ДЬЯКОВ К.А.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА ПОЧВЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ (МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ) РОЗНИ

 

              Место учебы: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные криминологические характеристики и причины преступности на почве межнациональных конфликтов.

Ключевые слова: межнациональный конфликт, преступность, нация, национальность, этнос.

 

DYAKOV K.A.

CRIMES BECAUSE OF ETHNIC (INTERETHNIC) STRIFE

 

Abstract. In article the main criminological characteristics and the reasons of crime because of the international conflicts are considered.

Keywords: international conflict, crime, nation, nationality, ethnos.

 

Российское законодательство и международные правовые документы, ратифицированные Российской Федерацией, – это полноценный инструмент для противостояния ксенофобии, национальной вражде, национальной, расовой нетерпимости. Так, пункт «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ предусматривает общее правило, что совершение преступления по мотиву национальной или расовой ненависти или вражды является одним из обстоятельств, отягчающих наказание. Совершение преступления по мотиву национальной или расовой ненависти или вражды является квалифицирующим обстоятельством при назначении наказания по пяти статьям УК РФ: ст.ст. 105, 111, 112, 117, 244. Отдельная статья УК РФ (ст. 282), помещенная в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, предусматривает уголовную ответственность за возбуждение национальной или расовой вражды. В части 1 указанной статьи зафиксировано, что преследуются по закону «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации». Соответствующие статьи, запрещающие пропаганду ксенофобии, национальной ненависти и дискриминацию по национальному или расовому признаку, имеются в законодательстве о СМИ, об общественных организациях, Трудовом кодексе РФ и др.

Тем не менее достаточно широко известно, что, как правило, дела, возбуждаемые по признакам преступления, указанным в ст. 282 УК РФ, либо не доходят до судебного разбирательства, либо заканчиваются амнистией виновных, либо наказание назначается условно. Если присутствуют признаки других преступлений, то действия виновных часто квалифицируются по статьям, предусматривающим ответственность за совершение этих, «неэтнических», преступлений. Имеющаяся в обществе озабоченность проблемами экстремизма, в том числе националистического, выражается, в частности, в специальных программах Правительства РФ по воспитанию толерантного сознания, в принятии специального Закона о противодействии экстремистской деятельности.

Понятия «нация» и «национальная принадлежность» в силу различных исторических обстоятельств существенно различаются в западноевропейском и восточноевропейском понимании. В западноевропейском толковании «национальность», «национальная принадлежность» – это, по меньшей мере, принадлежность к гражданскому обществу конкретной страны, гражданство (вне зависимости от того, что именуется историческими корнями или былой принадлежностью к определенной культурной или этнической общности). Так, ООН – это представительство народов государств – членов этой организации вне зависимости от их внутригосударственного этнического или расового многообразия. Такое понимание встречается и у нас, например – «национальная внешняя политика», «национальная экономика», «национальные ресурсы» и т. п. В то же время в восточноевропейской, и особенно советской, традиции «нация», «национальность», «национальная принадлежность» имеют совершенно другое значение: принадлежность к конкретному народу – этносу (пользуясь определением Ю. В. Бромлея) или отдельной этнической группе вне зависимости от гражданства [5, с. 22]. В этой связи преступления, совершенные на почве национальной или расовой вражды или ненависти, определяются в данном издании как этнические преступления. По проблеме этничности существует широчайший разброс мнений: от признания этнического свойства личности или группы, этничности в качестве изначально присущего обществам, группам и каждой личности до отрицания самого факта существования этничности как особого общественного свойства группы и индивида.

