БАБУШКИНА Я.О, ЛОБАШКИНА К.С.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный
исследовательский Мордовский государственный университет им.
Н. П. Огарёва»
«ХРОМАЮЩИЙ» БРАК: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ.
Аннотация.
В данной статье рассматриваются коллизионные вопросы международного частного
права в сфере брачно-семейных отношений. При этом проводится
сравнительно-правовой анализ противоречий, порождающих понятие «хромающий брак»
на примере законодательства Российской Федерации и зарубежных стран.
Ключевые слова:
коллизия, брак, полигамия, норма, законодательство, международное частное право.
«LAME» MARRIAGE: CONCEPT, PROBLEMS.
Abstract.
This article discusses the conflict issues of
private international law in the field of marriage and family relations. At the
same time, a comparative legal analysis of the contradictions that give rise to
the concept of “lame marriage” is carried out on the example of the legislation
of the Russian Federation and foreign countries.
Keywords:
conflict, marriage, polygamy, norm, legislation, private international law.
По
мнению Богуславского М. М. для
семейного права,
как ни для какой другой области
правового регулирования,
характерны весьма существенные различия между правовыми системами различных
государств.
Это объясняется тем, что на регулирование семейных отношений большое влияние
оказывают национальные особенности и традиции. [2, С. 239] Регулирование этих
отношений имеет вековую
историю.
На разработку
правовых норм,
особенно в области семейного
права,
оказывает влияние церковь, религиозные догматы. Этим объясняется и фактическое
отсутствие в данных областях международной унификации материально-правовых норм.
Здесь безраздельно господствуют коллизионные нормы, но они лишь отсылают к праву
отдельных государств.
В настоящее время семейные союзы с
иностранцами стали обыденностью. Связи между людьми развиваются независимо от
гражданства, от места жительства и языкового барьера, ведь в данные союзы люди
вступают по самым разным причинам: кто-то встретил человека с однотипным
мировоззрением, кто-то расширяет свои возможности посредством переезда в другую
страну. Но вопросы признания действительности таких браков остаются на
протяжении многих лет весьма актуальными, поскольку в большинстве случаев
наблюдаются так называемые «хромающие браки». Под термином «хромающий брак»
понимается союз, который официально признается
и порождает юридические последствия
в соответствии с законодательством
одного государства и
считается недействительным и, следовательно, не порождает правовых последствий в
другом. Основными причинами выступают
коллизии, противоречия в законах, которые регулируют брачно-семейные
отношения, действующие в разных государствах. Можно выделить несколько
примеров таких противоречий.
Во-первых, это
возраст, с которого закон разрешает гражданину вступать в официальный союз.
Проиллюстрируем этот факт на примерах нескольких стран.
Самая низкая возрастная планка, согласно законодательству, встречается Иране и Ираке, девушкам разрешается вступать в брак с 13 лет, а юношам – с 15. При этом, относительно недавно в Иране можно было взять в жены и девятилетнюю девочку – эта норма действовала до 2002 года и была искоренена за счет акций протеста против принятия так называемого «закона Джафари». Подобные, ранние браки, встречали активное одобрение у иранского духовенства, поскольку, по их мнению, они являются своеобразной профилактикой внебрачных связей, а также снижает количество разводов.
В Индии
выйти замуж девушка может не ранее 18 лет, а молодые люди могут жениться
не ранее 21 года.
В 2006 году для решения в Индии проблемы слишком ранних браков был принят
соответствующий закон – «О запрете детских браков». Но в
настоящее время на рассмотрении
находится законопроект, главной задачей которого является уравнять для
женщин и мужчин минимальный возраст для скрепления семейных уз.
В России, согласно статье 13 Семейного кодекса РФ также устанавливается брачный возраст – это достижение совершеннолетия, т.е. 18 лет, в исключительных случаях предусмотрена возможность снижения брачного возраста до 16 лет. [1] Снижение брачного возраста производится органами местной администрации по месту жительства лиц, вступающих в брак. Отказ в снижении брачного возраста может быть обжалован в суд. Во Франции разрешение на вступление в брак несовершеннолетних дает прокурор, а в Испании – Министерство юстиции [5, С. 47]
Такому же принципу придерживаются в Турции, Японии, Израиле, США (исключения составляют штаты Небраска — 19 лет и Миссисипи — 21 год). В соответствии с данными Фонда ООН в области народонаселения на 2010 год в 158 странах для женщин 18 лет устанавливается минимальным возрастом для вступления в брак.
А граждане Китая имеют право вступать в брак по
достижению 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Также, например, в Дании
для того чтобы получить легальный статус пребывания в стране через брак,
молодожены должны быть не младше 24 лет.
Из вышеприведенных данных, можно проследить следующую закономерность: со временем, многие страны отходят от стандартов «ранних/детских» браков, а также ярким акцентом среди приведенной статистики выступает разница возраста, предшествующего вступлению в брак между мужчиной и женщиной.
Второй причиной коллизии является то, что оформление брака в различных странах
может осуществляться в разных формах. Многие страны не признают форму и порядок
заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений.
Исторически сложились следующие формы брака: гражданская, религиозная,
альтернативная, смешанная. Рассмотрим каждую из них на примере Российской
Федерации и зарубежных стран.
