МОКРОУСОВА Л.А., САВИНОВА И.О.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КАЧЕСТВЕ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 

Место учебы: Средне-Волжский (г. Саранск) филиал ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

 

Аннотация. В статье рассматриваются  понятие технического регулирования, его признаки и цели, основные законодательные и договорные акты в сфере технического регулирования, определяется его значение в условиях вступления во Всемирную торговую организацию.

Ключевые слова: качество, безопасность, товары, услуги, стандарт, техническое регулирование.

 

MOKROUSOVA L.A., SAVINOVA I.O.

TECHNICAL REGULATION AS THE DIRECTION OF THE QUALITY LEGISLATION  REFORM IN THE CONDITIONS OF ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION

 

Annotation. This article analyzes features, purposes and concept of technical regulation, essential legislative and contract acts in the sphere of technical regulation. The article deals research  of   importance of technical regulation in the context of accession to the World Trade Organization.

Keywords: quality, safety, goods, services, standart, technical regulation

 

На сегодняшний день одной из серьезных проблем остается проблема реализации низкокачественных товаров на российском рынке. Безопасность и качество продукции – одно из важнейших условий стабильного развития и функционирования рынка товаров и услуг. Установление требований качества и безопасности товаров и услуг осуществляется посредством технического регулирования. Техническое регулирование как один из видов воздействия на социально-экономическое развитие страны направлено на защиту участников правоотношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции, а также третьих лиц от ущерба и причинения вреда [1]. Одним из важнейших инструментов формирования государственной политики, призванных обеспечить создание новых условий хозяйствования, явилось принятие Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее N 184-ФЗ). Он определил основные направления реформирования системы, устанавливающей обязательные требования к продукции и процессам ее производства, обращения и эксплуатации, а также алгоритмы контроля за соблюдением этих требований со стороны государства, общества и субъекта хозяйствования, обозначив ее как систему технического регулирования [2].

 Данный закон  определяет сферу регулирования отношений, возникающих в области разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований и требований, принятых на добровольной основе, к продукции или к связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценке ее соответствия.

Правовое регулирование данных правоотношений осуществляется:

- Конституцией РФ (п. «р» ст. 71);

- наднациональным законодательством – это различные соглашения между участниками ЕврАзЭС и Таможенного союза, технические регламенты Таможенного союза и ЕврАзЭС;

- Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором закреплены основы технического регулирования;

- подзаконными нормативными правовыми  актами (указами Президента РФ, актами Правительства РФ, приказами федеральных министерств, служб и агентств), например Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

В соответствии со ст. 2 Закона N 184-ФЗ,  под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ (подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ), или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Из данного определения можно выделить признаки технического регламента:

- носит нормативно-правовой характер (является нормативным правовым актом);

- принимается уполномоченным органом в форме международного договора, решения наднационального органа, федерального закона, подзаконного нормативного правового акта;

- устанавливает обязательные требования к объекту технического регулирования [3]/

В ст. 2 Закона N 184-ФЗ дается понятие стандарт, под которым понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Основным отличием стандарта от регламента является  добровольность его применения. Данное утверждение подтверждается судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС СКО [4] суд указал, что в силу ст. 2 Закона N 184-ФЗ,  применение стандарта осуществляется в добровольном порядке, а обязательным к применению документом является лишь технический регламент.

   При разработке технического регламента одновременно разрабатывается перечень стандартов под этот технический регламент. Делается это для того, чтобы при выполнении требований стандартов обеспечивалось выполнение требований технического регламента. Таким образом, в данном случае стандарт фактически является обязательным [5].

Следует обратить внимание на такое понятие как технические условия (ТУ), хотя оно и не раскрывается в законодательстве РФ. В ТУ, как правило, отражаются характеристики определенного вида продукции. Однако никаких обязательных требований в технических условиях устанавливаться не может. Даже если на упаковке товара и есть ссылка на какие-либо ТУ, в случае, когда данный товар подпадает под действие технического регламента, на упаковке должен быть указан знак сертификации или подтверждения соответствия.

Можно сделать вывод о том, что техническое регулирование является более сложным механизмом установления обязательных требований к продукции и иным объектам технического регулирования, представляющим собой правоотношения между органами государственной власти, производителями (продавцами) и приобретателями продукции, урегулированные соответствующим законодательством и обладающие определенными признаками.

Закон N 184-ФЗ закрепил закрытый перечень целей технических регламентов, для достижения которых  они могут приниматься, а именно:

защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Технические регламенты устанавливаются федеральным законом или постановлением Правительства РФ, к числу их относятся: технические регламенты на соковую продукцию из фруктов и овощей [6],  на масложировую продукцию [7], на молоко и молочную продукцию [8]. Ряд технических регламентов регламентирован постановлениями Правительства РФ: технические регламенты о безопасности машин и оборудования [9], о безопасности колесных транспортных средств [10], о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков [11].

Необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран или мест, а так же  ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность устанавливаются техническими регламентами. Эти меры предусматривают требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимые для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования (п. 9 ст. 7 Закон N 184-ФЗ).

Появление на международной арене Таможенного союза (далее – ТС)  Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации привело осознанию правового регулирования внешней торговли в евразийском пространстве по новым правилам. В июле 2012 года вступили в силу сразу 5 технических регламентов Таможенного союза – «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) и «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).

Принятые с целью обеспечения свободного обращения продукции на таможенной территории Таможенного союза технические регламенты должны стать защитой рынков России, Беларуси и Казахстана от некачественного импорта с территорий других стран и эффективным механизмом максимального снижения торговых барьеров на пути товаров и услуг. Данное обстоятельство особо значимо с учетом того, что с 01.01.2012 г. функционирует Единое экономическое пространство Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан – следующий за Таможенным союзом интеграционный проект.

Основополагающим договорным актом в сфере технического регулирования является Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 г. [12]

Содержание технических регламентов ТС союза во многом совпадает с содержанием национальных технических регламентов, это объясняется тем, что реформа технического регулирования одновременно была начата государствами в начале двухтысячных годов в формате подготовки ко вступлению во Всемирную торговую организацию и проводилась в соответствии с общими принципами снятия технических барьеров в торговле.

Принятие технических регламентов на внешнеэкономическом и национальном пространстве позволяет более эффективно регулировать российский рынок, обезопасить его от некачественных товаров и  осуществлять контроль  их импорта и производства в России, приводя в соответствие с международными и национальными нормами и стандартами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лукьянова В.Ю. Юридические презумпции в законодательстве о техническом регулировании // Законодательство и экономика. 2006. N 10.

2. Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6.

3. Юрлов И. Техническое регулирование // ЭЖ-Юрист. 2012. N 31.

4. Постановление ФАС СКО от 12.12.2007 г. по делу N А32-27649/2006-57/585 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Там же.

6. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4984.

7. Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию» // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009.

8. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801.

9. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 «Об утверждении Технического регламента безопасности машин и оборудования» // Российская газета. 2009. 25 сентября.

10. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 «Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» // Российская газета. 2009. 23 сентября.

11. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 307 «Об утверждении Технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» // СЗ РФ. 2009. N 16. Ст. 1936.

12. Ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ (вступило в силу 01.01.2012) // СЗ РФ. 30.01.2012. N 5. Ст. 536.