Единственно инструментальным свойством того, что называется этничностью или национальной принадлежностью, остается критерий осознания принадлежности к группе людей, обладающих сейчас или обладавших в прошлом едиными культурными свойствами, то есть общими формами, в которых люди осуществляют или некогда осуществляли свое общественное бытие. Эти элементы культуры настоящего или прошлого выступают для индивида в роли индикаторов социального единства в настоящем или прошлом, как указатели возможной социальной близости, принадлежности к социальной общности, социальному родству, что собственно и отражается в самосознании и самоназвании. Осознание принадлежности к отдельной особой социальной общности на основе культурных признаков составляет основу содержания национального (этнического) самосознания. Этот же принцип работает и в отношении других групп, осознаваемых через иные культурные признаки – индикаторы принадлежности к иной культурной общности, а через это и к иной социальной общности прошлого или настоящего. В социальной антропологии такие общности называются мнимыми сообществами, так как осознание принадлежности к единой культуре и даже следование единым культурным нормам отнюдь не обязательно обозначает реальную принадлежность человека или группы к единой общественной системе, государству или социальной страте, не обязательно предполагает социальную или политическую солидарность всех членов такого сообщества. Тем не менее, известно, что фактор национальной (этнической) принадлежности активно используется для усиления социальной корпоративности "своей" группы или обозначения особой корпоративности иной национальной (этнической) группы.

Ю.Н. Демидов относит преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов к преступности в экстремальных ситуациях, включая и массовые беспорядки, и террористические акты, и групповые драки, а также все преступления на почве межнациональной розни. Экстремальные события и их последствия можно подразделить на локальные, региональные и глобальные [3, с. 351]. Критерием данной классификации считается степень пораженности той или иной местности негативными последствиями события.

Р.А. Сабитов отделяет преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов от других ее видов по признаку направленности против лиц другой национальности или расы, принадлежности к религии, мотиву совершения преступления: ненависть, неприязнь, враждебность, нетерпимость к лицам другой национальности и расы [7, с. 8].

В. В. Лунеев объединяет преступления, причиной которых явились межнациональные и межплеменные конфликты, в отдельный вид преступности, называя ее преступностью в межнациональных конфликтах: 1986 г. – Алма-Ата; 1988 г. – Сумгаит, Нагорный Карабах; 1989 г. – Тбилиси, Ашхабад; 1990 г. – Баку, Душанбе, Ташкентская область; 1991 г. – Южная Осетия, Северная Осетия, Нагорный Карабах; 1992 г. – Абхазия, Грузия, Северный Кавказ; 1993 г. – Абхазия, Грузия, Нагорный Карабах; 1994 г. –Абхазия, Азербайджан, Нагорный Карабах, Чечня; 1995-1996 гг. – Абхазия, Таджикистан, Чечня [4, с. 355-356]. Не вызывает сомнения тот факт, что такой вид преступности порождают межнациональный, религиозный конфликты, освобождая негативную энергию людей, демонстрируя безнаказанность и воплощая идею так называемой «справедливости».

Представляется, что можно выделить следующие компоненты, непременно присутствующие при событии, которое может рассматриваться как противоправные действия, совершаемые на почве национальной или расовой вражды или ненависти:

1. Социальный и мировоззренческий контекст события – объективная и субъективная социальная дискомфортность и избранный способ ее интерпретации.

2. Создание мотивации для дискриминации граждан по национальному или расовому признаку в виде презумпции виновности, порочности и опасности их для общества на основаниях реальной или предполагаемой национальной или расовой принадлежности. Именно на этой стадии создается основание для враждебного отношения на основе национальной неприязни, переходящего в ненависть, как психологической неприемлемости сосуществования в рамках единой социальной общности.

3. Обозначение способа очищения социальной системы от признаваемых вредными элементов в лице людей конкретной национальной или расовой группы.

4. Осуществление действий, направленных на вытеснение объекта действия из социальной среды какого-либо уровня, дискриминацию группы или отдельного индивида, нанесение материального ущерба или причинение вреда здоровью или жизни, либо угроза осуществить эти действия на основании реальной или предполагаемой национальной или расовой принадлежности объекта данных действий. Поскольку подобные действия, как правило, стимулируют защитную ответную реакцию, они являются составной частью процесса разжигания межнациональной вражды и чреваты перерастанием в групповую конфронтацию, трудно поддающуюся рациональному урегулированию.

В отечественной научной литературе понятие конфликта однозначно не определено, существует неясность и в таких понятиях, как религиозные явления, религиозные процессы, которые близки к конфликту, но таковыми не являются.

Конфликт – это противоборство сторон, которое обусловлено противоположностью или существенными различиями интересов, взглядов и ценностных ориентаций, то есть ситуация, когда обе стороны совершают определенные действия, направленные друг против друга.

