МОКШИН Н.Ф., МОКШИНА Е.Н., СУШКОВА Ю.Н.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
МОРДОВСКОЙ ЭТНИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Место работы: ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы становления и
развития мордовской этничности и государственности с древнейших времен вплоть до
современности, раскрываются причины бинарности мордовского этноса, этимология и
история употребления этнонимов мордва, эрзя, мокша.
Ключевые слова: древнемордовская семья племен, Среднее Поволжье, мордовский этнос, мокшанско-эрзянская дуализация, бинарность, этнонимия, этногенез и этническая история, государственность.
MOKSHIN N. F., MOKSHINA E.
N., SUSHKOVA YU. N.
THE BASIC STAIGES OF
FORMATION AND DEVELOPMENT MORDOVIAN ETHNICITY AND STATE
Abstract: This article
discusses the basic stages of formation and development of the Mordovian
ethnicity and state since ancient times up to the present, the reasons of
binarity Mordovian ethnos, etymology and history of use of ethnonyms Mordva,
Erzya, Moksha.
Keywords:
drevnemordovskaya family tribes, Middle Volga, Mordovian ethnos, Moksha-Erzya
dualization, binary, ethnonyms, ethnogenesis and ethnic history, state.
Истоки мордовской этничности восходят к древнемордовской семье племен, которая возникала в Среднем Поволжье в результате распада прамордовско-прамарийской этнической общности, происходившего на заключительной стадии существования первобытно-общинного строя. Каждое из этих племен возглавлял тюштя (от мордовского текш – верх, верхушка, атя – старик, старейший). Племена, составлявшие древнемордовскую группу (семью) племен, по своим основным параметрам представляли, скорее всего, не столько единство, сколько сходство, близость. Они, по-видимому, говорили на родственных диалектах, легших позднее в основу эрзянского и мокшанского наречий, а затем и языков, которым до сих пор присуща большая диалектная пестрота. Нельзя, разумеется, все диалекты нового и новейшего времени возводить к первобытности, но все же можно предполагать, что значительная часть из них имеет давнее происхождение, связанное с многоплеменностью древней мордвы.
Племенная мозаичность древнемордовской этничности прослеживается отчасти и по материалам традиционного народного костюма. Исследователи неоднократно обращали внимание на его локальное многообразие, детерминированное не только различными условиями исторического развития отдельных групп мордвы, особенностями их расселения и этнического соседства, но, видимо, и ее разноплеменностью. В то же время имеется и ряд общих черт, свойственных всем вариантам мордовской одежды.
Уже с первой половины I тыс. н. э. в лоне древнемордовской семьи племен начинают вырисовываться линии эволюции мокшанской и эрзянской групп племен или соплеменностей, которые позднее становятся более явственными. Мокшанско-эрзянская дуализация происходила, разумеется, не сразу, это был длительный, растянутый на целые столетия процесс, обусловленный разными факторами. Одной из существенных предпосылок такого раздвоения была обширность этнической территории древнемордовской семьи племен, затруднявшая контакты между племенными группами. Территориальная разобщенность обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех соплеменностей, на базе которых сформировались эрзя и мокша. Существенной причиной дуализации древней мордвы можно считать и миграционные процессы, происходившие на ее этнической территории. Особенно заметную роль в изменении этнической ситуации, в пробуждении в среде древнемордовских племен дивергентных процессов, в разрыве ее этнолингвистической непрерывности сыграло великое переселение народов, происходившее в первой половине I тыс. н. э., а затем, в конце этого тысячелетия, расселение в Среднем Поволжье булгар и создание первого в этом регионе государственного образования – Волжской Булгарии. Позднее возникал и ряд других (например, монголо-татарское нашествие, казанско-ханское господство) социально-экономических, политических, этнокультурных факторов, содействовавших закреплению этой бинарности.
Немаловажное значение для решения проблемы происхождения мордовского народа, степени его этнической консолидации на различных этапах исторического развития имеет вопрос о времени возникновения, этимологии и употреблении этнонимов мордва, эрзя и мокша. Будучи проявлением этнического самосознания, как внешнего (экзоэтнонимия или аллоэтнонимия), так и внутреннего (эндоэтнонимия или автоэтнонимия), этнонимия в целом дает возможность лучше понять процессы этногенеза и этнической истории народов.
