АКИМОВА А. С.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК СУБДИСЦИПЛИНА

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие юридическая антропология, его развитие и значение в настоящее время.

Ключевые слова: антропология, юридическая антропология, предмет юридической антропологии, этнология.

 

На сегодняшний день юридическая наука старается найти ответы на вопросы новой эпохи, начало которой было положено антропологическим поворотом в философии и обществознании в конце XIX века. Со стороны правоведения, данные вопросы затрагивают смысл и ценности права для человека, места человека в правовой реальности, познаваемости этой правовой реальности им, соотношения этнокультурных, религиозных, политических и юридических идеалов, ценностных порядков. Особую остроту этим вопросам придают ускорение процессов глобализации и распространение новых ценностей, исчезновение в результате унификации норм и идеалов мировых культур, процесс обезличивания человеческой индивидуальности, объединения их в некие жесткие рамки единообразными нормами и правилами, потеря этнокультурной индивидуальности и самобытности. Способы ответить на эти вопросы в зарубежной и отечественной юридической антропологии бесспорно приводят к поиску новых подходов к праву, познанию и пониманию права, концептуализации новых правовых идей, возникающих в связи с ее развитием.

Антропология – гуманитарная технология XXI века, которая, благодаря уникальному набору методик и фундаментальности, позволяет решать самые разнообразные задачи: от познания миров прошлого и настоящего до повышения уровня продаж в секторе высоких технологий. Именно антропология дает возможность смотреть на мир широко раскрытыми глазами, глубоко понимать проблемы человечества, способность действовать эффективно в культурно неоднородной среде, понимание того, что культуры и народы взаимно обогащают друг друга [1].

Антропология есть актуальная необходимость понять каждому единую природу и разнообразие человека и способов его существования, необходимость ответить на вопрос, как мы можем гармонично жить вместе, не уничтожая друг друга.

Что же такое юридическая антропология? Антропология права (юридическая антропология) как субдисциплина, находящаяся на стыке этнографии (социальной и культурной антропологии) и правоведения, открывает новое представление о праве, рассматривая его в этническом контексте [2].

Исследователи расходятся во мнениях по поводу определения, но в целом, правовая антропология стремится осветить порядок человеческого общества. Кроме того, важно отметить, что есть прикладные юридические науки, которые работают с коренными народами по таким вопросам, как претензии на землю, самоопределение и охрана окружающей среды.

Антропология права (юридическая антропология) представляет собой науку, включающую в себя методологию научного исследования социальной антропологии, этнологии, социологии и истории права. Отсюда предметное поле исследования антропологии права является сложным и весьма разнообразным [3]. 

Норбер Рулан в своей книге «Юридическая антропология» представляет нашему вниманию следующую характеристику антропологии права как науки и учебной дисциплины: «Юридическую антропологию можно определить как дисциплину, которая путем анализа письменного или устного слова, практики и системы представительства, изучает процессы юридизации, свойственные каждому обществу и стремится выявить их внутреннюю логику» [4].

Таким образом, каждый из нас пребывает в самых различных организациях. Если это цивилизованные организации, то можно утверждать, что нет плохих организаций, а есть плохое управление или самоуправление в этих организациях. Так, причиной правового нигилизма есть плохое государственное управление. Действительно, наука управления изучает отношения людей по поводу управления, экономическая наука изучает экономические отношения, юриспруденция изучает правовые отношения людей. Следует подчеркнуть, что, именно в рамках юридической антропологии выделяется исключительная способность человечества создавать нормы права и следовать их предписаниям. Но каждый человек или группа в организации уникальны. Эта уникальность проявляется в характерологических особенностях каждой личности.

Предметом юридической антропологии являются правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений и процессов, которые складываются в различных сообществах, у разных этносов, в разные эпохи и в разных регионах мира. Мы можем отметить, что юридическая антропология занимает особое место в системе юридических наук и юридического образования наряду с такими правовыми дисциплинами, как теория права и государства, философия права, социология права, психология права, история права, история политических и правовых учений и др.

Трудно представить развитие юридических наук, реальной практики соответствующих органов без основополагающих реалий юридической (правовой) антропологии, которую не без оснований связывают также с антропологией в управлении, антропологией культурной, социально-культурной, организационной этнографией, индустриальной антропологией, бизнес-антропологией и др. Межпредметное значение юридической антропологии заключается, в конечном счете, в том, что в ней, под углом зрения изучения такого четко определенного объекта и одновременно такого фундаментального явления как право, сконцентрированы все существенные достижения, идеи и концепции социальной антропологии, этнологии, социологии, культурологии и других гуманитарных наук [5].

