ГОРЕЛОВ И. И.
Место учебы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».
Е-mail:
i_gorelov91@mail.ru.
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация.
Статья посвящена правовой политике Российской Федерации в сфере здравоохранения,
а также сопутствующим проблемам в этой сфере деятельности/
Ключевые слова:
правовая политика, здравоохранение, обязательное медицинское страхование.
LEGAL POLICY ISSUES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD
OF PUBLIC HEALTH
Abstract.
The article is devoted to the legal policy of the Russian Federation in the
field of health and related problems in this field.
Keywords:
policy of law, the public health services, mandatory helath insurance.
Охрана жизни и здоровья граждан – одна из приоритетных
задач любого развитого государства, в том числе и Российской Федерации. Сфера
здравоохранения является наиважнейшей, наряду с образованием, наукой, обороной.
Цель государственной политики в области здравоохранения – повышение качества и
доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья
населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности. Достижение
этой цели предполагает сохранение стратегии приоритетного развития
здравоохранения: необходимо провести институциональные преобразования в системе
управления и финансирования здравоохранения. В сочетании с дополнительными
вложениями это позволит решить наиболее острые возникающие проблемы. Важно
сделать развитие здравоохранения элементом политики борьбы с неравенством,
обеспечив надежную защиту граждан от особо значительных расходов в случае
серьезных заболеваний. Уровень этой защиты должен стать важнейшим индикатором
результативности функционирования отрасли [6].
Данная статья посвящена правовой политике Российской Федерации в сфере
здравоохранения, так как отрасль здравоохранения на данный момент находится в
весьма неоднозначной ситуации.
В первую очередь, необходимо отметить, что система здравоохранения осуществляет
свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, где в
статье 7 закреплена обязанность государства охранять здоровье граждан, также в
статье 41 закреплено конституционное право граждан на охрану здоровья граждан
России:
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,
других поступлений [1].
Прежде чем затронуть руководящие деятельностью системы здравоохранения
Федеральные законы, стоит остановиться на Указе Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года» [2].
Данный документ содержит список особо важных целей, которые ставятся перед
системой здравоохранения России:
1)
увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
2)
совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной
первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи;
3)
совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества,
эффективности и безопасности лекарственных средств.
Распространение ВИЧ-инфекций, риск эпидемий, туберкулёз, алкогольная и
наркотическая зависимости поставлены в список первоочередных угроз национальной
безопасности России.
Также вопросы здравоохранения регулирует ряд федеральных нормативных актов,
регулирующих деятельность системы здравоохранения. Стоит особо выделить
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» [2]. Этот документ охватывает, по сути, все
сферы здравоохранения.
Так, в главе 2 данного Закона обозначен перечень основополагающих принципов в
деятельности по охране здоровья. К ним относятся:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с
этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного
самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере
охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
К сожалению, осуществление некоторых принципов Федерального закона
осуществляется в недостаточной степени, так, например, есть ряд острейших
проблем с доступностью и качеством медицинской помощи. В связи с явной
недостаточностью финансирования, а также с порою явной некомпетентностью
руководства больниц на местах, оказание медицинской помощи становится весьма
ограничено.
В связи со сравнительно невысоким уровнем оплаты труда и слабой социальной
защищенностью медицинских работников государственных медицинских учреждений,
можно наблюдать отток профессиональных кадров из государственных медучреждений в
частные клиники. При этом данная тенденция сохраняется из года в год. Стоит
отметить, что одновременно с этим постепенно растёт средний возраст медицинских
работников, что также негативно скажется на качестве оказываемой медицинской
помощи в ближайшем будущем. Так же, к сожалению, стоит отметить тот факт, что
имеет место быть тенденция к сокращению списка бесплатных услуг, предоставляемых
гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования.
На фоне имеющегося в 2013 г. дефицита числа медицинских кадров, стационарных
коек, государственного финансирования, структурные преобразования сети
здравоохранения, предпринятые в 2014-2015 гг., привели к еще большему сокращению
мощностей здравоохранения: число медицинских кадров сократилось на 23 тыс.,
число стационарных коек – на 47 тыс. Ситуация
усугубляется снижением государственных расходов на здравоохранение: в 2014 г.