Гражданская форма заключения брака – это обязательная государственная
регистрация лиц, желающих вступить в брак. Такая регистрация осуществляется
органами ЗАГС или органами местного самоуправления. К примеру, Российская
Федерация признает только брак, официально зарегистрированный государственными
органами. То же самое мы наблюдаем и в германском законодательстве, где
заключение брака должно происходить в органе ЗАГС, в ходе определенной церемонии
с участием как самих лиц, вступающих в брак, так и совершеннолетних свидетелей.
Франция – ещё одна страна, которая признаёт исключительно светскую (гражданскую)
форму заключения брака. Таким образом, возникает вопрос, будет ли признаваться в
таких государствах брак, заключенный в религиозной форме и не зарегистрированный
в соответствующих органах?
Согласно ст. 158 Семейного Кодекса РФ, брак заключенный за пределами территории
Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории
которого он заключен, признается действительным в Российской Федерации. Это
означает, если бракосочетание произошло в другой стране, в которой церковные
церемонии признаются официальными, такой брак, заключенный за границей,
действителен в России. [1]
Исключительно религиозная форма брака существует в Израиле, Ираке, Иране. В
странах мусульманского права брак совершается путём оформления брачного
договора, удостоверенного духовным лицом. В Российской империи такая форма брака
считалась государственной, позже советская власть издает 18 декабря 1917 г.
Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», который
лишает вновь заключаемые религиозные браки юридической силы. При этом
религиозная традиция народа оставалась жива и в период временной оккупации части
территории СССР в годы Великой Отечественной войны, заключение религиозных
браков продолжалось открыто. [3, С. 5]
После, норма сохранилась в п. 7 ст. 169 Семейного кодекса РФ, и в п. 3 ст. 3
Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского
состояния». Но, как мы знаем, в настоящее время религиозная форма брака в России
не признается.
Альтернативная форма брака подразумевает возможность заключения как
гражданского, так и религиозного брака. К примеру, в Испании брачующиеся могут
зарегистрировать брак в органах ЗАГС или же справить бракосочетание в церкви по
католическому обряду, но стоит учитывать, что заключение брака по религиозным
обрядам также подлежит записи в органах ЗАГСа. Аналогичная система закреплена и
в Англии, где религиозная форма брака узаконена была значительно раньше, нежели
гражданская.
В свою очередь, смешанная форма предполагает обязательную гражданскую и
религиозную форму брака. Примером являются страны Латинской Америки.
Третье противоречие в законах вызывает признание некоторыми странами полигамного
брака, то есть такой формы брака, при которой супруг одного пола может иметь
более одного супруга противоположного пола. Распространен такой брак в странах,
где государственной религией признан ислам – Саудовская Аравия, Арабские
Эмираты, Иран, Ирак, Иордания, Катар и другие. При этом Российское
законодательство, согласно статье 14 Семейного Кодекса РФ, запрещает брак между
лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном
браке. [1] Таким образом, если полигамный брак был заключен между российским
и иностранным гражданином в стране, в которой он разрешен, то в России данный
брак будет считаться недействительным. Стоит отметить, что в некоторых странах
Евросоюза разрешено иметь несколько жен, если браки были заключены вне страны
(Норвегия, Великобритания, Швеция). И. В. Гавриш делает вывод, что государство с
позиции права рассматривает исламский брак как фактические брачные отношения,
которые не охраняются законом государства, но и не запрещаются. [4, С. 128]
Подводя итог вышесказанному, отметим, что причина возникновения хромающих браков
– это различия в правовых системах государств. Коллизионные нормы семейного
права стран отличаются большим разнообразием. Брачная правоспособность, т.е.
само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак – все
это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. Мы
считаем, что хромающие браки представляют собой дестабилизирующее явление в
международной жизни, порождают правовую неуверенность и тем самым влекут за
собой негативные последствия.
Литература:
1
Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: СК: текст с
изменениями и дополнениями на 19 декабря 2022 года: [принят Государственной
думой 8 декабря 1995 года: одобрен Советом Федерации 8 декабря 1995 года]. –
Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт информ. – правовой компании]. –
URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/. – Режим доступа: сеть
Интернет. (дата обращения: 10.03.2023)
2
Богуславский М. М. Международное частное право. / М. М. Богуславский. – Mосква:
Юристъ, 2002. – 462 с. –
URL:
https://www.booksite.ru/localtxt/bog/usl/avs/kiy/. – Текст: электронный.
(дата обращения: 10.03.2023)
3
Гавриш И. В. Придание религиозному заключению брака статуса зарегистрированного
в органах ЗАГСа брака. / И. В. Гавриш. – Текст: электронный. // Семейное и
Жилищное право. – 2019. – № 3. – С. 4-7. –
URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37738791.
4
Гавриш И. В. Полигамия в брачном праве ислама и России (перспективы сближения
позиций). / И. В. Гавриш. – Текст: электронный. // Россия и мусульманский мир. –
2016. – № 2. – С. 119-130. –
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/poligamiya-v-brachnom-prave-islama-i-rossii-perspektivy-sblizheniya-pozitsiy.
5
Рузакова О. А. Семейное право. / О. А.
Рузакова. – Москва: Эксмо, 2010. – 204 с. –
URL:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm.