ГАЛАЕВА Л.А.,  МИТЬКИНА М. С.

 

Галаева Л.А., канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск

Митькина М.С., студент 4 курса юридического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

 

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ СОБЫТИЕ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено такое социально значимое событие, как «беременность и роды» в значении страхового случая и юридического факта, определяющих право  на   социально  -  обеспечительное  предоставление  в  виде  пособия  по  беременности  и  родам. В сравнительно – правовом аспекте акцентируется внимание на особенностях исчисления  пособия  как  страхового,  и  как  социально  обеспечительного   в отношении  женщин  с  различным  трудоправовым  и  социальным  статусом. 

Ключевые слова:   страховой случай,   юридический факт, пособие по беременности и родам, отпуск по беременности и родам, листок нетрудоспособности по беременности и родам.

 

PREGNANCY AND CHILDBIRTH AS A SOCIALLY SIGNIFICANT EVENT IN SOCIAL SECURITY LAW

 

Annotation.  This article considers such a socially significant event as "pregnancy and childbirth" in the meaning of an insured event and a legal fact that determine the right to social security provision in the form of benefits for pregnancy and childbirth. In the comparative legal aspect, attention is focused on the peculiarities of calculating benefits as an insurance benefit and as a social security benefit in relation to women with different labor legal and social status.

Key words:  insured event, legal fact, maternity benefit, maternity leave, maternity leave.

 

Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений в праве социального обеспечения являются юридические факты. Под ними обычно понимают конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия [1, С. 84].

Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, т.е. совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий) [2, С. 110].

К таким жизненным обстоятельствам, с которыми право социального обеспечения связывает возникновение правовых последствий, относятся, например, материнство, достижение пенсионного возраста, наступление временной нетрудоспособности, инвалидности, смерть кормильца и так далее.

Одним из событий в структуре материнства выступают «беременность и роды». Данное событие с учетом трудоправового статуса женщины можно рассматривать как юридический факт  ̶  страховой случай и как юридический факт,  определяющими право на социально-обеспечительные предоставления.

Беременность и роды как страховой случай представлен в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее- Закон  № 255).

На страницах юридической литературы высказывается мнение о том, что формулировка страхового случая является не совсем точной  [3, С. 124], поскольку ФЗ №255 к страховым случаям по обязательному социальному страхованию в связи с материнством относит «беременность и роды», но получить право на пособие по беременности и родам может только та женщина, которая уйдет в отпуск по беременности и родам. Продолжительность отпуска зависит от сложности родов и количества рожденных детей. Отпуск по беременности и родам предоставляется на основе листка временной нетрудоспособности на 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). Если женщина не оформила отпуск по беременности и родам и продолжает работать, ей выплачивается зарплата. Одновременная выплата пособия по беременности и родам и зарплаты не допускается. Таким образом, предлагается корректировать наименование страхового случая в виде «отпуска по беременности и родам».

Полагаю, что можно согласиться с данным выводом лишь в части, так как есть лица, которые вступают в отношения по Закону от 29.12.2006 № 255 добровольно, и при наступления такого события, как беременность и роды, не уходят в отпуск по беременности и родам. К таким лицам относят индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и так далее. У них страховым случаем будет признаваться сам факт «беременность и роды», подтвержденный листком временной нетрудоспособности по беременности и родам [4]. Полагаю, что целесообразно в Законе от № 255 формулировать страховой случай как «отпуск по беременности и родам (беременность и роды)». Данное положение затрагивает и страховой случай отпуск по беременности и родам для лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию, и страховой случай беременность и роды для лиц, которые вступают в эти отношения добровольно.

Беременность и роды будут признаваться страховым случаем для женщин, которые подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ № 255. К ним относят женщин, работающих по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе и так далее, в том числе самозанятых.

В 2023 году данный перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в связи с материнством, претерпел изменения. До 1 января 2023 года в него не включали женщин, которые работают по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг, по договорам авторского заказа, а также авторов произведений, получающих выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права, издательским договорам и лицензионным договорам: теперь они подлежат данному виду соцстраха и, соответственно, входят в число застрахованных лиц [5].