Этноним мордва появляется в
довольно ранних письменных источниках, в ряду которых одним из первых следует
назвать сочинение Геродота (V
в. до н. э.) «История в девяти книгах». Излагая раннюю историю Греции и стран
Востока, Геродот упоминает племя марды,
как одно из персидских кочевых племен [1, с. 66]. Историк готов Иордан (VI
в. н. э.) писал о народе Восточной Европы
Mordens,
а византийский император с
Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните: иранское mard – мужчина, таджикское мард – мужчина). В мордовских языках указанное слово сохранилось поныне для обозначения мужа, супруга (эрзя-морд., мокша-морд. мирде). В русском слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности. Его можно сопоставить с этнонимами литва, дрегва, татарва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает под этнонимами мордва, мордвичи (подобно этнонимам кривичи, вятичи, дреговичи, немчичи, русичи, вогуличи и др.) Печенегии.
Одно из наиболее ранних письменных свидетельств об этнониме эрзя (аорсы) содержится в «Географии» древнегреческого ученого и путешественника Страбона (I в. н. э.), посвященной описанию Римской империи и пограничных с нею стран, сообщавшего, что аорсы, расселенные близ Танаиса (Дона) в соседстве со скифами и сарматами, «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием» [9, с. 295, 308–309; 6, с. 9–10].
Наиболее ранние письменные
сведения об этнониме мокша (Moxel)
мы узнаем из записок фламандского
путешественника
XIII
в. Гильома Рубрука и «Сборника летописей» иранского историка и государственного
деятеля Рашид-ад-Дина (1247–1318), который отмечал, что в год курицы,
соответствующий 634 году (= 4.
IX.
1236 – 23.
VIII.
Обычно полагали, что если этимология этнонима
мордва индоевропейского
происхождения, то этимология
этнонимов эрзя и
мокша имеет местные, мордовские
истоки. Однако наши поиски не подтверждают это, свидетельствуя в пользу
индоевропейского происхождения и данных этнонимов. Этноним
эрзя восходит, вероятнее всего, к
иранской лексике (иранское
arsan – самец, мужчина, герой),
а мокша связан с индоевропейским
гидроним Мокша (сравните: в санскрите
mokcha означает проливание,
утекание, освобождение и считается одним из важнейших понятий индуизма).
На завершающем этапе развития первобытного общества мордовская
соплеменность преобразуется в вождество, когда один из племенных вождей (тюштей)
становится во главе всей соплеменности, а его титул (тюштя)
из нарицательного слова трансформируется в собственное имя (антропоним), к
которому присоединяется нарицательный термин
инязор или
оцязор (от эрзя-морд.
ине – великий,
азор – хозяин, владетель, мокша-морд.
оцю – большой, великий,
азор – владетель, хозяин), а затем и
каназор (мокш., эрз.
кан – хан,
азор – хозяин, владетель). Титул
хан, надо полагать, проник в
мордовскую среду не ранее первых контактов с тюркскими этническими общностями,
датируемых обычно второй половиной
I
тыс. н. э. Наиболее известным из таковых был Пургас (XIII
в.).
До недавнего времени было распространено толкование русского летописного
выражения «Русь Пургасова», как русских, подчиненных князю Пургасу, что, на наш
взгляд, не совсем верно. Первое слово этого выражения правильнее следует читать
как Эрсь («Эрсь Пургасова»). Центр
Пургасовой Руси («Пургасовой волости») точно не установлен. Есть предположение,
что им могло быть Пургасовское городище
в бассейне рек Мокша и Теша, т.е. на территории, где искони проживали мокша и
эрзя, а Пургас был общемордовским правителем. Об этом можно судить и по
летописным выражениям «Мордва Пургасова», «Мордва с Пургасом».
Вторжение войск хана Батыя на Мордовскую землю русская летопись датирует
1239 годом: «На ту же зиму взяша Батыеве татарове Мордовскую землю» [7, с. 115].
В пределах Золотой Орды, делившейся на улусы, мордва концентрировалась, в
основном, в северо-западном ее улусе, именующемся в специальной научной
литературе «Наровчатско-Мокшинским княжеством» [12, с. 133] с центром в г.
