ЕРМОЧЕНКОВ М.Е.

 

Место учебы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», магистрант кафедры теории, истории государства и права и международного права юридического института.

 

ТЕОРИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные теории функций государства в отечественной юридической науке. Представляются различные взгляды ученых на функции государства, делаются собственные выводы по рассматриваемой проблеме.

Ключевые слова: функции, государство, теории, отечественная юриспруденция.

 

THEORIES OF STATE FUNCTIONS IN DOMESTIC LEGAL SCIENCE

 

Abstract. The article examines various theories of state functions in domestic legal science. Various views of scientists on the functions of the state are presented, their own conclusions are drawn on the problem under consideration.

Keywords: functions, state, theories, domestic jurisprudence.

 

Развитие ключевых положений и концепций теоретико-правовой науки уже на протяжении десятилетий предполагает не только подробное изучение такого явления как «функции государства», но и создает необходимость детального и глубокого ретроспективного анализа терминологии.

Теория функций государства является, по истине, отечественной разработкой. Для западной науки больше свойственно понятие «цель государства», а не «функция государства». В западных исследованиях о функциях государства чаще всего ведут речь в контексте изучения роли государства в том или ином сегменте отношений, например, в экономике. Так, в одном из немецких диссертационных исследований указывается на тот факт, что налогообложение и финансовый контроль являются одной из старейших функций государства.  В последующем, в финансовой науке Германии XIX в. появились понятия «социальное государство», «экономические и налоговые функции государства». Налоги стали рассматриваться как средство для обеспечения функций государства, покрытия расходов на содержание государственного аппарата и перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения [1, С. 61.].

По сути, зарубежные специалисты изучают и рассматривают функции государства в свете деятельности его отдельных органов и выделяют законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства. Нередко в зарубежных исследованиях используется подход, согласно которому ученые выделяют функции государства как организации защиты какого-либо глобального объекта (например, «всеобщего благоденствия», «охраны справедливости» и др.). Придерживаясь подобных взглядов, западные мыслители понимают функции государства через отрицание зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий существования господствующих классов, что как раз-таки свойственно многим отечественным специалистам.

Что касается отечественной правовой мысли о функциях государства, то анализ специальной литературы позволяет утверждать, что отечественная юриспруденция далеко не во все периоды проявляла интерес к проблеме функций государства. Так, в юридической науке дореволюционного периода в первую очередь разрешался вопрос о целях и задачах государства, а термин «функция государства» хоть и был известен науке, но активно в теории государства не и использовался. Это подтверждает и позиция Г. Ф. Шершеневича, который в свое время признал несостоятельным предложение Лассона заменить вопрос о целях государства вопросом о функциях государства. «Можно признать, – указывает он, например, что право есть функция государства, но это еще не значит, что целью государства признается установление и охрана права» [2, С. 67.].

В трудах советского периода рассмотрение вопроса о функциях государства происходило в контексте острого политического противодействия. В.И. Ленин, высказав суждение о том, что «государство всегда действует очень энергично» [3, С. 3.], предопределил тем самым, процесс становления теории функций государства в отечественной науке. С этого момента фактически термин «функции государства» стал использоваться при изучении и анализе социальной роли государства и его управленческих свойств.

Классики марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) понятие «функция государства» обычно использовали в своих трудах в широком плане с целью выявления социального назначения государства. Подробный анализ трудов названных авторов свидетельствует о том, что термином «функция государства» они обозначали не какую-либо вычлененную разновидность осуществления государственной власти, а государственную деятельность в целом, характеризующую государство как организацию классового господства [4, С. 38.].

Однако, несмотря на глубину проводимых исследований о социальной сущности государства, относительно самостоятельная теория функций государства классиками марксизма-ленинизма сформулирована не была.

Важным этапом в разработке фундаментальных положений функциональной характеристики государства стало выступление И. В. Сталина с отчетным докладом на XVIII съезде ВКП(б) в 1939 году. В своем докладе И. В. Сталин конкретизировал функции государства через задачи, стоящие на различных исторических этапах социалистического строительства перед государством. Функции он описывал исходя из фаз социалистического строительства.

Стоит отметить, что практически каждый руководитель советского государства в своих выступлениях уделял внимание функциям государства. Так, Н. С. Хрущев на сессии Верховного Совета СССР в 1957 г. изложил в своем докладе мысль о том, что к числу главнейших функций государства необходимо относить функции организации общественного производства и руководства экономикой, хозяйством, осуществления, в интересах трудящихся, контроля за мерой труда и мерой потребления.

Анализ исследований советского периода показал, что положения партийных документов и официальные выступления партийных лидеров составляли основу научных исследований, посвященным функциям государства и принимались на вооружение при выработке направлений исследований государственно-правовых явлений.

