СУДАКОВА А.И.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ ТОВАРОВ

Место учебы: Средне-Волжский (г. Саранск) филиала ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации».

Аннотация. В статье рассматривается история правового регулирования стандартизации в России и за рубежом, подходы к определению понятия стандартизации, принципы, задачи, основные нормативные документы в сфере стандартизации, регулирование и значение международной стандартизации.

Ключевые слова: качество товаров, техническое регулирование, стандартизация,  национальный стандарт, международный стандарт.

 

SUDAKOVA A.I.

DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF GOODS STANDARTIZATION

Annotation. This article analyzes history of  legal regulation of standardization in Russia and abroad, the definition, principles, objectives of  modern legal regulation of standardization, , and the importance of international standardization.

Keywords: products quality, technical regulation, standardization, national standard, international standard.

 

Государство разрабатывает обязательные требования к качеству товаров. Эти  требования содержатся в стандартах и подлежат обязательному соблюдению.  Поэтому одним из основных механизмов технического регулирования и обеспечения требуемого уровня качества и безопасности продукции и услуг является стандартизация.

Необходимо отметить, что законодательное регулирование выполнения требований стандартов на продукцию уже имело место в советском государстве.

Вопросу качества выпускаемой продукции руководство Советского государства уделяло значительное внимание. Причем система ответственности за выпуск продукции ненадлежащего качества постоянно развивалась и совершенствовалась. Еще в первые годы становления экономики в СССР был установлен жесткий контроль за соблюдением требований стандартов. Например, как только промышленность Советского государства начала восстанавливаться после Гражданской войны, было принято постановление Совета народных комиссаров (СНК) от 30 сентября 1921 г. «О государственных подрядах и поставках» [1]. В этом постановлении отмечалось, что поставщик обязан поставить товар условленного качества и что при нарушении указанного требования он должен нести не только имущественную, но и уголовную ответственность. Первый Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1922 году, также предусматривал в качестве преступления нарушение требований к качеству. Преступными действиями считалось «ухудшение качества продукции». Ответственность за это преступление наступала по ст. 128 УК РСФСР (бесхозяйственность).

Поэтому, при регулировании отношений, связанных с качеством выпускаемой продукции, советское законодательство развивалось по пути установления жестких требований, а не дозволений. Изначально к ответственности привлекались лица, допустившие нарушение качества продукции, а с развитием государственной системы стандартизации – и за несоблюдение требований стандартов. Благодаря этому руководители предприятий были вынуждены четко организовать производственный процесс, повысить технологическую дисциплину, наладить технический контроль производства. В целом можно сделать вывод, что в советский период создание государственной системы стандартизации позволило усовершенствовать правовые методы воздействия на качество продукции, что способствовало эффективному решению проблемы выпуска некачественной продукции [2].

Далее необходимо рассмотреть легальное понятие «стандартизация» на современном этапе.

Так, под стандартизацией понимают деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).

Принципами стандартизации являются:

1) добровольное применение стандартов;

2) максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

3) международные стандарты, являющиеся основой национальных стандартов;

4) недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

5)  обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств.

Задачи стандартизации важны на всех этапах технологического жизненного цикла товара (проектирование, производство, хранение, перевозка, реализация, эксплуатация, утилизация): установка требований к номенклатуре и качеству товара, отвечающих требованиям потребителя и государства, внедрение прогрессивных технологических процессов, создание условий совместимости и взаимозаменяемости продукции, унификация отдельных частей изделий, регулирование процесса контроля и оценки качества продукции, обеспечение взаимопонимания сторон (разработчиков и изготовителей, продавцов и потребителей), рост конкурентоспособности продукции, работ, услуг. Важны здесь все виды стандартов: основополагающие, на продукцию, на процессы, на методы испытаний [3].

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

 

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

 

стандарты организаций;

 

своды правил;

 

международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

 

надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

 

предварительные национальные стандарты.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях:

1) разработки, подготовки продукции к производству;

2) изготовления продукции;

3) реализации продукции;

4) использования (эксплуатации) продукции;

5) хранения, транспортировки, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Многие авторы высказывают позицию, что необходимо принятие отдельного закона «О стандартизации» для  решения проблемы связанной реализацией эффективного  государственного регулирования и политики в области стандартизации. В 2008-2009 г.г. был разработан проект закона «О стандартизации», положения которого широко обсуждались экспертным сообществом, представителями промышленности и отдельными ведомствами, однако закон не был принят.