– на 7%, а 2015 г. – на 17%, в
2016 г. – на 20% в сопоставимых ценах по сравнению с
2013 г. Как следствие, сократились объемы бесплатной медицинской помощи для
населения: число посещений в связи с заболеваниями – на
137 млн (на 14%), число госпитализаций пациентов в стационары
– на 677 тыс. (на 2%), число вызовов скорой медицинской помощи
– на 1,7 млн (на 4%). При этом число больных людей в
стране не уменьшилось, а стационарозамещающие виды помощи, призванные заменить
сокращение объемов скорой и стационарной медицинской помощи, недостаточны (из-за
дефицита кадров и средств в первичном звене здравоохранения) [7].
Немаловажную роль в системе здравоохранения занимает обязательное медицинское
страхование (ОМС).
Обязательное медицинское страхование опирается помимо указанных выше нормативных
актов, также на нормы
Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования» [4] и Федерального Закона Российской Федерации от 29
ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской
Федерации» [5].
Претворение в жизнь норм, содержащихся в данных Федеральных законах,
сталкивается с рядом острых проблем, которые требуют немедленного их решения.
Здесь особо стоит отметить постепенное ухудшение качества бесплатных медицинских
услуг в совокупности с увеличением количества медицинских услуг на платной
основе. Это оказывает сильное негативное влияние в первую очередь на
малообеспеченные и социально незащищенные слои населения – пенсионеров,
инвалидов, детей. Несмотря на ежегодное увеличение финансирования обязательного
медицинского страхования, средств на его осуществление, по-прежнему, явно
недостаточно. Стоит отметить, что по-прежнему сохранилась тенденция к ухудшению
данной проблемы в будущем.
Причинами столь острых проблем, по моему мнению, являются низкие заработные
платы работников системы здравоохранения, постепенно ухудшающийся уровень
подготовки врачей и медицинского персонала, значительная степень изношенности
медицинского оборудования, недостаток необходимого оборудования и лекарственных
средств.
Ухудшение социально-экономического положения граждан, нарастание дефицита
финансирования и сокращение мощностей системы здравоохранения в 2015 уже привело
к росту смертности на 5,2% в I квартале. В последующие годы, если базовые
проблемы отрасли не будут решены, то вместо запланированного снижения смертность
будет расти. По самым оптимистичным прогнозам, в 2018 г. она вырастет до уровня
13,9 случая на 1000 населения. Из этого следует, что к 2018 г. вместо достижения
ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) в 74 года, этот показатель упадет с
нынешних 71 года до уровня 69-69,5 лет. Это означает, что РФ уже не попадет в
список 50 развитых стран мира, у которых ОПЖ составляет более 70 лет [8].
Исходя из изложенного выше, можно прийти к выводу, что система здравоохранения
Российской Федерации в данный момент сталкивается с целым рядом проблем,
препятствующих обеспечению должного уровня доступности и качества медицинской
помощи гражданам, и стоит на пороге системного кризиса. Если уже сейчас не
начать решать накопившиеся проблемы, то существует риск коллапса системы
обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993
г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014.
– № 31. – Ст. 4398.
2.
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ
Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. // Собр. законодательства РФ.
– 2009. – № 20.
– Ст. 2444.
3.
Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от
21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собр. законодательства РФ. –
2011. – № 48. – Ст.
6724; 2012. – №
26. – Ст. 3442; 2013. – № 27.
– Ст. 3477; № 48. – Ст. 6165;
2014. – № 30. – Ст. 4206,
4257; № 43. – Ст. 5798; № 49. –
Ст. 6927; 2015. – № 10. –
Ст. 1425; № 29. – Ст. 4359, 4397; № 51.
– Ст. 7245; 2016. – № 1.
– Ст. 9
4.
Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16 июля
1999 года № 165-ФЗ [Электронный ресурс].
–
URL:
http://base.garant.ru.
5.
Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный
закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ // Собр.
законодательства РФ.
–
2015.
–
№ 51 (часть III).
–
Ст. 7245
6.
URL: http:// www.justicemaker.ru.
7.
ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. – 2015.
– № 2. – С. 34-47.
8.
URL: http://rusrand.ru/analytics/analyticszdravoohranenie-rossii-mify-realnost-reshenija.