Мохши, бывшем при великом хане Узбеке (в 1313–1321 гг.) столицей не только
собственно данного улуса, но и всей Золотой Орды [5, с. 12–16].
С воссоединением Мордовской земли (Мордовии) с Русской землей (Русью,
Россией) титулами инязор (оцязор)
мордва стала называть русских великих князей, государей, царей, императоров.
Первым дипломатом из мордвы на государственной службе у великого князя
Московского Дмитрия Ивановича (Донского) был киличей (особо доверенный посол)
Мокший, представлявший Москву в Золотой Орде.
Социальная структура мордовского народа в
XVI–XVII
вв. имела некоторую специфику, поэтому царское правительство считало
необходимым, помимо местной администрации, единой для русских и мордвы,
назначать в уезды для управления последней специальных должностных лиц –
бортничьих и мордовских дел воевод, голов, прикащиков (приказных), в чью
компетенцию входили не только финансовые, судебные, но и другие «мордовские
дела».
Основная масса мордвы была причислена царским правительством к ясачным
людям, которые по указу
Что касается эксплуататорской части мордовской феодальной народности
(князей, мурз), то она, приняв православие, вливалась в ряды класса феодалов
Российского государства. В духовной грамоте Ивана
IV
от
Еще в 1540-х гг., готовясь к войне с Казанью, русское правительство взяло
в аманаты (заложники) часть наиболее влиятельных представителей мордовской
знати, пожаловав им в то же время большие привилегии. Так, Ждан Мордвинов,
взятый в аманаты от мордвы в
В годы советской власти происходили качественные изменения не только в
социальной структуре, но и в типологии мордовского этноса, который, обретя свою
государственность в виде Мордовской автономной области (
В условиях распада СССР Мордовия в ряду двух десятков автономных
республик, входивших в ее состав, была единственной республикой, воздержавшейся
от соблазна суверенизации, не принявшей участия в так называемом «параде
суверенитетов». И этим она проявила не историческую слабость, а свою
историческую мудрость, дальновидность, еще раз подтвердив неразрывность
мордовско-русских этносоциальных связей, стратегическую правоту наших предков,
сделавших тысячелетие назад исторический выбор на объединение Мордовской земли с
Русской землей.
Высшей формой советской государственности мордовского народа было
преобразование МАССР в Мордовскую советскую социалистическую республику (МССР),
т.е. превращение ее из автономной в союзную республику, осуществленное на
основании «Декларации о государственно-правовом статусе Мордовской Советской
Социалистической Республики», принятой 7 декабря
Мордовия оставалась, пока в ней функционировал Верховный Совет, избранный
4 марта
Общественно-политическая жизнь Мордовии в последнее десятилетие
XX
в. заметно оживлялась, сопровождаясь рядом кардинальных событий, связанных с
ГКЧП и выборами первого ее Президента (
Ныне действующая Конституция РМ, принятая 21 сентября
1. Геродот. История / Геродот.
– М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2004.
– 640
с.
2. Декларация о государственно-правовом статусе Мордовской Советской
Социалистической Республики // Вестник Мордовского университета. –
1991. – № 1. – С. 3–4.
3. Духовные и договорные грамоты
великих и удельных князей
XIV–XVI
вв. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1950. – 585 с.
4. Закон «Об изменении наименования Мордовской Советской Социалистической
Республики» // Советская Мордовия.
– 1994. – 29 января. – С. 3.
5. Мокшин, Н. Ф. Мохши – столица
одноименного улуса и Золотой Орды / Н. Ф. Мокшин // Социально-политические
науки. – 2011. – № 1. – М.: Изд-во «Медиа–ВАК». – С. 12–16.
6. Мокшин, Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. – Саранск:
Мордов. кн. изд-во. – 532 с.
7. Полное собрание русских летописей. Т. X.: Патриаршая или Никоновская летопись. – М., 1965. – 244 с.
8. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – 308 с.
9. Страбон. География / Страбон. –
М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2004. – 639
с.
10. Сушкова, Ю. Н. Этноправосудие у мордвы. – Саранск: Изд-во Мордов.
ун-та. – 576 с.
11. Тишков, В. А. Российский народ.
История и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013. – 656 с.
12. Халиков, А. Х. Татарский народ и
его предки / А. Х. Халиков. –Казань, 1989. – 222 с.