ПАНЧЕНКО В. Ю., РУДЮК Д. Ю. 

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ В СВЕТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО1

 

Ученая степень, ученое звание: Панченко В.Ю. – кандидат юридических наук.

Место работы, должность: Панченко В.Ю. – доцент кафедры теории государства и права Сибирского федерального университета;

Рудюк Д.Ю. - преподаватель Межрегионального правового колледжа Сибирского федерального университета.

 

Аннотация. Статья посвящена анализу последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию для российского рынка юридических услуг, оказываемых отечественными юристами.

Ключевые слова: всероссийская торговая организация, юридические услуги, национальный режим.

 

PANCHENKO V. Y., RUDYUK D. Y.

THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL SERVICES MARKET IN THE LIGHT OF RUSSIA'S WTO ACCESSION

Abstract. This article analyzes the implications of the entry of the Russian Federation to the World Trade Organization for the Russian market of legal services provided by russian lawyers.

Keywords: All-Russian trade organization , legal services, national treatment.

 

Со вступлением в силу протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, 22 августа 2013 года Россия официально стала 156-й страной-членом ВТО.

Изначально было ясно, что расширение российских горизонтов торговли повлечет, в первую очередь, развитие коммерческого права, а вслед за ним и других отраслей как частного, так и публичного права России. Ввиду этого, профессиональный интерес юристов в данном вопросе очевиден и представляются вполне необходимыми дискуссии с участием представителей власти, ученых, юристов-практиков по поводу продуктивности вступления Росси в ВТО не только для мирового сообщества, но и для нашей страны в особенности.

Мнения относительно вступления России в ВТО полярно разделились. Противниками вступления было создано движение «Россия против ВТО» под слоганом «за сохранение независимости России», где речь идет о чуждости правил, навязываемых членами ВТО России и крайне негативных последствиях не только для экономической, но и юридической сферы [1]. Многие юристы считают, что для правовой системы России результаты вступления в ВТО в части регулирования деятельности по оказанию юридической помощи будут нежизнеспособны. Так, А. И. Муранов высказывает идею наличия «уникальной особенности» вступления России в данную организацию потому, что речь идет не просто о праве и законе (появлении в российском праве новых норм), но и о праве и законе «в квадрате»: не только о действии Соглашения о создании ВТО (Марракеш, 15 апреля 1994 года) и соответствующих приложений к нему как международных договоров России, распространяющихся на всех находящихся в ней лиц, но и о том, что Генеральное соглашение по торговле услугами будет после вступления России в ВТО регулировать деятельность в том числе тех юристов, которые оказывают платные юридические услуги в России, влияя на такую деятельность и на самих указанных юристов [2].

Основной упор неприятелями вступления России в ВТО был сделан на негативные последствия введения национального режима для иностранных лиц и тем самым взятия Россией на себя обязательств по допуску иностранных лиц из других членов ВТО в различные сферы и, как следствие, устранение для таких лиц ограничений по оказанию услуг, в том числе юридических. А. И. Муранов назвал виды юридических услуг, которые иностранные лица смогут оказывать на территории России, выделенные в ходе переговоров по вступлению России в ВТО [3], для чего была использована «Предварительная классификация основных продуктов»Provisional Central Product Classification), утвержденная Статистической комиссией ООН на ее 25-й сессии в феврале 1989 г. [4]: услуги по юридическим консультациям и представительству в связи с уголовным правом; услуги по юридическим консультациям и представительству в судебных процедурах в связи с другими областями права; услуги по юридическим консультациям и представительству в предусмотренных законом процедурах квазисудебных трибуналов, коллегий и т. п.; услуги по составлению юридической документации и удостоверению документов; прочие услуги по юридическим консультациям и предоставлению информации. Перечень достаточно обширен и, в связи с этим, возникло опасение о возможности вытеснения отечественных юридических фирм зарубежными. Вместе с тем у некоторых встал вопрос о качестве услуг, которые смогут предоставить иностранные лица на территории России. А. И. Муранов отмечает, что обязательства России перед ВТО не препятствуют России ввести квалификационные требования для иностранных лиц, но только при условии, что аналогичные требования будут введены и для всех российских лиц (именно этого и требует принцип национального режима)  [5].