Природа таких межнациональных конфликтов имеет сложную структуру. Такие конфликты обусловливаются комплексом взаимосвязанных причин, и прежде всего политическими, социально-экономическими и иными разногласиями. Безусловно, процесс развития конфликтов не может рассматриваться в отрыве от других процессов, протекающих в обществе, поскольку, будучи результатом противоречий, накапливающихся в обществе, конфликты, в свою очередь, порождают возникновение новых или обострение уже имеющихся проблем. Обычно для того чтобы уяснить сущность и содержание любых явлений и процессов, их нужно рассматривать в историческом аспекте. Не являются исключением и конфликты на национальной или расовой почве. Ученые, занимающиеся исследованием этого явления двадцатого столетия, единодушно отмечают, что почти все сколько-нибудь значительные межнациональные конфликты связаны с важнейшими событиями мировой истории. Так, первая мировая война создала благоприятную почву для многочисленных межнациональных споров и конфликтов и в центре Европы, и на территории бывшей Российской империи. Вторая мировая война дала мощный толчок национально-освободительному движению. В этот период национализм выступил фактором мобилизации народов на борьбу за свое освобождение и одновременно катализатором разного рода конфликтов и войн. Распад СССР вместе с дезинтеграцией единого социального и экономического пространства породил множество этнополитических проблем в каждом из постсоветских государств. Новый всплеск межнациональных конфликтов представляется вполне обоснованным связать с кардинальными экономическими и социальными реформами в России 90-х годов, вызвавшими расслоение общества и обострение экономических проблем. Для России, которая исторически является многонациональным государством, вопрос обеспечения равноправия большим и малым народам традиционно является одним из наиболее актуальных. Кроме этого в последние годы появились и новые проблемы. Так, расширение границ общения россиян с представителями других государств привело к увеличению числа приезжающих к нам в страну лиц иной расовой либо национальной принадлежности, что обусловливает необходимость гарантировать безопасность их пребывания на нашей территории. Нельзя не согласиться с мнением некоторых ученых, что в связи с демократизацией и деятельностью правозащитных движений вопрос о правах граждан разных национальностей для многих стал уже не декларативным, а вполне реальным.

Повышенная общественная опасность деяний, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье, достоинство граждан, в том числе преступлений, совершаемых на почве межнациональных и религиозных конфликтов, обусловлена:

1) использованием виновными условий общественного бедствия как фактора, облегчающего совершение преступлений;

2) совершением преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии (женщин, стариков, детей);

3) преобладанием низменных мотивов поведения виновных;

4) увеличением объема общественных отношений, одновременно подвергаемых противоправным посягательствам;

5) массированным и интенсивным противодействием правоохранительным органам [6, с. 86].

Таким образом, преступность на почве межнациональных и религиозных конфликтов – социально-правовое явление, которое состоит из совокупности преступных посягательств на социальные отношения в сфере развития и самоуправления наций как этнических общностей, обеспечения целостности их территорий, культурно-исторического достояния, равноправия граждан всех национальностей, проживающих на определенной территории, а равно преступных посягательств на права, законные интересы, свободы граждан и правопорядок, осуществленных с использованием обстановки межнациональных и религиозных конфликтов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.           Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. с попр. от 21.07.2014 г.). [Электронный pecypc]. – Доступ из справ.-правовой системы «KонсультантПлюс».

2.           Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 28.11.2015). [Электронный ресурс]. – Доступ из справ.-правовой систе-мы «Консультант Плюс».

3.           Долгова А.И. Криминология: учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2005. – 633 с.

4.           Лунеев В.В. Преступность ХХ века. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 912 с.

5.           Коршунова О.Н., Винников А.Я., Гиренко Н.М., Леухин А.В., Серова Е.Б. Методика расследования преступлений, совершаемых на почве национальной или расовой вражды или ненависти. – М.: СПб, 2002. – 92 с.

6.           Кунц Е.В. Понятие преступности на почве межнациональных и религиозных конфликтов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – №19(200). – С. 84-86.

7.            Сабитов Р.А. Преступность на почве межнациональных конфликтов и уголовно-правовые меры борьбы с ней. – М.: Изд-во ВШ МВД СССР, 1991. – 64 с.