ПОЛОЗОВ Е. Н.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н. П. Огарева», магистрант кафедры теории и истории государства и права
юридического факультета
СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Аннотация:
Суверенитет – это тема, имеющая многовековую историю развития. Однако, именно в
последние несколько десятилетий она не сходит с повестки дня международного
сообщества и национальных государств, становясь все более и более актуальной.
Обусловлено это и формированием союзов различных государств, и происходящими
военными конфликтами, в рамках которых отделяются целые территории, и другими
международными событиями. В нашей стране проблематика суверенитета особенно
обострилась в связи с сецессией Крыма и г. Севастополь из состава Украины и их
присоединением к Российской Федерации в марте 2014 г. В 2020 г. суверенитет стал
одной из составляющих пакета поправок к Конституции РФ, предполагалось, что
предложенные меры позволят еще более укрепить государственный суверенитет.
Отчасти вопрос суверенитета был поднят и в Послании Президента Федеральному
Собранию РФ от 21 апреля 2021 г., в части оглашения сторонним авторам запрета
переходить «красную черту». Все изложенное, безусловно, подтверждает
актуальность темы настоящей статьи, предпринятую в ней попытку выявить наиболее
значимые тенденции, связанные со становлением и
развитием государственного суверенитета Российской Федерации.
Ключевые слова:
государственная власть, государство, Конституция РФ, поправки в Конституцию РФ,
суверенитет.
SOVEREIGNTY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS FEATURES
Annotation:
Sovereignty is a topic that has a long history of development. However, it is
precisely in the last few decades that it has not left the agenda of the
international community and nation-States, becoming more and more relevant. This
is due to the formation of alliances of various states, and the ongoing military
conflicts, in which entire territories are separated, and other international
events. In our country, the issue of sovereignty has become particularly acute
in connection with the secession of Crimea and the city of Sevastopol from
Ukraine and their accession to the Russian Federation in March 2014. In 2020,
sovereignty became one of the components of the package of amendments to the
Constitution of the Russian Federation, it was assumed that the proposed
measures would further strengthen state sovereignty. In part, the issue of
sovereignty was raised in the Presidential Address to the Federal Assembly of
the Russian Federation of April 21, 2021, regarding the announcement of a ban on
third-party actors to cross the "red line". All of the above, of course,
confirms the relevance of the topic of this article, the attempt made in it to
identify the most significant trends related to the formation and development of
the state sovereignty of the Russian Federation.
Keywords:
state power, the state, the Constitution of the Russian Federation, amendments
to the Constitution of the Russian Federation, sovereignty.
Понятия «государство» и «суверенитет» являются взаимообусловленными, по той
причине, что второе является имманентным признаком второго. Неудивительно, что
разработки суверенитета ведут свой отсчет еще со времен Средневековья. Доктор
юридических наук, профессор В.Е. Чиркин в одной из своих последних статей
приводит сведения о том, что само слово «суверенитет», происходящее от лат. «superamus»
(превосходство, высшее место, верховенство), появилось в употреблении различных
языков Западной Европы (английского, французского, немецкого) в XII – XIII вв.,
причем именно в публично-правовом, властном значении [16,
C.
5.]. В большинстве работ, посвященных изучению эволюции государственного
суверенитета, указывается, что на тот период времени под реализацией
суверенитета понималось установление суверенной власти феодала над своей землей
и народом («барон – суверен в своем феоде» [11,
C.
131.]).
Ведущиеся в последующие века разработки теории суверенитета, связанные с именами
таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ж. Боден, Ж.-Ж. Руссо и др., привели к
распространению суверенитета сначала на монарха, потом на само государство, а
далее на народ, проживающий в государстве. По словам доктора юридических наук,
профессора В.В. Красинского, сформированная силами многих ученых и
государственных деятелей
концепция суверенитета внесла неоценимый вклад не только в науку, но и в
практику, с ее помощью появилась возможность обеспечивать национальную
общественно-политическую стабильность и международный правопорядок, а также
сделать государственные институты власти более близкими к народу, ответственными
перед ним
[10,
C.
11.].