Существует и другая позиция относительно вступления России в ВТО. Ее сторонники подошли ко вступлению России в данную организацию более оптимистично ‑ угроза вытеснения российских юридических фирм с отечественного рынка юридических услуг преувеличена. Статус-кво, скорее всего, сохранится, ведь те зарубежные компании, которые действительно хотели присутствовать на российском рынке юридических услуг, уже заняли свою нишу, причем без каких бы то ни было дополнительных законодательных послаблений [6]. По данным С. Пепеляева, только в 2012 году в одной лишь столице исправно трудились представители более 60 крупных иностранных юридических фирм [7].

Кроме того, вступление России в ВТО представляется положительным для российского законодательства. Так, на официальном сайте Правительства республики Татарстан приводятся преимущества вступления в ВТО [8]. К примеру, современное состояние законодательства России охарактеризовано как противоречивое и непоследовательное, подверженное непредсказуемым изменениям, что существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений, участие в ВТО же предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах, что само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций.

Важным, на наш взгляд, преимуществом вступления России в ВТО для рынка юридических услуг является усиление конкуренции между российскими и иностранными юристами. Участник прошедшей в Екатеринбурге VIII Ежегодной юридической конференции «Реформа права в условиях вступления России в ВТО» С. Соколов высказался по данному вопросу следующим образом: «Почему-то мы думаем только о том, что иностранцы придут в Россию и отберут у нас работу. На самом же деле у нас самих появилась возможность попробовать себя на арене международного законодательства. Естественно, это потребует наличия определенных навыков и знаний, но, как и в любом соревновании, успеха достигает лишь сильнейший» [9]. Данная позиция заслуживает поддержки, поскольку направлена на повышение качества оказываемых услуг в условиях конкуренции. Благодаря соперничеству, которое сложится в рамках ВТО, получатели услуг будут обращаться за профессиональной помощью к тем, кто окажется в конкурентной борьбе сильнейшим, причем победа на различных национальных рынках увеличивает число таких потребителей и доходы лиц, оказывающих услуги. На сегодняшний день с сожалением можно констатировать, что, по большому счету, отечественные специалисты на рынке юридических услуг «варятся в собственном соку».

Кроме того, эффективное осуществление прав и свобод человека, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, в полной мере возможно только в условиях доступности информации о содержании таких прав и свобод, конкретных средствах, способах и механизмах их реализации. Применительно к праву на квалифицированную юридическую помощь особое значение имеет доступная конкретная и достоверная информация о субъекте, ее оказывающем, поскольку выбор гражданином конкретного субъекта оказания юридической помощи должен основываться на информации о его деятельности.

Наряду с этим, на сегодняшний момент приходится констатировать, что в России возможности для оперативного получения информации о юристе, к которому предполагается обратиться за помощью, которая обладала бы свойствами конкретности, объективности и достоверности практически отсутствуют. Ознакомление с реестрами адвокатов в разных субъектах федерации показывает, что информация о них ограничивается в подавляющем большинстве случаев фамилией, именем, отчеством, указанием на форму адвокатской деятельности (кабинет, юридическая консультация и т. д.), адрес и координаты для связи. Персональные сайты адвокатов и их объединений априори содержат информацию «выгодно позиционирующего» свойства (реклама адвокатской деятельности запрещена законодательством об адвокатуре), сайты юридических фирм и частнопрактикующих юристов – информацию рекламного характера.

Представляется, что значимым фактором повышения качества юридической помощи в России могли бы стать активно развивающиеся правовые Интернет–ресурсы (аналогичные, например, рейтингам судей на портале pravo.ru), а в перспективе ‑ информационная система, содержащая объективные достоверные сведения о профессиональной деятельности юристов (именно о лицах, а не об организациях, так как юридическая помощь как деятельность неразрывно связана с профессиональными характеристиками оказывающего).

