЦИК Асфендиарова. В ее состав вошли: Белобородов, С. М. Диманштейн, Дорофеев, Правдин, Терехов и - что особенно важно - по одному представителю от Ульяновской и Пензенской губерний. Последнее обстоятельство вселяло надежду на то, что совместными усилиями представителей центральных учреждений и местных органов власти все же удастся выработать оптимальный вариант проекта создание мордовской автономии.

Первоначально, на рассмотрение комиссии ВЦИК были представлены два проекта создания Мордовской автономной области.

Первый, так называемый «большой проект», разработанный под руководством председателей Пензенского и  Ульяновского губисполкомов, предполагал включение в состав автономии целиком Краснослободского уезда, большей части Спасского, Рузаевского и Саранского уездов Пензенской губернии и части Ардатовского и Корсунского уездов Ульяновской губернии [15].

Второй или «малый проект», подготовленный С.С. Шишкановым, в состав Мордовской автономной области включал несколько меньшую часть территории тех же уездов Пензенской губернии, которые упоминались в «большом проекте» [16].

Центром Мордовской автономии по первому проекту должен был стать  Саранск, по второму – Рузаевка.

Однако оба проекта были отвергнуты, после чего подкомиссия разработала собственный вариант, в соответствии с которым Мордовская автономная область должна была включать  северную часть Пензенской губернии, юго-западную часть Ардатовского и северо-западную часть Корсунского уездов Ульяновской губернии. Как явствует из документов подкомиссии, и этот проект имел ряд существенных недостатков. В частности, в состав планируемой автономии не были включены территории, населенные преимущественно мордвой: Инсарский и Темниковский уезды Пензенской губернии, а также ряд территорий, входивших в состав Нижегородской губернии. Процент мордовского населения области составлял лишь 45,8, тогда как необходимо было 50 %.

7 мая 1926 г. именно этот вариант был  рассмотрен на заседании комиссии ВЦИК. Из-за разногласий, возникших во время его обсуждения, никакого решения так и  не было принято.

Спустя месяц, 7 июня 1926 г. при повторном рассмотрении вопроса о выделении Мордовской автономной области Президиум ВЦИК признал «…организацию автономной Мордовской области нецелесообразной и невозможной ввиду того, что мордовское население в выделяемой области составляет менее 50 процентов» [17]. Одновременно он принял постановление «Об организации мордовских национальных административно-территориальных единиц». После чего комиссия ВЦИК, образованная для дополнительного изучения возможностей создания мордовской автономной единицы, была упразднена [18].

В течение 1925 - 1928 гг. в РСФСР было создано 619 мордовских национальных сельских советов и 17 волостей, в том числе в Пензенской, Ульяновской и Нижегородской губерниях (из которых впоследствии была выделена территория мордовской национальной автономии) - соответственно 377 и 13 [19]. Они объединили в своем составе большинство мордовского населения, проживавшего на территории той или иной губернии. По своему статусу они являлись административно-территориальными единицами, но, несмотря на это, обладали некоторыми правами, присущими автономным образованиям (хотя таковыми и не являлись), например, органы власти и иные учреждения в них действовали на родном языке с непосредственным участием мордовских национальных кадров.

Таким образом, исходя из особенностей исторического развития и расселения мордовского народа была найдена начальная форма его объединения. Она характеризовалась региональной консолидацией в рамках значительного количества небольших административных единиц - сельсоветов и волостей, не составляющих единой совокупной территории, но обладающей целостным национальным составом - исключительно или по преимуществу мордовским. Считаем, что это был необходимый и единственно возможный в создавшихся условиях начальный этап создания национальной государственности мордовского народа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Политика Советской власти по национальному вопросу за три года. 1917-1920 гг. М., 1920. С. 78.

2. Государственный архив Пензенской области (Далее – ГАПО), ф. 36, оп. 1, д. 578, л. 39, 89.

3. См.: Букин М.С. Становление мордовской советской национальной государственности (1917 – 1941 гг.). Саранск, 1990. С. 38.

4. Букин М.С. Образование и развитие Мордовской автономии. Саранск, 1977.  С. 25.

5. Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня: Краткие очерки истории Мордовской государственности и национального движения. Саранск, 2002. С. 74.

6. См. подробнее: Букин М.С. Становление мордовской советской национальной государственности…С. 40-41.

7. Российский государственный архив социально-политической истории (Далее - РГА СПИ), ф. 17, оп. б/№, д. 77, л. 17.

8. Там же, д. 252/1, л. 65.

9. См.: Яшкин И.А.  Мордовская социалистическая нация – детище Октября. Саранск, 1978. С. 88.

10. Там же.

11. См.: Абрамов В.К. Мордвины вчера и сегодня… С. 74-75; Васильев Т.В. Мордовия. М., 1931. С. 140; Образование Мордовской АССР: Документы и материал (1917 – 1937 гг.). Саранск, 1981. С. 80-81.

12. РГА СПИ, ф. 17, оп.2, д. 484/7, л. 69.

13. ГАПО, ф. р-2, оп. 1, д. 2530, л. 240.

14. Бахлов И.В. От империи к федерации: историко-политологический анализ трансформации имперских систем в федеративные. Саранск, 2004. С. 473.

15. РГА СПИ, ф. 17, оп.6/№, д. 271, л. 185, 187, 218.

16. Государственный архив Российской Федерации (Далее – ГАРФ), ф. 1235, оп. 123, д. 271, л. 185, 187, 218.

17. Там же, ф, 5677, оп. 7, д. 155, л. 1.

18. Там же, ф. 1235, оп. 122, д. 73, л. 34-35.

19. Там же, ф.5677, оп. 8, д. 7, л. 25.