Правовое оформление государственного суверенитета в том виде, котором он
понимается и сегодня, как верховенство государственной власти внутри государства
и ее независимость за его пределами, получило уже (или еще) в 1648 г., когда был
заключен Вестфальский мир. Доктор юридических наук, профессор В.А. Карташкин,
оценивая значение Вестфальского договора для всего мироустройства, приходит к
справедливым выводам о том, что основные положения, которые провозгласили
стороны договора, в том числе, в части суверенитета, несколько веков составляли
основу для межгосударственных взаимодействий [8,
C. 16.]. При
последующем изложении, ученый, правда, указывает на невозможность существования
суверенитета длительное время в неизменной форме, на его изменчивость с учетом
конкретной исторической ситуации [8,
C. 18.].
Представляется, что самым плодотворным для вопроса суверенитета и суверенности
государств стал XX в., когда он был возведен в один из основных принципов
международного права. Доктор юридических наук, профессор
Т.Я. Хабриева и
доктор юридических наук, профессор
А.А. Клишас обращают особое внимание на то, что с точки зрения современного
права (международного, конституционного) одно государство должно уважать любое
другое государство и его права, которые проистекают из суверенитета и
охватываются им. Совокупность таких прав предполагает: право на территориальную
целостность, право на свободу и право на политическую независимость. Кому бы то
ни было запрещено применять силу (или озвучивать угрозу по ее применению) по
отношению к территориальной целостности (неприкосновенности), политической
независимости, суверенитету государства. На этом однозначно основываются
Устав ООН, Декларация принципов международного права 1970 г., Заключительный акт
СБСЕ 1975 г. и др. международные договоры, предписывающие уважать
суверенитет государств
[15,
C.
30.].
В истории Российской Федерации вопросы, связанные с суверенитетом, длительное
время, по большей части, носили теоретический характер. Несмотря на то, что
указание на суверенитет присутствовало и во всех Конституциях СССР, и во всех
Конституциях союзных государств, его содержание было преимущественно
декларативным. Ситуация изменилась к началу 1990-х гг., когда произошел, так
называемый, «парад суверенитетов» – процесс массового выхода республик из
состава СССР. Доктор юридических наук, профессор Г.В. Синцов в соавторстве с
кандидатом юридических наук Е.В. Битюцким резюмируют, что логическим завершением
«парада суверенитетов» стало подписание в декабре 1991 г. в Беловежской пуще
(Беларусь) соглашений, в последующем ратифицированных, и денонсация Союзного
договора 1922 г., в итоге приведших к прекращению существования СССР [14,
C.
61.].
Принятая в результате референдума в 1993 г. Конституция РФ [1] провозгласила
суверенитет в качестве одной из составляющих Российского государства. В ее
статьях последовательно было указано, что: носитель суверенитета и единственный
источник власти в Российской Федерации – это ее многонациональный народ (ст. 3);
суверенитет Российской Федерации имеет распространение в отношении всей ее
территории (ст. 4); Конституции РФ и федеральным законам принадлежит
верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4); Российская
Федерация является обладателем суверенных прав на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне (ст. 67). Доктор юридических наук, профессор
И.А. Конюхова полагает, что по тексту Конституции РФ принцип государственного
суверенитета является достаточно обозначенным, его характеризуют:
единство и неделимость, распространение на всю
территорию государства. Помимо названных выше, цитируемый автор выделяет
следующие конституционные признаки суверенитета Российской Федерации:
неприкосновенность границ и территориальная целостность; наличие единого
экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем;
организация единой армии (единых Вооруженных сил РФ); предоставление государству
права и наделение его обязанностью защищать свой суверенитет и права граждан (в
виде возможностей обороняться, вести военные действия, вводить чрезвычайное
положение и т.д.); обеспечение защиты интересов государства и его граждан за
пределами страны (путем осуществления международной политики,
внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности); установление
государственной монополии на регулирование и управление важнейшими отраслями
народного хозяйства России, а также на основные стратегические природные ресурсы
[9,
C.
5.].
Выделенные основные черты государственного суверенитета Российской Федерации,
закрепленные Конституцией 1993 г., не вызывали особых вопросов и разночтений.
Наибольшая дискуссия велась по поводу объема суверенности субъектов, входящих в
состав РФ. Точку в этом споре в 2000 г. поставил Конституционный Суд РФ,
принявший несколько последовательных решений, отразивших в себе указание на то,
что по смыслу
Конституции РФ, во-первых, в Российской Федерации не существует никакого иного
носителя суверенитета, кроме ее многонационального народа, а, во-вторых,
отсутствует какой-либо иной суверенитет, помимо суверенитета Российской
Федерации, исключающего действие в государстве двухуровневой суверенной власти
[2]. Как отмечает кандидат юридических наук Н.А. Марокко, согласно данным
разъяснениям Конституционного Суда РФ, субъекты РФ последовательно привели свои
Конституции в соответствие с Основным Законом страны, вследствие чего проблема
разделения государственного суверенитета на федеральный и региональный, по сути,
себя исчерпала [12,
C.
44.].
В контексте сказанного нельзя не отметить, что в нашей стране вопрос
государственного суверенитета был крайне актуальным в 1990-х гг. на этапе
становления российской государственности. В тот период издавалось большое число
фундаментальных исследований авторитетных специалистов, таких, как: С.А. Авакьян,
М.В. Баглай, В.А. Карташкин, Н.И. Матузов, Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин, Б.С.