Антропология права появилась на пересечении юриспруденции с целым рядом других гуманитарных дисциплин. Например, таких, как история, этнология, социальная антропология, философия, социология, культурология. Из рада юридических предметов существенное воздействие на её становление оказали история права и история политических и правовых учений. Процессы активного становления юридической антропологии в качестве самостоятельной науки в рамках общей юриспруденции протекали во второй половине XIX-XX вв. [6].

Изучение юридической антропологии началось очень давно. Сэр Генри Мэн, как правило, признается в качестве основателя юридической антропологии. Мэн был бывшим колониальным правовым чиновником, который стал преподавателем юриспруденции в Кембридже и Оксфорде, издав Древний закон в 1861 году [7]. Этот классический текст, известный своей огромной каталогизацией многочисленных и разнообразных правовых традиций, выдвинул великие теории развития права в жестких эволюционных рамках. Все человеческие общества были размещены на графике развития. В то время его чрезмерно детерминированная эволюционная схема приобрела дурную славу. Мэн сделал весомый вклад в развитие правовой антропологии как дисциплины. Особым образом нужно отметить его фразу «от статуса к договору». Мэн чувствовал оппозицию между Востоком и Западом, связанную с различим между религией и законом [8].

В ранних правовых антропологических исследований сосредоточено более узко регулирование конфликтов, преступности, санкций. Бронислав Малиновский в 1926 работал над произведением «Преступление и обычай в дикарском обществе». Он исследовал закон, порядок, преступление и наказание среди Тробриандских островов [9].

Несомненно, следующий большой вклад внес Э. Адамсон Хоебель. Его несколько публикаций на правовые темы показывают нам его со стороны антрополог права. Произведение Шайеннский Путь (1941), написанное в соавторстве с великим ученым-правоведом и реформатором Карлом Луэллином, по праву считается классическим текстом по юридической антропологии. Работа Хоебеля и Луэллина является ранним примером междисциплинарного подхода к изучению права.

В течение 1950-х и 1960-х годов, юридические антропологи были в основном обеспокоены законом как аспектом общественного контроля посредством наложения санкций и рассмотрели юридические процедуры как средства предписания социальных правил. За этот период количество ученых, которые идентифицировали себя в качестве юридических антропологов, значительно выросло.  

В 1970-х годах дискуссии в юридической антропологии сосредотачивались на многих вопросах развития юридической антропологии. Все большее число юридических антропологов, таких как Комарофф и Саймон [10], критиковали давние акценты в юридической антропологии о правилах принятия судебного решения. Важным следствием этой дискуссии являлась модель на правовой плюрализм и альтернативные режимы и структуры права.

Трудно предположить, что будет дальше в развитии юридической антропологии. Тем не менее, определенные наработки очевидны. Становление юридической антропологии происходит во второй половине XIX в., практически синхронно с развитием социальной антропологии. Иллюстрацией этому служит тот факт, что почти все выдающиеся антропологи того времени были юристами или имели юридическое образование [11]. Важный сдвиг, начавшийся в 1980-х годах и продолжилось в 1990-е годы был шаг правовых антропологов к изучению США. В произведениях по юридической антропологии этого времени можно отметить, что граждане Хоупвелли обращаются к Церкви как к средству поддержания социального порядка. Несмотря на эту тенденцию, важно вместе с тем ведется работа изучение права в других странах [12].

Что касается закона, в антропологии сравнительный анализ присущ юридической антропологии с известных споров Павла Бохэннан и Макс Глюкман. Дискурс отражает одно из основных различий между британским и американским антропологом к подходам введения западной терминологии как категории этнологии различных обществ.

Каждый использует авторский подход на основе тематических исследований, однако представление данных с точки зрения достижения при сопоставлении является камнем преткновения между ними.

Глюкман утверждал, что чрезмерное употребление Бохэннана родной терминологии создает препятствия при попытке достичь сравнительного анализа. Он, в свою очередь, предположил, что в целях дальнейшего межкультурного сравнительного изучения права, мы должны использовать английские термины и понятия права, которые будут способствовать уточнению спорных фактов и взаимосвязей.

Юридическая антропология, исследование правового аспекта жизни человека в различные исторические эпохи и в различных регионах мира, уже давно установившаяся в области гуманитарных наук. Она возникла на стыке юриспруденции и ряду дисциплин, таких как социальная антропология, социология, история и философия. Среди важных формообразующих влияний, поступающих из правовых рамок, были исследования по истории права (особенно древнего права) и по правоведению.

Мы видим, что юридическая антропология сформировалась как научная дисциплина во второй половине девятнадцатого века. Растущий интерес к исследованиям в юридической антропологии в настоящее время действительно в немалой степени порожден тем, что обычаи и традиции коренных народов становятся частью государственной правовой системы.

