СКВОРЦОВ Ж.В.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский
государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории и
истории государства и права юридического факультета.
ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В
статье рассматривается одна из проблем современного публичного права.
Изучаются теоретические и практические проблемы определения и реализации
верховенства Конституции Российской Федерации. Представляются различные взгляды
на проблемы верховенства в российской правовой системе. Представляется своя
точка зрения по рассматриваемой проблеме.
Ключевые слова: публичное право,
верховенство, Конституция Российская Федерация.
THE
SUPREMACY OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract.
The article deals with one of the problems of modern public law. The theoretical
and practical problems of determining and implementing the supremacy of the
Constitution of the Russian Federation are studied. Different views on the
problems of the rule of law in the Russian legal system are presented. It
presents its own point of view on the problem under consideration.
Keywords:
public law, the rule of law, the Constitution of the Russian Federation.
В юридической науке публичное право определяется как отрасль Российской правовой
системы, регулирующая общественные отношения, обладающие своей сᴨецификой.
Сᴨецифику определяет предмет публичного права – это общественные отношения,
связанные с государственной управленческой деятельностью, с организацией и
реализацией государственной власти, охраной правопорядка, производством по делам
о правонарушениях, системой органов государства и органов местного
самоуправления, использованием государственной собственности, обеспечения
деятельности государства (образование, использование, распределение денежных
фондов государства и т. п.). Причем государство выступает арбитром в спорах –
тогда, когда уже не действуют частные соглашения.
В современном публичном праве выделяют ряд проблем. Остановимся на существующих
в сфере определения Конституции и ее верховенства во всей правовой системе
России.
На рубеже тысячелетий конституционализм в России становится необходимым условием
движения государства к приоритету права, рационализации функций государственного
регулирования в различных сферах общественной жизни, повышения эффективности
деятельности государственных органов. Вместе с тем только для современного
конституционализма характерен базовый принцип верховенства конституции в
правовой системе страны.
Формирование российского конституционализма как правового явления немыслимо без
надлежащего обеспечения и проведения в жизнь принципа верховенства конституции.
Следует согласиться с лаконичной формулировкой Ю. Лимбах о том, что «концепт
верховенства конституции присуждает высшую власть в правовой системе
конституции» [1, С. 1.]. На пути к реализации этого принципа России удалось
преодолеть лишь некоторые трудности и проблемы.
Как справедливо отмечает В.Д. Зорькин: «Выдающееся значение Конституции состоит
в том, что она закрепила прочность государственных конструкций и одновременно
сохранила пространство для свободы внутри этих прочных конструкций. В этом
огромное отличие Конституции РФ 1993 г. от предыдущих отечественных конституций.
Дело не только в новом качестве человеческих свобод, но и в новой
государственной прочности». [2, С. 11.].
Рассмотрим пункт 2 статьи 4 Конституции России. В нем отражается утверждение
конституционного строя, стремление к созданию правового государства, к
подчинению государства праву. В принципе верховенства Конституции отражается и
федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции
означает, что ей должны соответствовать конституции (уставы) всех субъектов в
составе России.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе
юридических актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации» – закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях
федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют
свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и
принимаемые субъектами другие нормативно–правовые акты не должны противоречить
федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) [3].
Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и
изменения, приданием конституционным нормам высшей юридической силы, повышенной
правовой защитой конституционных предписаний.
Конституция РФ согласно пункту 1 статьи 15 имеет высшую юридическую силу, прямое
действие и применяется на всей территории России.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты,
принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Если такие
противоречия имеются, то они должны быть устранены. В противном случае такие
правовые акты должны быть признаны недействующими.
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает,
что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их
осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия
дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие
нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового
регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов
текущего законодательства.
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении
правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения
судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», где
говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию
РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не
требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее
применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права,
свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории
Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после
вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими
положениями Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который
должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует [4].
Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения
играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства:
устанавливают, какие основные акты принимают различные органы, их наименование,
юридическую силу, а также порядок и процедуру принятия законов. В самой
Конституции РФ непосредственно названы федеральные конституционные и многие
федеральные законы, которые должны быть приняты.
Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное
свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат
отправной точкой для всех отраслей российского права. На основе Конституции РФ
развивается все публичное право. Также, на базе конституционных положений,
закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм
собственности развивается и частное право – гражданское право России.
Нормы Конституции закрепляют основы государственного и общественного устройства,
учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется
государственная власть, принципы их создания и деятельности, в этом и
заключается ее учредительный характер. Кроме того, конституционные нормы
устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их
иерархию в правовой системе.
Верховенство конституции в правовой системе является одним из важнейших ее
юридических свойств. Оно служит проявлением доктрины господства права и означает
приоритетное положение конституции в системе законодательства. Верховенство
конституции обеспечивается приданием конституционным предписаниям высшей
юридической силы, особым порядком её принятия и изменения, а также созданием
специального органа охраны конституционной законности (конституционным
судопроизводством) [5, С. 354.].
И.А. Кравец рассматривает два аспекта высшей юридической силы конституции –
формальный и материальный. «Формальный аспект высшей юридической силы означает,
что предусмотренные Конституцией правовые акты должны приниматься с соблюдением
конституционной процедуры. Если зафиксированная конституционными нормами
процедура не соблюдается, правовой акт может быть признан Конституционным Судом
РФ не соответствующим Конституции. Материальный аспект высшей юридической силы
предполагает, что правовые акты в границах, предусмотренных Конституцией, должны
соответствовать ей по содержанию. Содержательное соответствие выражается в
непротиворечивости законов и иных правовых актов конституционным положениям» [6,
С. 354.].
В одном из своих решений Конституционный Суд постановил, что «Российская
Федерация… обязана обеспечивать в рамках своей правовой системы верховенство
Конституции, что вынуждает её… отдавать предпочтение конституционным
предписаниям и тем самым не следовать буквально постановлению ЕСПЧ, когда его
реализация противоречит конституционным ценностям».
В данном случае, очень важны поправки, которые были внесены в Конституцию России
в 2020 года. Так, согласно статье 79 «Российская Федерация может участвовать в
межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в
соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не
влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не
противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения
межгосударственных органов, принятые на основании положений международных
договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции
Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Эта норма
подтверждает положение о приоритете норм Конституции России перед нормами
международного права и это ещё более укрепляет ее верховенство.
К сожалению, есть факты, которые свидетельствуют о некотором «недомогании»
нашей Конституции именно по линии верховенства и необходимости укрепления его, а
не высшей юридической силы, которой, надо полагать, вполне хватает в реалиях
нашей действительности. Например, А. Бланкенагель отмечает сложность ситуации в
России, когда ряд глав Конституции «не могут быть пересмотрены, как это
установлено ч.1 ст.135 российской Конституции» [7, С. 138.]. Такую ситуацию
объясняют верховенством Конституции РФ, с чем вполне можно согласиться.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Limbach Jutta. The Concept of the Supremacy of the Constitution
/ Jutta Limbach // The Modern Law
Review. – 2001. – Vol.64. –№ 1. – P.1-10.
2.
Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России : монография / В. Д.
Зорькин. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Норма,
2019. – 448 с.
3.
Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными общероссийским
голосованием. Гимн, герб и флаг Российской Федерации. – М.: Издательство АСТ,
2020. – 64 с.
4.
О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при
осуществлении правосудия. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995
№ 8 (ред. от 03.03.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. –
№ 1. – 1996.
5.
Козлова Е. И. Конституционное право
России: учебник / Е. И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Проспект, 2003. – 585 с.
6.
Кравец. А. Верховенство конституции – принцип конституционализма / А. Кравец //
Журнал российского права. – 2002. –
№ 7. – С. 14-16.
7.
Бланкенагель А. «Прощай, Совет Европы!» или «Совет Европы, давай
поговорим!»? / А. Бланкенагель // Сравнительное конституционное обозрение. –
2016. – № 6. – С. 135–150.