Эбзеев и др. Однако, постепенно интерес стал утихать, появились новые
направления, в рамках которых уже обосновывались концепции: экономического,
налогового, информационного, цифрового суверенитетов и целого ряда других.
Наряду с этим, применительно к суверенитету стали озвучиваться такие
характеристики как: «эрозия», «закат», «трансформация», «размывание»,
«исчезновение» и пр. [7,
C.
27.].
Ситуация существенным образом изменилась в 2020 г. Ученые опять обратили
внимание на государственный суверенитет, т.к. инициированные Президентом РФ
поправки в Конституцию РФ содержали в себе также нормы, посвященные суверенитету
Российской Федерации, ее укреплению. На данную тему было издано несколько работ,
которые видится необходимым более подробно изучить в целях формирования
целостной позиции о достоинствах, а может и недостатках, конституционных
нововведений о суверенитете.
Значительная группа авторов практически не расходится в обосновании
необходимости проведения конституционной реформы. В частности, кандидат
юридических наук А.Л. Бредихин и доктор юридических наук, профессор Е.Д.
Проценко озвучивают мнение о том, что в Конституции РФ 1993 г. преимущественно
была воспроизведена традиционная модель Основных Законов западноевропейских
государств. Исключение составляли некоторые институты, которые входили в прямое
противоречие с политическим укладом
и общественно-политической обстановкой, которые имели место быть на момент
разработки и принятия Конституции РФ. Однако, дальнейшие события подтвердили,
что в полной мере такой формат Основного Закона страны не смог «прижиться». В
общественном сознании и идеологии политических элит все явнее стали
просматриваться расхождения с ключевыми конституционными нормами [6,
C. 21.]. Схожей точки
зрения придерживается и кандидат юридических наук О.Ю. Болдырев, полагающий,
что, с одной стороны, Конституция РФ 1993 г. включила в себя такие важные
составляющие современного государства, как «демократичность», «федерализм»,
«суверенитет», «социальная политика» и т.д., с другой стороны, в ней
отсутствовали достаточные гарантии реализации названных принципов. В большей
степени, Конституция РФ говорила не о гражданах, а о власти. Следовательно,
наличие расхождений между конституционными положениями и реалиями – это весомый
аргумент в пользу необходимости внесения в Конституцию РФ изменений [5,
C. 3.].
О наличии подобного же единодушия в части оценивания новых положений Конституции
РФ о суверенитете говорить не приходится. И если кандидат юридических наук,
доцент А.Ю. Новосельцев и кандидат философских наук, доцент К.В. Степанюгин
говорят о том, что вступившие в силу 4 июля 2020 г. поправки в Конституцию РФ
сделали значимый шаг в направлении укрепления суверенитета России, его защиты от
размывания через инкорпорирование норм международного права [13,
C. 16.], то другие
авторы не столь позитивны.
Одно из нововведений Конституции РФ (в редакции Закона РФ от 14 марта 2020 г. №
1-ФКЗ) – п. 2.1 ст. 67 – гласит: «Российская Федерация обеспечивает защиту
своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением
делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской
Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части
территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не
допускаются».
А.Л. Бредихин и Е.Д. Проценко считают, что, в полной мере, считать это
новшеством нельзя. Об этом и ранее говорила ч. 3 ст. 4 Конституции РФ. Сейчас же
государство просто получило бόльший объем возможностей на применение средств,
направленных на обеспечение защиты своих суверенных прав. Указание на
недопустимость действий, связанных с отчуждением территорий Российской
Федерации, также легко объяснимо. Не вызывает сомнений, что курс политического
развития России в какой-то момент может быть изменен, в том числе, в связи со
сменой власти, вместе с тем, понимая, что изменение Конституции РФ произвести не
так легко, предполагается, что присоединенные в 2014 г. Крым и г. Севастополь не
смогут никаким образом быть отчуждены. На это же направлены и сформулированные
запреты совершать призывы, направленные на отчуждение территорий Российской
Федерации. Несмотря на то, что аналогичная норма есть в Уголовном кодексе РФ (ст.
