МУРЗАЕВА Н. А.

Место учебы: студентка юридического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ В СВЯЗИ С РОЖДЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ РЕБЕНКА В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Аннотация: В настоящее время в Российской Федерации большой акцент законодатель делает на разработке мер поддержки семей, имеющих детей. Следовательно, уровень развития законодательства в данной области определяет степень социальной защищенности семьи. В данной работе рассмотрены последствия внесения последних изменений в порядок осуществления выплат социальных пособий гражданами, имеющими детей. Обозначаются проблемы, с которыми граждане чаще всего сталкиваются при реализации этого права.

Ключевые слова: пособие, социальное обеспечение, оценка нуждаемости, доходы.

 

MURZAEVA N. A.

MONTHLY ALLOWANCE IN CONNECTION WITH THE BIRTH AND UPBRINGING OF A CHILD IN THE RIGHT OF SOCIAL SECURITY

 

Abstract: Currently, in the Russian Federation, the legislator places great emphasis on the development of measures to support families with children. Consequently, the level of development of legislation in this area determines the degree of social protection of the family. In this paper, the consequences of recent changes in the procedure for the payment of social benefits by citizens with children are considered. The problems that citizens most often face when exercising this right are outlined.

Keywords: benefit, social security, need assessment, income.

 

Очень стремительно развивается законодательство в сфере социальной поддержки граждан, имеющих детей. Необходимость постоянного внесения изменений в существующие нормы права социального обеспечения обуславливается возникновением социальных рисков, вызываемых реальными социально-экономическими и политическими обстоятельствами, которые преобладают в нынешнее время в государстве.

До сих пор актуальность не теряет проблема повышения рождаемости в стране. Соответственно законодатель разрабатывает способы и средства, с помощью которых возникает возможность справиться со стоящей на повестке дня сложностью. В настоящее время в качестве так называемых «способов» преодоления проблемы избраны денежные виды социального обеспечения.

Миронова Т. К. определяет понятие «пособие» как «денежную выплату, предоставляемую гражданам по системе социального обеспечения ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения утраченного заработка (в полном объеме или частично) либо оказания материальной поддержки»[1, C. 78]. То есть определение упоминаемого нами автора устанавливает также временные рамки предоставления пособий и цели, на достижение которых они направлены. На мой взгляд, Миронова Т. К. наиболее расширительно определила изучаемое правовое явление, так как в рамках правового поля в нашем государстве, кроме пособий, имеют место быть иные выплаты, но они имеют совсем другие цели и понятие. Примером тому могут служить субсидия, дотация и т. д.

Особую разновидность видов пособий составляют пособия, предоставляемые в сфере защиты материнства, отцовства и детства. Их развитие взяло начало с принятия Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 N 81-ФЗ. С момента принятия акта прошло немало времени, его положения подверглись значительному изменению и до сих пор система предоставления пособий в данной области находится на стадии формирования.

До 2023 года система государственных пособий в соответствии с вышеупомянутым законом состояла из ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет, выплачиваемое лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [2].

Перечень пополнили положения Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", который устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка [3]. Подчеркну, что в акте содержится формулировка «выплата», а не пособие, то есть в данном случае понятия приравнены. Для реализации права на выплату требуется выполнение нескольких условий: во-первых, чтобы размер среднедушевого дохода семьи не превышал 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации, во-вторых, необходимо было обратиться в социальную защиту РФ. Размер выплаты составляет 100% прожиточного минимума, установленного в регионе и уделялся из средств федерального бюджета.

Что касается выплат на второго ребенка: условия предоставления абсолютно такие же, что и на первого ребенка, за исключением того, что средства выписываются со счета материального капитала. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до трех лет по заявлению лица, получившего сертификат, ежемесячная выплата может быть назначена на каждого ребенка.

Кроме того, Указами Президента РФ от 31.03.2022 N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей" и от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" перечень дополнен ежемесячным пособием на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет и ежемесячной выплатой на детей от 3 до 7 лет соответственно.

Однако в текущее время в связи с принятием Указа Президента РФ от 13.01.2023 № 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" перечисленные пособия трансформировались в ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка [4]. Правила предоставления так называемого нового «единого пособия» распространяются на детей, родившихся с 1 января 2023 года, соответственно, право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, возникшее до указанной даты реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу Указа.

Существенным изменениям после введения единого пособия подвергся порядок определения права на назначение пособия по уходу за ребенком до 1, 5 лет лицам, не осуществляющим трудовую деятельность. Сам факт нахождения в статусе лиц, не осуществляющих трудовую деятельность не порождает права на социальное обеспечение в связи с данным обстоятельством, то есть если до января 2023 года пособие предоставлялось в фиксированном размере без учета доходов и имущества, то в настоящий момент пособия назначаются с учетом комплексной оценки нуждаемости семьи (учитываются доходы и имущество семьи, наличие заработка или объективные обстоятельства для его отсутствия (правило «нулевого дохода», доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках), при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации. Законодатель ставить вопрос тем самым о необходимости исследования данных юридических фактов:1) оценки доходов семьи; 2) оценка имущественного ценза семьи.

Показательно, что если семья с ребенком не приобретаем право на данное пособие в связи с оценкой упомянутых фактов, то законодатель допускает возможность получения иного вида денежного обеспечения - ежемесячных денежных выплат - право на которые определяется только с оценкой доходов, но без оценки имущества семьи [5]. Однако данный вид денежного социального обеспечения влияет на уменьшение средств материнского капитала, поскольку вычитается из его номинальной суммы. В этой связи уместно ставить вопрос о повышении уровня социальной обеспеченности семьи с ребенком в случае, если семья воспользовалась правом на предоставление ежемесячных денежных выплат за счет средств материнского капитала. Полагаем, что это достаточно дискуссионный вопрос, поскольку имеет место качественно новое направление использования средств материнского капитала, который в итоге уменьшает номинальную сумму последнего и ограничивает возможность его использования для других целей. Например, для улучшения жилищных условий. Правовая природа материнского капитала, что это «дополнительная мера социальной поддержки», что следует из названия закона, регулирующего порядок ее предоставления. Представляется, что ежемесячные денежные выплаты должны лишь дополнять (улучшать) социальное положение семьи, а не уменьшать другой вид социального обеспечения - материнский капитал.

Таким образом можно сделать вывод о том, что законодательство по социальному обеспечению в части обеспечения семей с детьми все более приобретает характер адресности. Полагаем, что введение единого пособия влекло не совсем благоприятные правовые последствия для семей, в которых есть дети, не достигшие 17 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие / Т. К. Миронова. – Москва : КноРус, 2015. – 312 с. – ISBN 978-5-406-04429-2. – URL: https://be5.biz/pravo/s004/index.html . – Режим доступа: по подписке. – Текст: электронный.

2.     Российская Федерация. Законы. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон № 81-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 21 ноября 2022 года: [принят Государственной думой 26 апреля 1995 года : одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года]. – Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6659/ . – Режим доступа: сеть Интернет.

3.     Российская Федерация. Законы. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей: Федеральный закон № 418-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 5 декабря 2022 года: [принят Государственной думой 21 декабря 2017 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года]. – Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286470/ . – Режим доступа: сеть Интернет.

4.     Российская Федерация. Указы. О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей: Указ Президента РФ N 12 : [принят Президентом РФ 13 января 2023 года]. – Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_437414/ . – Режим доступа: сеть Интернет.

5.     Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2023 г. № 133 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, перечня документов (сведений), необходимых для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, формы заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет и формы заявления об отказе от ее получения». – Текст: электронный. // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_439143/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ . – Режим доступа: сеть Интернет.