Следующим этапом в развитии теории функций государства можно выделить период 60–70 гг. ХХ столетия, когда советские ученые-правоведы сформулировали и обосновали, и сформулировали понятийно-категориальный аппарат функциональной характеристики государства. Таким образом, в этот период рассуждения о функциях государства приобрели форму целостной теории (концепции, учения), которая зачастую использовалась при исследовании сущности и социального назначения государства на очередном этапе исторического развития.

Известный советский юрист, участвовавший в создании проекта Конституции СССР 1977 года, И. С. Самощенко был одним из первых, кто сформулировал научное определение функций государства. Он предлагал понимать функции Советского государства как его социальное назначение внутри и вне страны, так как они определяются непосредственно задачами, стоящими перед государством в тот или иной период исторического развития [5, С. 84.].

Противоположной позиции придерживался профессор Л. И. Зайганов, который считал, что функции, задачи и цели государства в своем единстве образуют социальное назначение государства [6, С. 19.].

У позиции И. С. Самощенко были и сторонники. Так, профессор Г. Н. Манов считал, что понятие «функция государства» служит выявлению социальной роли и назначению государства [7, С. 143.].

Таким образом, в 50-х гг. прошлого столетия в советской юриспруденции преобладало понимание функций государства как основных направлений его деятельности, выражающих его классовую сущность и социальное назначение.

В 1979 году М. И. Байтин издает монографию в которой выдвигает предложение о понимании функций социалистического государства как сторон его деятельности, выражающих и конкретизирующих его классовую сущность, служебную роль, задачи и цели, закономерности развития по пути к социализму и коммунизму [8, С. 190.].

По мнению М. И. Байтина при определении понятия «функции государства» необходимо исходить одновременно из того, что функции отражают и способность государства к определенной деятельности (направление деятельности) и активную реализацию этой способности (сторона).

Справедливо отметил А.Л. Бредихин, что теория функций государства – очень подробно разработанная тема как в советской, так и современной правовой науке. Однако современное государство, его организация и идеология значительно отличается от советской политико-правовой системы, поэтому актуальная для своего времени теория функций государства не всегда актуальна для современности [9, С. 43.].

На сегодняшний день также, как и в прошлом столетии не найдем единого подход к пониманию функций государства. В современной отечественной юриспруденции вопрос о функциях государства по традиции рассматривается в рамках сложившейся в советский период теории функций государства. Критика такого подхода сводилась к признанию фактического отождествления функций государства с самой государственной деятельностью. В качестве альтернативного подхода было предложено под функциями государства понимать его социальное назначение внутри и вне страны. Такой подход позволил отличить собственно функции государства от деятельности государства по их осуществлению, что исключено, по мнению представителей этого подхода, при понимании функций государства как основных направлений (сторон) его деятельности

Таким образом, современные исследователи понятие «функции государства» тесно связывают с понятиями «сущность государства», «цель государства», «задачи государства» и «назначение государства». Родовая связь этих понятий обусловливает многообразие подходов к пониманию функций государства.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Зорилэ Д. В. К вопросу о соотнесении легальной дефиниции налога и практики финансово-экономического регулирования в германии 20-х годов ХХ века / Д. В. Зорилэ // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 9. – С. 54-61. – Текст: непосредственный.   

2.    Шершеневич Г. Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. – Москва: Изд. Бр. Башмаковых, 1911. – 698 c.– Текст: непосредственный.   

3.    Ленин В. И. О социалистическом государстве и праве / В. И. Ленин // Правоведение. – 1960. – № 2. – С. 3-14. – Текст: непосредственный.   

4.    Грунис Е. И. Развитие теоретических представлений о функциях государства /  Е. И. Грунис // Общество и право. – 2012. – № 3 (40). – С. 38-40. – Текст: непосредственный.   

5.   Самощенко И. С. О правовых формах осуществления функций Советского государства / И. С. Самощенко // Советское государство и право. – 1956. – №3. – С. 81-91. – Текст: непосредственный.   

6.    Загайнов Л. И. Экономические функции советского государства / Л. И. Загайнов. – М.: Юрид. лит., 1968. – 67 с. – Текст: непосредственный.   

7.    Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества: монография / Г. Н. Манов. – М., 1974. – 176 с. – Текст: непосредственный.   

8.    Байтин М. И. Сущность и основные функции социалистического государства. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1979. – 302 с. – Текст: непосредственный.   

9.    Бредихин А.Л. Разработка теории функций государства в советской науке и связь с современностью / А.Л. Бредихин // Научный дайджест Восточно-сибирского института МВД России. – 2020. – № 3(6). – С. 40-44. – Текст: непосредственный.