280.1), ее повторение на конституционном уровне подразумевает некую
статичность, возможность отмены лишь в исключительном порядке [6,
C. 22.].
Общая мысль А.Л. Бредихина и Е.Д. Проценко сводится к тому, что каких-либо
кардинальных изменений поправки, внесенные в 2020 г. в Конституцию РФ о
суверенитете, вряд ли повлекут. Их главное предназначение – закрепить и усилить
уже накопленный опыт участия России в системе международных отношений [6,
C. 23.].
Более критичные оценки данных положений высказывает О.Ю. Болдырев. По его
мнению, новая редакция Конституции РФ не то чтобы повышает государственный
суверенитет, она может его подорвать. Так, дополнение ст. 67 Конституции РФ о
возможности создавать на территории Российской Федерации «федеральные
территории», в рамках которых организация публичной власти будет устанавливаться
законом, может привести к образованию неподконтрольных территорий, где свои
правила будут устанавливать коммерческие и/или иностранные субъекты. Еще один
пример – не включение в Конституцию РФ особых правил по принятию на себя
международных обязательств, при одновременном допущении передачи ряда суверенных
прав межгосударственным объединениям (ст. 79 Конституции РФ). И, самое главное,
внесенные в Конституцию поправки не позволяют повысить эффективность обеспечения
экономического суверенитета Российской Федерации – одного из ключевых элементов
международной правосубъектности, сильнее всего подвергающегося эрозии [5,
C. 4.].
Представляется, что доля истины во всех приведенных суждениях, несомненно,
присутствует. Не вдаваясь в спор, хочется отметить, что возникновение новых
дискуссий в части правовой регламентации государственного суверенитета РФ
следует признать положительным итогом произошедшей в 2020 г. конституционной
реформы. Они, в первую очередь, позволяют актуализировать «утихший» к настоящему
времени интерес к вопросу дальнейших разработок теории государственного
суверенитета. Как показывают последние события во внутрироссийской и в
международной жизни, это исследовательское направление является важным и
необходимым.
Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что понятие суверенитета, как
верховенство, полнота государственной власти и ее независимость в решении
внутренних и внешних вопросов, заложенное еще несколько веков назад, актуально и
сегодня. Именно на этом основывается и Конституция РФ. То, каким образом в ней
закреплены соответствующие положения, играет значимую, но не решающую роль.
Следует понимать, что ключевое предназначение Основного Закона страны –
установить вектор развития, в соответствии с которым будут приниматься те или
иные решения. Сейчас наиболее проблематичной является такая составляющая
государственного суверенитета, как недопустимость вмешательства внешних акторов
во внутренние государственные процессы. Власть обязана обеспечивать защиту
государства, общества, граждан от внешних воздействий, способных наносить урон
национальным интересам,
национальной безопасности. Причем, набор предпринимаемых для этого мер должен
определяться самой верховной властью, с учетом ситуации и согласно действующему
законодательству. Представляется, что именно данный посыл был заложен в Послании
Президента Федеральному Собранию РФ [4].
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря
2.
Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке
конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и
Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.
3.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-О «По запросу группы
депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской
Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики
Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия
– Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3117.
4.
Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный интернет-портал
Президента России. 21.04.2021. [Эл. ресурс]. Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/65418
(дата обращения: 26.04.2021).
5.
Болдырев О.Ю. Конституционная реформа в России: актуальность, реализация,
перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и
вектор дальнейшего реформирования // Конституционное и муниципальное право.
2020. № 12.
6.
Бредихин А.Л., Проценко Е.Д. Государственный суверенитет Российской Федерации в
свете поправок к Конституции Российской Федерации, принятых в 2020 г. //
Конституционное и муниципальное право. 2020. № 11.
7.
Дмитриева Г.К., Викторова Н.Н. Суверенитет государства в контексте привлечения
иностранных инвестиций // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12.
8.
Карташкин В.А. Верховенство международного права и государственный суверенитет
// Российский ежегодник международного права. Т. 2013. СПб.: Россия-Нева, 2014.
9.
Конюхова И.А. Государственный суверенитет Российской Федерации и вопросы
суверенности ее субъектов // Субъекты Российской Федерации: законодательство,
организация власти и управления. 2000. № 2.
10.
Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: Монография. М.: НОРМА,
ИНФРА-М, 2017.
11.
Леонов А.С. Государственный суверенитет: этимология и предыстория развития
концепта // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №
3.
12.
Марокко Н.А. Особенности реализации принципа государственного суверенитета в
Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2019. № 11.
13.
Новосельцев А.Ю., Степанюгин К.В. О проблемах, возникающих из членства России в
Совете Европы и обязательств по исполнению решений ЕСПЧ // Международное
публичное и частное право. 2021. № 1.
14.
Синцов Г.В., Битюцкий Е.В. Роль и последствия «Парада суверенитетов» 1990-1991
гг. в становлении и развитии Российской государственности //
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.
2019. № 1.
15.
Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской
Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. №
1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и
функционирования публичной власти». М.: Норма, ИНФРА-М, 2020.
16.
Чиркин В.Е. Интеграционные межгосударственные процессы, конституции и
государственный суверенитет // Журнал зарубежного законодательства и
сравнительного правоведения. 2019. № 3.