Согласно законопроекту, внесенному в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в феврале 2012 года «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства», при упрощенном судопроизводстве иски, отзывы на них, доказательства, другие документы будут размещаться на официальном сайте суда в режиме ограниченного доступа – только для сторон. По словам председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванова «в скором времени на сайтах судов будут публиковаться не только их решения, но также иски сторон и отзывы на них, и аудио–протоколы судебных заседаний», «мы предполагаем полную открытость и собираемся размещать исковые заявления, отзывы на них и аудиопротоколы в Интернете. У нас судопроизводство является открытым, и мы должны этот принцип реализовать в полном объеме» [10]. Такая инициатива, на наш взгляд, заслуживает поддержки, поскольку сформирует новые стандарты открытости правосудия в России и требует внедрения как в системе арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, в том числе, насколько это возможно, и по уголовным делам (с учетом, безусловно, законодательных требований о сохранении охраняемых законом тайн).

Думается, технологически информационная система с данными о судебных представителях может существовать как встроенная в базы данных арбитражных судов и судов общей юрисдикции и должна обеспечивать совместный или альтернативный поиск по фамилии, имени, отчеству представителя, категории дела, региону, а также давать доступ к документам, составленным данным конкретным представителем.

Конечно, создание такой системы не решит всех проблем, связанных с качеством юридической помощи, оказываемой отечественными юристами, но может стать значимым фактором повышения качества юридической помощи в России. Представляется, что информационная открытость профессиональной деятельности юристов – гораздо более продуктивный шаг в этом направлении, нежели введение любых видов монополий на рынке юридических услуг.

Вместе с тем, нельзя полагать, что иностранные юристы будут обладать преимуществами, войдя на российский рынок юридических услуг. Важно принимать во внимание, что существуют категории дел, по которым большинство иностранных специалистов объективно не смогут доминировать над российскими юристами ввиду особенностей реального функционирования правовой системы (особенностей правовой культуры) иностранному юристу попросту будет сложно, а зачастую и невозможно влиться в существующую правозащитную систему России.

Таким образом, на наш взгляд, вступление России в ВТО должно стать стимулом к развитию российского рынка юридических услуг и новой вехой в оказании юридической помощи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. URL: http://stop-vto.ru (дата обращения: 17.11.2013).

2. Муранов А. И. Актуальность и уникальность вопроса о последствиях вступления России в ВТО. Подготовлена для справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»,2008.

3. Муранов А. И. Чем рискует Россия? Краткое изложение сути обязательств России перед ВТО в отношении сферы юридических услуг. Критика таких обязательств. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Services Sectoral Classification List. World Trade Organization. Note by the Secretariat. MTN.GNS/W/120, 10 July 1991. URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/serv_e.htm.

5. Там же.

6. Гаврилова Н. Работы хватит на всех // Российская газета. 2012. 6 ноября.

7. URL: http://rapsinews.ru/legal_market_publication/20121211/265727703.html#ixzz 2lOPKgSLy (дата обращения: 17.11.2013).

8. URL: http://mpt.tatarstan.ru/rusadvantage (дата обращения: 17.11.2013).

9. URL: http://www.wto.ru/ru/press.asp?msg_id=29457 (дата обращения: 17.11.2013).

10. См.: Берсенева Т. Глава ВАС, вопреки критике, подтвердил свое намерение размещать в Интернете все материалы дел (8 февраля 2012 года). URL: http://pravo.ru/news/view/68392 (дата обращения: 17.11.2013); Шиняева Н. Сюрприз открытости для сторон от ВАС - «всё открыть всем», даже иски и отзывы (3 февраля 2012 года). URL: http://pravo.ru/news/view/68138 (дата обращения: 17.11.2013).

 

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 13-13-24005.