Необходимость в отдельном Федеральном законе объяснялась тем, что задачи стандартизации, намного шире, чем задачи технического регулирования. Федеральный закон «О техническом регулировании» не распространяется на многие сферы, традиционно являющиеся объектами стандартизации: социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры, меры в области охраны труда, профилактики заболеваний человека, оказания медицинской помощи, а также охрана почвы, атмосферного воздуха, водных объектов.

Следует учитывать, что национальная система стандартизации является базой, на которую опирается не только система технического регулирования, но и системы регламентации промышленной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, экологической безопасности, система административного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сферой, охрану труда и здоровья, сбережение ресурсов, системы управления отраслями экономики, системы обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности Российской Федерации [4].

Для того чтобы обеспечить эффективность деятельности по стандартизации, в чем заинтересованы все стороны: государство, промышленность, сфера услуг, крупные и малые предприятия, государственные и частные компании, физические и юридические лица, необходим системный комплексный подход к регулированию стандартизации. Таким образом, можно констатировать, что необходима реализация единой государственной политики, регулирующей этот вид деятельности. Для достижения этой цели возможна и разработка специального закона «О стандартизации», предметом регулирования которого должны быть правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по стандартизации. Законодательное оформление должны получить такие важные аспекты, как задачи и принципы государственного управления в сфере стандартизации, полномочия федеральных органов исполнительной власти и других участников деятельности по стандартизации, структура национальной системы стандартизации, организация разработки документов по стандартизации, издание, распространение и применение документов по стандартизации, формы международного сотрудничества в области стандартизации [5]. Тем не менее, на сегодняшний день, правовое регулирование стандартизации осуществляется в рамках Федерального закона «О техническом регулировании».

Говоря о стандартизации, необходимо также затронуть вопросы международной стандартизации, поскольку торговое, экономическое и научно-техническое сотрудничество различных стран невозможно без международного взаимодействия. Деятельностью, направленной на регулирование международной стандартизации занимаются Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов. В настоящее время существует тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое сформировало единый внутренний рынок. Первоочередное значение в ЕЭС имеет устранение национальных барьеров путём развития европейской стандартизации. Руководители организаций по стандартизации стран - членов ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) предусматривают возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН). В 1972 г. Советом ЕС была принята Генеральная  программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для ЕС единых стандартов. Комиссия ЕС разработала программы «Зеленая книга Европы», в которой изложена концепция «Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе», представлен план перестройки и развития стандартизации на континенте. В «Зеленой книге» отражена позиция ЕС, заключающаяся в том, что евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы – содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды. В основу большинства евростандартов закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров, положены в основу единого стандарта ЕС [6].

В заключение следует выделить проблему эффективности стандартизации. Как отмечено в статьях Г. Элькина [7], применение современных стандартов способствует развитию бизнеса, позволяет повысить энергоэффективность и энергосбережение производства.

Таким образом, стандартизация обеспечивает экономию средств за счет применения апробированных решений и сокращения необоснованного разнообразия на основе унификации и типизации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: О государственных подрядах и поставках: Постановление Совета народных комиссаров (СНК) от 30 сентября 1921 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1921. № 69. Ст. 549.

2. См.: Бухарина Ю. Д. Законодательное регулирование выполнения требований стандартов на продукцию в советском государстве // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2-2. С. 31.

3. См.: Муратов B.C., Морозова Е.А. Стандартизация и сертификация как элемент товароведной подготовки // Успехи современного естествознания. 2007. № 3. С. 58.

4. См.: Пугачев Сергей. Зачем нужна государству стандартизация //Стандарты и качество. 2008. №1. С. 28.

5. См.: Аронов И. З., Версан В. Г., Чайка И. И. Стандартизация: по закону или по понятиям? // сайт ВНИИС. Режим доступа: www.vniis.ru

6. См: Колчков В.И. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебное пособие. М.,  2011. С. 58.

7. Элькин Г.И. Роль стандартов в повышении энергоэффективности и энергосбережения //Стандарты и качество. 2010. № 2.