ЛОСЕВА Я.Д.
Место учебы:
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва», г. Саранск,
yanaloseva2001@mail.ru
ПРОБЛЕМА ОДНОПОЛЫХ БРАКОВ В ТРАНСГРАНИЧНОМ АСПЕКТЕ
Аннотация.
В статье анализируется с правовой точки зрения проблема признания легитимными
однополых браков. Посредством сравнительного анализа положений законодательства
и правоприменительной практики, выделяется положение однополых союзов в России и
мире, таким образом. Актуализируется понятие брака с точки зрения отечественного
законодательства. Делается вывод о перспективах признания однополых браков в
России и о состоянии данной сферы с точки зрения права.
Ключевые слова:
семья, однополые браки, правовое регулирование, гражданское партнёрство.
THE PROBLEM OF SAME-SEX MARRIAGE IN A CROSS-BORDER ASPECT
Keywords:
family, marriage, same-sex marriages, legal regulation, civil partnership.
Abstract.
The article analyzes from a legal point of view the problem of recognizing
legitimate same-sex marriages. Through a comparative analysis of the provisions
of the legislation and law enforcement practice, the position of same-sex unions
in Russia and the world is thus highlighted. The concept of marriage is updated
from the point of view of domestic legislation. The conclusion is made about the
prospects for the recognition of same-sex marriages in Russia and the state of
this sphere from the point of view of law.
В настоящее время в свете новых социально-политических реалий проблема
легализации однополых браков вновь приобретает актуальность.
Это связано с тем, что так называемые западные ценности вступают в
конфликт с традиционными ценностями семьи в ряде стран мира. Для того, чтобы
разобраться, каким образом регулируется данный вопрос в международно-правовом
поле, целесообразно проанализировать законодательство различных стран.
Для того, чтобы выявить сходно и найти сущностные отличия, необходимо дать
определение институту брака. Согласно российскому законодательству, брак – это
союз мужчины и женщины (ст.72 Конституции РФ[1]).
Косвенно подтверждает этот тезис и ст. 12 Семейного Кодекса РФ[2],
которая гласит, что для заключения брака необходимы взаимное добровольное
согласие мужчины и женщины. Тем не менее, анализ законодательства показал, что в
этом вопросе существуют правовые коллизии. Так, в ст. 14 Семейного Кодекса РФ
перечислены условия заключения брака, среди которых отсутствует прямой запрет на
заключение брака между лицами одного пола. Кроме того, ч. 1 ст. 158 Семейного
Кодекса РФ закрепляет возможность признания действительным брака, заключенного
за пределами РФ, при соблюдении условий, указанных в ст.14, которая как
упоминалось выше, не содержит прямого запрета на заключение однополых браков.
Также ч. 2 ст. 158 Семейного Кодекса РФ даёт возможность признать действительным
брак, заключенный иностранными гражданами за пределами РФ с соблюдением
законодательства иностранного государства. Таким образом, брак, заключенный в
стране, где разрешены однополые браки, по смыслу закона, должен быть признан
действительным в РФ, что противоречит логике законодателя по признанию брака
только как союза мужчины и женщины.
Проблему правовой регламентации однополых браков в трансграничном аспекте
считаем целесообразным построить на сравнении отечественного, запрещающего
однополые браки и зарубежного законодательства, как разрешающего, так и
запрещающего однополые браки. Отечественное законодательство не вводит прямой
запрет на однополые браки, однако, официально зарегистрировать его в нашей
стране не получится[3].
Это связано с тем, что в Конституции, как нормативно-правовом акте высшей
юридической силы, брак закреплён как союз мужчины и женщины. Кроме того, в
Определении Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 496-0 указано, что
брак и создание семьи направлены на рождение и воспитание детей, что невозможно
осуществить в однополых союзах. Также Конституционный суд РФ высказался по этому
вопросу в своём Постановлении от 23.03.2014 № 24-П «одно из предназначений семьи
–рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к решению
вопросов в области семейных отношений в РФ лежит понимание брака как союза
мужчины и женщины, что полностью соответствует требованиям статей 7 и 38
Конституции и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических
правах (статья 23) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья
12), предусматривающей возможность создания семьи в соответствии с национальным
законодательством, регулирующим осуществление этого права». Тем не менее, в
России создаются условия по недопущению дискриминации подобных союзов, несмотря
на то, что такой союз браком не признаётся[4].
Так, по Конституции у каждого гражданина существует набор личных прав (право на
свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни), а
также ряд культурных прав, в число которых включено право на свободу мысли и
слова. Таким образом, никто не имеет права преследовать однополые союзы, но брак
им заключить не получится.
Для понимания сущности проблемы рассмотрим её в трансграничном аспекте. Согласно
сложившейся практике, все государства можно разделить на 3 категории:
1. Не признающие однополых браков или прямо запрещающих их (Россия, Украина,
Япония, ряд арабских государств);
2. Однополые союзы не признаются браком, но легализуются посредством другого
правового института (Чехия, Италия, Польша. Хорватия, Кипр, Греция). Называемый
«сожительством» или «гражданским партнёрством», такой союз, тем не менее, не
имеет равных прав с брачным союзом. Однако, стоит признать, что подобная форма
легализации открывает дорогу для полноценного признания такого союза браком;
3. Государства, в которых однополые браки разрешены (Австрия, Нидерланды, Дания,
Бельгия, Испания, Швеция, Португалия, Норвегия, Ирландия). Первой страной,
признавшей однополые союзы браком, стали Нидерланды, а в Дании была
зарегистрирована первая такая пара. Ряд стран разрешает однополые браки, однако
вводит ограничения некоторых их прав (например, в Германии введено ограничение
на усыновление детей такими парами)[5].