Закон от   255-ФЗ предоставляет застрахованной женщине право на пособие по беременности и родам. Специфика данного пособия как страхового состоит в том, что оно выплачивается женщинам, которые на момент ухода в отпуск по беременности и родам были застрахованы. Таким образом, для того чтобы получить пособие по беременности и родам для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию в связи с материнством, необходим следующий состав фактов: факт застрахованности, получение листка временной нетрудоспособности по беременности и родам и уход в отпуск по беременности и родам.

Для женщин, которые добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию необходим факт вступления в эти отношения, то есть им необходимо подать заявление о добровольном вступлении в данные правоотношения, и факт уплаты страховых взносов за год, которые устанавливаются в фиксированном размере.

Закон № 255 в ст. 4.5 указывает, что право на страховое обеспечение у самозанятых лиц возникает тогда, когда они уплатят страховые взносы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В судебной практике встречается достаточно много вопросов, касающихся ситуации, когда страховой случай наступает в год уплаты страховых взносов и страховщик отказывает в назначении пособия по беременности и родам. Однако, достаточно часто суды отменяют такое решение Фонда и накладывают на него обязанность выплатить пособие по беременности и родам, но не за весь период, на который был выдан листок нетрудоспособности, а за ту часть, которая относится к следующему году.

Так, например, в решении Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г. по делу № А10-2144/2022 говорится о том, что женщина ИП добровольно вступила в отношения по обязательному социальному страхованию в 2021 году и уплатила за себя страховые взносы за 2021 год. В последующем, ей был выдан больничный листок нетрудоспособности по беременности и родам с 14.12.2021 по 02.05.2022. Она обратилась в ФСС РФ с заявлением о выплате пособия по беременности и родам. Фондом социального страхования РФ было отказано, так как она вступила в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в 2021 году, уплатила взносы в 2021 году, право на получение страхового обеспечения имеет только по страховым случаям, наступившим в 2022 году. Страховой случай наступил 14.12.2021. Не согласившись с таким решением, ИП обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного решения. Судом установлено, что листок нетрудоспособности выдан заявителю в 14.12.2021 и не может препятствовать реализации страхователем в целом гарантированных государством прав на социальную защиту, предоставляемую гражданам по добровольному социальному страхованию, но только начиная с 01.01.2022, с момента возникновения такого права в силу закона. Суд удовлетворил требования заявителя и обязал ФСС РФ выплатить страховое обеспечение в виде пособия по беременности и родам [6].

Особенность пособия по беременности и родам как страхового состоит в том, что для женщин, работающих по трудовому договору оно рассчитывается за два года, предшествующих наступлению страхового случая, выплачивается в размере 100% среднего заработка (далее СДЗ) и зависит от стажа застрахованной женщины. Стаж имеет значение тогда, когда женщина работает меньше шести месяцев. В данном случае пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда.

На каждый год выводится максимум и минимум по этому пособию. С 1 января 2023 года увеличились максимальные и минимальные пособия по беременности и родам. Минимум зависит от федерального МРОТ, а максимальный размер СДЗ для расчета пособия не может превышать предельную базу для начисления взносов.

Необходимо выделить особый случай – это страховой случай беременность и роды при преждевременных родах. Преждевременными признаются роды на сроке менее 22 недель.

Женщина вправе получить листок временной нетрудоспособности по беременности и родам при преждевременных родах, если родится живой ребенок и проживет первые 6 полных суток, а именно 168 часов. Если на сроке менее 22 полных недель у нее родится мертвый ребенок, или живой ребенок, который не сможет прожить первые 6 полных суток, то ей будет выдан листок нетрудоспособности в связи с заболеванием на весь период нетрудоспособности, но не менее трех дней.

Таким образом, такие женщины не вправе претендовать на пособие по беременности и родам, а получат пособие по временной нетрудоспособности. Также, листок временной нетрудоспособности в связи с заболеванием выдается сроком до 15 календарных дней включительно, что гораздо меньше, чем срок по листку временной нетрудоспособности по беременности и родам.

О  беременности    и  родах  как  социально – значимом (не страховом)  событии  идет  речь  в  Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Закон   № 81).  Здесь  перечисляются женщины,  для которых  данной  событие  имеет   значение  только  юридического  факта,  без  квалификации  последнего в  качестве  страхового  случая. К ним относят женщин, проходящих военную службу и службу в отдельных правоохранительных органах, женщин, обучающихся по очной форме обучения в различных образовательных и научных организациях, и женщин, которые подпадают под данные категории при усыновлении ребенка.

Женщины, проходящие военную службу по контракту и службу в управлениях внутренних дел, выделены особо, поскольку полагающиеся им льготы социального обеспечения предоставляются непосредственно за счет государственного бюджета. В то же время право на отпуск, его продолжительность и уровень материального обеспечения не отличаются от установленных для лиц, подлежащих социальному страхованию [7].

Отличительной особенностью является то, что медицинская организация выдает таким женщинам не лист временной нетрудоспособности по беременности и родам, а листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности [8].

Для того чтобы получить пособие по беременности и родам данной категории женщин необходимо иметь следующий состав фактов: они должны находиться на военной службе или на службе в отдельных правоохранительных органах, получить листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности и уйти в отпуск по беременности и родам.

Размер пособия по беременности и родам женщинам, проходящим военную службу и службу в отдельных правоохранительных органах, устанавливается в размере денежного довольствия и рассчитывается за 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

Данное пособие является социально обеспечительным, а не страховым, но законодатель устанавливает одинаковые максимальные и минимальные размеры для этих выплат (ст. 8 ФЗ   № 81). Можно предположить, что таким образом законодатель предпринял попытку скорректировать размер данного пособия, чтобы не было разницы между страховым пособием по беременности и родам и социально обеспечительным.

Следующей категорией женщин, имеющих право на пособие по беременности и родам, являются студенты, обучающиеся по очной форме обучения. Размер пособия для таких женщин устанавливается в размере их стипендии за каждый полный месяц периода, предусмотренного листком нетрудоспособности по беременности и родам. Таким образом, можно сделать вывод, что получить пособие по беременности и родам могут только женщины, которые обучаются на бюджетной основе. Полагаю, что это  следует  расширить  перечь  женщин  -студентов как  получателей  пособий  по  беременности  и  родам и  включить  в  их  число  и  тех  лиц,  которые  обучаются   без  права  на  стипендию и  предусмотреть  порядок  расчета  пособия  для  упомянутой  категории  получателей данного  социального  - обеспечительного  предоставления.

Также, женщины, из перечисленных категорий, которые усыновляют ребенка сразу после его рождения, тоже вправе уйти в отпуск по беременность и родам на основании  сформированного   листка временной нетрудоспособности по беременности и родам со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка[9], а, следовательно, у них возникает право на получение пособия по беременности и родам.

 Таким  образом, право на получение пособия по беременности и родам имеют застрахованные женщины, женщины, проходящие военную службу и службу в отдельных правоохранительных органах,  женщины  из  числа  студентов,  а  также  женщины  из  числа  перечисленных  лиц,  в  случае  усыновления   им  ребенка сразу после его рождения. Женщины, которые не  относятся  ни  к  одной  из  данных  категорий, не имеют право на получение  пособия по  беременности  и  родам. Это является  существенным  пробелом социально- обеспечительного   законодательства. Представляется,  что предродовому  периоду  (70 дней) и  послеродовому  период (70 дней)  в  жизни      женщин, не  осуществляющих  трудовую,  служебную деятельность,    необходимо   придать  статус  правого  события  с  назначением  пособия   по   беременности  и  родам как социально- обеспечительного. 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 8-е.  изд., перераб. и доп. Москва, 2023- 431с.

2. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е. Е. Мачульская. 4-е изд., перераб. и доп. Москва, 2023 -449с.

 3. Галаева Л. А. Обязательное социальное страхование: страховые риски и страховые случаи / Л. А. Галаева // Труд и социальные отношения. 2009. Т. 20. № 8. С. 121-125.

4. Приказ Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н «Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации»  СПС «Консультант  Плюс» СПС «Консультант  Плюс»

5. Федеральный закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант  Плюс»

 6. Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 сентября 2022 г. по делу № А10-2144/2022 //  ̶  Текст: электронный. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/NMTfSxTcVVgG/ (дата обращения: 15.03.2023).

7. Пономарева Н. Г., Новиков Е. А. Беременность и работа: Сам себе адвокат. Выпуск № 30. Москва.- 2007.- 96 с.

8. Приказ МВД России № 624, Минздрава России № 766н от 05.10.2016 «Об утверждении формы и порядка выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности//  СПС «Консультант  Плюс»

9. Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка». СПС «Консультант Плюс»