Сегодня юридическая антропология уделяет особое внимание сравнительному изучению традиционных и современных правовых систем, локальных культур, индивидуальных прав, а также прав людей в рамках международных и национальных правовых систем. Сегодня трудно себе представить, как любой работник правовых органов может принимать управленческие решения, не учитывая менталитет, ритуалы, традиции, обычаи, мифы и др., касающиеся конкретного человека, кем бы он ни был в данной ситуации: свидетель, подсудимый и др.

Особая актуальность юридической антропологии в условиях новых геополитических вызовов России и обострения межгосударственной конкуренции обусловлена также радикальным пересмотром исторических реалий, переписыванием истории, новыми правовыми позициями различных обществ и государств вообще, и в частности государств на территории бывшего СССР [13].

В ходе анализа литературы про юридическую антропологию, мы с уверенностью отмечаем, что юридическая антропология функционирует не только как учебная дисциплина. Она подталкивает к изучению правового процесса в целях достижения более глубокого понимания правовых аспектов человеческой жизни. Данная наука помогает улучшать современное законодательство и делает его более чувствительным к сферам жизни общества, которые регулируются разнообразными нормами.

Процессы правовой глобализации устанавливают новую иерархию правовых норм, разрушаются исторически сложившиеся типы правосознания. Современная правовая теория, как и право в целом, должны дать ответ на вызовы правовой глобализации, адекватные масштабности возникшей проблемы [14].

Юридическая антропология в последние годы все чаще включается в различные учебные программы университета. Исследования по юридической антропологии основаны на сочетании нормативного метода и метода анализа процессов. Она опирается на практику этнографии [15]. По нашему мнению, это позволяет юридической антропологии ориентироваться в исследовании правовых отношений, которые возникают между людьми с или без учета их этнической идентичности, этнических отношений.

Мы считаем, что плодотворную роль играет преподавание курса юридической антропологии. Это реально расширяет гуманитарные дисциплины не только специальными юридическими знаниями, но и широким комплексом современных гуманитарных правовых идей, концепций. Именно юридическая антропология является одной из наиболее содержательных, значимых наук, разрабатывающих, в том числе, разные аспекты и направления современных социально-антропологических и общегуманитарных исследований, где главным составляющим является человек.

На международном уровне юридическая антропология продвинулась посредством деятельности Комиссии IUAES комиссии по народному праву и юридическому плюрализму, и другие организации и журналы, такие как «Law and Anthropology», «Law and Society Review», «Journal of Legal Pluralism», «Droit et Cultures».

Российское правительство, российские компании в последнее время также не остаются в стороне от антропологизации, т.е. привлекают антропологов к реальным разработкам, особенно в исследовательских центрах. Один из координационных центров юридической антропологии в России - Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, которая спонсирует работу над исследованием в юридической антропологии.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Нерсесянц В. С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина: учебник. − М., 1999. −  С. 17.

2.    Рулан Н. Юридическая антропология: учебник. − М.: НОРМА, 2000. − С. 115.

3.    Ковлер А. И. Антропология права: учебник для вузов. − М., 2002. − С. 5

4.    Рулан Н. Юридическая антропология: учебник. − М.: НОРМА, 2000. − С. 200.

5.    Нерсесянц В. С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина: учебник. − М., 1999. −  С. 15.

6.    Тишков В. А. Антропология права – начало и эволюция дисциплины // Юридическая антропология. Закон и жизнь. Сб. статей. − М., 2000. − С. 8.

7.    Maine, Sir Henry. Ancient Law.  – New York: Dutton, 1960. – P. 135.

8.    Поворознюк О. А. Юридическая антропология: история и современная область исследований // Социальная антропология Забайкалья. − 2003. − № 2. − С. 127.

9.    Malinowski, Bronislaw. Crime and Custom in Savage Society. – Totowa, New Jersey: Rowman & Allanheld, 1985. – P. 132.

10.     Boas F. Anthropology and Modern Life. – Westport (Conn.), 1984. – P. 98.

11.     Бочаров В. В. Антропология права: антропологические и юридические аспекты // Человек и право: книга о Летней школе по юридической антропологии. − М., 1999. − С. 24.

12.     Пучков О. А. Юридическая антропология и развитие науки о государстве и праве (теоретические основы): дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2001. − С. 100.

13.   Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России // Новое в экономике и управлении: сборник статей. – М., 2008. – С. 4.

14.     Воробьев В. В. Юридическая антропология как отрасль правовой науки // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2004. – № 1 – С. 117.

15.     Рулан Н. Юридическая антропология : учебник. − М. : НОРМА, 2000. − С. 290.