Обращает на себя внимание международная практика трансграничных органов, таких
как Европейский суд по правам человека, Комитет ООН по правам человека, которые
не торопятся признавать право на однополые браки. Европейский суд по правам
человека выразил правовую позицию, согласно которой пришёл к выводу о
неоднозначной правовой позиции по данному вопросу. Это связано с тем, что далеко
не все европейские страны признают однополые браки[6].
В связи с этим, поскольку консенсус ещё не достигнут, такое право не может быть
абсолютным и, несмотря на то, что данная область права активно развивается,
нельзя признать это право в ущерб другим странам[7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перспектив у легализации однополых
браков в России в ближайшей перспективе нет. Наша страна противопоставляется
странам с западными ценностями, среди которых есть те, где однополые
браки признаются законными. Однако, существующее отечественное законодательство
содержит правовые пробелы, которые в ряде случаев позволяют признать такой брак
законным. В то же время, интересно изучить и проанализировать международную
практику, которая также не столь однозначна и компетентные органы вовсе не
торопятся признавать такие союзы на всеобщем уровне.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993
с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 ) //
Российская газета. – 1993. – № 237.
2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 01.01.1996. – № 1. – ст. 16.
3 Болдырева О. М. Легализация нетрадиционных браков и некоторые аспекты
международно-правового статуса однополых союзов / О. М. Болдырева // Вестник
Прикамского социального института. – 2020. – № 3. – С. 12-17.
4 Медведев А. А. Правовое регулирование и признание однополых союзов в
Российской Федерации / А. А. Медведев // Вопросы российской юстиции. – 2020. – №
7. – С. 238-246.
5 Савенко О. Е. Некоторые аспекты правового регулирования последствий заключения
трансграничных браков / О. Е. Савенко // Право. Журнал Высшей школы экономики. –
2017. – № 3. – С. 199-209.
6 Царапкина О. К. Однополые браки. Аргументы «за» и «против» / О. К. Царапкина
// Наука. Общество. Государство. – 2019. – Т. 7, № 1 [Электронный ресурс]. —
Режим доступа:
http://esj.pnzgu.ru.
7 Щелкин. А. Г. «Кажущееся правдоподобие»: что не так с легализацией однополых
браков? / А. Г. Щелкин // Петербургская социология сегодня. – 2019. – № 12. – С.
173 -190.
LITERATURE
1 The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on
12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)
// Rossiyskaya Gazeta. – 1993. – No. 237.
2 Family Code of the Russian Federation of 29.12.1995 No. 223-FZ (ed. of
19.12.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. –
01.01.1996. – No. 1. – Article
3 Boldyreva O. M. Legalization of non-traditional marriages and some aspects of
the international legal status of same-sex unions / O. M. Boldyreva // Bulletin
of the Prikamsky Social Institute. – 2020. – No. 3. – pp. 12-17.
4 Medvedev A. A. Legal regulation and recognition of same-sex unions in the
Russian Federation / A. A. Medvedev // Issues of Russian Justice. – 2020. – No.
7. – pp. 238-246.
5 Savenko O. E. Some aspects of the legal regulation of the consequences of the
conclusion of cross-border marriages / O. E. Savenko // Right. Journal of the
Higher School of Economics. – 2017. – No. 3. – pp. 199-209.
6. Zarapkina O. K. Same-sex marriages. Arguments "for" and "against" / O. K.
Zarapkina // Nauka. Society. The state. – 2019. – Vol. 7, No. 1 [Electronic
resource]. — Access mode: http://esj.pnzgu.ru .
7 Shchelkin, A. G. "Seeming plausibility": what is wrong with the legalization
of same-sex marriage? / A. G. Shchelkin // St. Petersburg Sociology today. –
2019. – No. 12. – pp. 173-190.
[1]
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020 ) // Российская газета. – 1993. – № 237.
[2]
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 01.01.1996. – № 1. – ст.
16.
[3]
Царапкина О. К. Однополые браки. Аргументы «за» и «против» / О. К.
Царапкина // Наука. Общество. Государство. – 2019. – Т. 7, № 1
[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
[4]
Болдырева О. М. Легализация нетрадиционных браков и некоторые аспекты
международно-правового статуса однополых союзов / О. М. Болдырева //
Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 3. – С. 15
[5]
Медведев А. А. Правовое регулирование и признание однополых союзов в
Российской Федерации / А. А. Медведев // Вопросы российской юстиции. –
2020. – № 7. – С. 238
[6]
Савенко О. Е. Некоторые аспекты правового регулирования последствий
заключения трансграничных браков / О. Е. Савенко // Право. Журнал Высшей
школы экономики. – 2017. – № 3. – С. 202
[7]
Щелкин. А. Г. «Кажущееся правдоподобие»: что не так с легализацией
однополых браков? / А. Г. Щелкин // Петербургская социология сегодня. –
2019. – № 12. – С. 183